Vologda Bishop Anthony and the Russian Church during the struggle for power at the Russian court in the mid-1580s
Table of contents
Share
QR
Metrics
Vologda Bishop Anthony and the Russian Church during the struggle for power at the Russian court in the mid-1580s
Annotation
PII
S086956870002231-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Usachev 
Affiliation:
Moscow State Institute of International Relations
Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
136-146
Abstract

 

 

Received
07.11.2018
Date of publication
12.11.2018
Number of purchasers
10
Views
2242
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1 В истории Русской Церкви XVI в. ведущую роль играл епископат, составлявший ядро главного органа церковного управления – Освященного собора1. Несмотря на появление посвящённых этой теме работ2, ключевые вопросы в его истории – прежде всего персональный состав и принципы комплектования – требуют дальнейшего изучения. И если механизмы поставления на кафедры лиц, относящихся к той или иной влиятельной внутрицерковной группе, как правило, вопросов не вызывают, то причины возведения на кафедры архиереев, не принадлежащих к ним, остаются неясными.
1. См. о нём, например: Вовина-Лебедева В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI вв. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396; Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79; Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121; Усачев А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVIII вв. М., 2017. С. 101–117.

2. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877; Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006; Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308; Усачев А.С. Был ли конфликт Ивана IV с рязанской кафедрой в 1569 г.? // Российская история. 2016. № 5. С. 66–81; Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113.
2 Таковым являлось поставление на Вологодско-Пермскую кафедру игумена Болдина дорогобужского монастыря Антония (1585–1587 гг.)3. Монастырь был основан в 1528 г. учеником Даниила Переяславского Герасимом (ум. 1554 г.)4. Обитель не занимала значимого места в церковной иерархии. Судя по известным перечням участников церковных соборов, настоятель монастыря не являлся членом Освященного собора до конца XVI в.5, войдя в его состав в 1590-х гг. и заняв там относительно невысокое место. В перечне из 47 наиболее влиятельных русских обителей «Лествица соборных властей» 1598/99 г. поместила Болдинский монастырь на 36-е место. Среди упоминаемых в этом источнике 26 соборных старцев русских монастырей болдинский старец отмечен на последнем месте6. Попадание Болдина монастыря в число наиболее значимых обителей пришлось на период, последовавший за поставлением Антония Вологодско-Пермским епископом. До этого статус обители был существенно ниже. И тем не менее в 1585 г. её настоятеля поставили на кафедру (пусть и не самую значительную). В перечне архиереев – участников церковных соборов 1555 и 1566 гг. Вологодско-Пермский владыка находился на последнем месте7. К концу XVI в. статус кафедры упрочился: согласно списку лиц, подписавших приговор собора 1584 г., а также «Лествице» 1598/99 г., она занимала шестое место8. С чем же связан взлёт игумена далеко не самого крупного и влиятельного монастыря?
3. Здесь и далее время занятия кафедр приводятся по справочнику П.М. Строева; уточнения специально оговариваются. Впервые за всю историю дорогобужского Болдина монастыря его игумен стал архиереем. Второй известный нам случай относится лишь к началу XVII в. – в 1603 г. на Тверскую кафедру поставили игумена Болдина монастыря Феоктиста (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 443).

4. Подробнее об истории обители см.: Кочетов Д.Б., Пономарёв А.М. Герасимов Болдинский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 174–179.

5. О составе Освященного собора в конце XVI в. подробнее см.: Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 70–79.

6. Лествица о соборных властех, кои в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1912. Кн. 2. С. 41.

7. ПСРЛ. Т. 13. М., 2000. С. 250; Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 172, 180–181.

8. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел (далее – СГГиД). Ч. 1. М., 1813. № 202. С. 592–598; Лествица о соборных властех… С. 40. В связь с вышесказанным поставим и установившуюся в последней четверти XVI в. связь между Вологодской кафедрой и крупнейшей столичной обителью – близким к митрополиту (патриарху) Чудовым монастырём. Два чудовских архимандрита – Христофор (1579–1587) и Пафнутий (1595–1604) – являлись выходцами из вологодских обителей (первый предположительно, второй – несомненно). См.: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–347.
3 Имеющиеся в нашем распоряжении биографические сведения об Антонии скудны9. Точное время его прихода в Болдинскую обитель неизвестно. О раннем периоде его жизни информацию даёт приписка к одному из списков XVII в. Жития Герасима Болдинского, составленного им не позднее поставления на Вологодскую кафедру (1585 г.)10. Приписка к Житию сообщает, что оно «списано бысть учеником его (Герасима. – А.У.) Антонием, иже бысть тоя же обители игумен, последи же бысть епискуп на Вологде Великия Перми»11. Следовательно, можно думать, что Антоний принял постриг у Герасима; в обитель же он пришёл не позднее 1 мая 1554 г. (даты смерти Герасима). Вероятно, это случилось в более раннее время, ведь Антоний назван учеником Герасима, а значит в течение какого-то срока он жил в обители.
9. Краткий обзор некоторых фактов его биографии см.: Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 599–600.

10. Подробнее о роли Антония в составлении первой редакции этого памятника см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 304–305; Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусских житий святых. Варшава, 1902. С. 284–293; Дмитриева Р.П. Антоний // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 46–47; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе (Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските): исследование и тексты. СПб., 1996. С. 73–87.

11. Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 74.
4 Из завещания-устава Герасима Болдинского известно, что его преемником стал Иосиф Краснописец12. Не позднее 1568/69 г. Иосиф ушёл на покой13. Поскольку другие настоятели Болдина монастыря в этот период неизвестны, можно предположить, что Антоний мог стать настоятелем около 1568/69 г. 20 марта 1576 г. Антоний уже точно являлся игуменом14.
12. Там же. С. 210.

13. На это указывает текст выходной записи сборника поучений Иоанна Златоуста. Она сообщает о том, что рукопись переписана бывшим игуменом болдинской обители Иосифом в 1568/69 г.: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова манастыря, еже именуется по мѣсту Болъдин лета 7077-го» (ОР ГИМ, собр. А.С. Уварова, № 110-1°, л. 1. Цит. по: Усачев А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 294). П.М. Строев последнее упоминание Иосифа (в роли бывшего настоятеля Болдина монастыря) относит как раз к 1569 г. (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 597).

14. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 212.
5 Поставление Антония на Вологодско-Пермскую кафедру состоялось 11 октября 1585 г. (в столицу он прибыл намного раньше – приходо-расходные книги Герасимова Болдина монастыря фиксируют его пребывание в Москве уже с 5 мая)15. Точная дата поставления вычислена П.М. Строевым (вероятно, на основании сведений Жития Антония, составление которого В.О. Ключевский отнёс к началу XVII в.)16. Этот источник сообщает, что вологодский владыка скончался в ночь на 26 октября 1587 г., «а епископства его бысть два лета и две недели»17. Высказанное в литературе мнение о том, что Антония поставили на кафедру в октябре 1586 г., а умер он в октябре 1588 г.18, противоречит не только указанию относительно позднего Жития, но и приходо-расходным записям Герасимова Болдина монастыря за соответствующий период. В них под 23 ноября 1585 г. упоминается уже новый игумен болдинской обители – Георгий19, а под 21 декабря 1585 г. в качестве Вологодского епископа фигурирует Антоний (в этот день в Герасимов Болдин монастырь приходили «Вологоцкого владыки Онтоньевы подьяки Христа славить»)20. Аргументом в пользу датировки поставления Антония именно в 1585, а не 1586 г. является и точная дата этого события – 11 октября. Известно, что в разгар противостояния Годуновых и их противников 13 октября 1586 г. был насильственно смещён с митрополичьей кафедры Дионисий. Вряд ли за два дня до того могла осуществляться процедура поставления епископа на кафедру.
15. Монастырские приходо-расходные книги. Вып. 1. Книги Павлова Обнорского и Болдина Дорогобужского монастырей. Л., 1924. Стб. 13, 20–25.

16. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 332.

17. Суворов Н.И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863. С. 173–174. Со ссылкой на Житие Антония верную дату поставления и смерти Вологодского владыки вслед за П.М. Строевым привела М.С. Черкасова (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 597, 730; Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей ХV–ХVII вв.: исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 90).

18. Ключевский В.О. Указ. соч. С. 304; Дмитриева Р.П. Антоний. С. 46; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 84–85, примеч. 14; Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний. С. 599. Эту версию впервые высказал В.О. Ключевский. По-видимому, историк, определяя время поставления Антония на Вологодско-Пермскую кафедру, из сообщаемой Житием даты (7094) отнял 5508 (что было бы верно для события, имевшего место от 1 января до 31 августа), а не 5509 (событие имело место в октябре).

19. Расходная книга Дорогобужского Болдинского Свято-Троицкого монастыря. 1585–1586 гг. // Русская историческая библиотека. Т. 2. СПб., 1875. Стб. 290.

20. Монастырские приходо-расходные книги. Вып. 1. Стб. 29.
6 Учитывая относительно недолгое – чуть более двух лет – пребывание Антония на Вологодской кафедре и кончину от естественных причин21, можно предположить, что архиереем он стал уже в преклонном возрасте. Это хорошо согласуется с тем, что Антоний появился в обители Герасима ранее 1554 г. К моменту поставления в епископы он имел за плечами не менее 31 года монашеской жизни22. С точки зрения возраста поставление Антония нельзя назвать уникальным: в XVI в. архиереями, как правило, становились лица с длительным (три–четыре десятилетия) «монастырским стажем»23.
21. Повествующее о его кончине Житие ничего не сообщает о распространении какой-либо болезни («мора») на территории региона, упоминая лишь о том, что за некоторое время до кончины Антоний «нача изнемогати» (Суворов Н.И. Указ. соч. С. 173).

22. Авторы статьи в «Православной энциклопедии», никак не обосновывая своего предположения, рождение Антония относят к началу 1520-х гг. (см.: Анишина А.П., Виноградова Е.А. Антоний. С. 599).

23. Едва ли не единственным исключением стал волоколамский игумен Даниил, поставленный на игуменство, а затем на Всероссийскую кафедру в раннем возрасте (Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония»… С. 105–109).
7 Есть основания полагать, что поставление на владычную кафедру настоятеля не самого крупного монастыря так или иначе могло быть обусловлено значительными изменениями в составе епископата в последней трети XVI в. К этому времени эпоха доминирования какой-либо обители в области церковного управления ушла в прошлое. На рубеже XV–XVI вв. ведущую роль играли выходцы из Троице-Сергиева монастыря. В 1495 г. троицкий настоятель Симон занял Всероссийскую кафедру; в годы его пребывания на ней не менее четырёх выходцев из этой обители поставили на различные кафедры: на Новгородскую (Серапион, 1506–1509 гг.), Крутицкую (Евфимий (1496–1499 гг.) и Досифей (Забела), 1508–1544 гг.), а также Рязанскую (Протасий, 1496–1515/16 гг.)24.
24. Усачев А.С. Об одном заказчике рукописных книг и «троицкой гегемонии» в Русской церкви на рубеже XV–XVI вв. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 5. Пятые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. Материалы международной научной конференции. Москва, 9–10 ноября 2017 г. М., 2017. С. 114–118.
8 В 1520-х гг. «гегемония» в Русской Церкви на несколько десятилетий перешла к инокам Иосифо-Волоколамского монастыря. В 1522 г. его игумена Даниила возвели на митрополичью кафедру. После этого в течение нескольких десятилетий около двух десятков выходцев из обители прп. Иосифа занимали почти все имеющиеся кафедры. Воспитанники Иосифо-Волоколамского монастыря возглавили по меньшей мере 11 обителей25. В период волоколамской «гегемонии» на кафедры ставились и выходцы из других обителей, но это был очень узкий круг монастырей с богатой историей (по преимуществу, московские или подмосковные), занимавшие первые места в церковной иерархии (Симонов, Чудов, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский). Ситуация кардинально изменилась на рубеже 1560–1570-х гг., когда в результате двух волн мора (в 1568/69 г. и 1570/71 г.) Иосифо-Волоколамский монастырь лишился подавляющего большинства своих пострижеников26.
25. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 305–310; Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей (на материале источников Иосифо-Волоколамского монастыря, 1479–1607) // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. М., 2007. С. 238–298; Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония»… С. 100–104.

26. Усачев А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония»… С. 109–113.
9 С резким ослаблением позиций Иосифо-Волоколамского монастыря связана своеобразная «демократизация» епископата. В последней трети XVI в. на кафедры помимо уцелевших пострижеников обители Иосифа по-прежнему ставили выходцев из Троице-Сергиева, Симонова, Чудова и Кирилло-Белозерского монастырей. Усилению элемента гетерогенности в составе русского епископата (по крайней мере, с 1586 г.) способствовало и ещё одно обстоятельство. Выходец из старицкого Успенского монастыря митрополит (с 1589 г. – патриарх) Иов (1586–1605) не был тесно связан ни с одной из крупнейших русских обителей. Соответственно, его поставление на Всероссийскую кафедру не сопровождалось усилением позиций какого-либо одного монастыря.
10 Во многом благодаря этим обстоятельствам в конце XVI в. на кафедры начали ставить выходцев из монастырей, ранее не дававших или почти не дававших Церкви высших церковных иерархов. В этот период в ряды епископата влились иноки из новгородских Варлаамо-Хутынского и Юрьева, владимирского Рождественского, старицкого Успенского, псковского Печерского, Махрищского, суздальского Спасо-Евфимьева, костромского Ипатьевского монастырей. В этом ряду лежит и поставление на Вологодско-Пермскую кафедру игумена Герасимова Болдина монастыря Антония. Сказанное отчасти объясняет, почему архиереем стал настоятель малозаметной обители. Однако таких монастырей на Руси были десятки, многие из них по древности и месту в церковной иерархии превосходили Болдинскую обитель. Почему в таком случае выбор пал на игумена Антония?
11 Главной достопримечательностью Герасимова Болдина монастыря был каменный Троицкий собор, построенный, по мнению исследователей, на рубеже XVI–XVII вв.27 Привлечение приходо-расходных книг обители позволило А.Л. Баталову уточнить датировку строительства, шедшего, судя по активным закупкам строительных материалов, в 1585/86–1591 гг. Поиски наиболее вероятных ктиторов монастыря в его приходо-расходных книгах дали возможность зафиксировать «тесную связь монастыря в конце XVI в. с великокняжеской семьёй и особенно с семейством Годуновых»28. Один из представителей рода Годуновых – Василий Иванович (в иночестве Варлаам), дядя Ирины и Бориса Годуновых, по-видимому, принял постриг и скончался в этой обители29. Под 23 июня 1587 г. в монастырской приходо-расходной книге записано: «Пожаловала государыня царица и великая княгиня Ирина, дала в дом Живоначалные Троицы в Герасимову пустыню по иноке Варламе по Годунове пятдесят рублев денег»30. Вероятно, Варлаам скончался незадолго до этой даты.
27. Подробнее об этом соборе см., например: Белогородцев И. Зодчий Фёдор Конь. Смоленск, 1949. С. 11–12; Косточкин В.В. Государев мастер Фёдор Конь. М., 1964. С. 167–168; Баталов А.Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1985. М., 1987. С. 442–447; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 50–54; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 86; Кочетов Д.Б., Пономарёв А.М. Герасимов Болдинский монастырь. С. 177.

28. Баталов А.Л. О времени построения… С. 444–445; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество… С. 50–54.

29. Баталов А.Л. О времени построения… С. 445; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество… С. 50.

30. Монастырские приходо-расходные книги. Вып. 1. Стб. 17.
12 Тесную связь Годуновых с Болдинской обителью демонстрируют и другие документы. Запись о вкладе 17 июля 1595 г. Д.И. Годунова сообщает о том, что он «дал корм по брате по своем по иноке Варламе пять рублев». В этот же день также «на корм» Годунов дал ещё 9 руб. 32 алтына и «на корм по старце по Герасиме пять рублев» (возможно, речь шла о Герасиме Болдинском). В этот же день последовал ещё один его крупный вклад – 50 руб. 24 марта 1594 г. он «прислал на корм по своих родителех пять рублев без десяти денег». Последняя запись даёт основания предполагать, что отец Д.И. Годунова – И.Г. Годунов – также мог быть связан с Болдинской обителью. Д.И. Годунов проявлял заботу о монастыре и ранее: 24 декабря 1585 г. туда приходили «на Рождество Христово боярина Дмитриея Ивановича (Годунова. – А.У.) крестовые дьяки славить»31.
31. Там же. Стб. 29, 196, 207–208.
13 С Болдинской обителью помимо Ирины и Дмитрия Годуновых связаны и другие представители этого семейства. 25 февраля 1591 г. «Григорьеву человеку Васильевича Годунова дано по игуменскому приказу полполтины». 11 марта 1599 г. «Иванову человеку Васильевича Годунова Мурзе дано потешенья десять алтын»32. Вели старцы Болдинской обители финансовые дела с Годуновыми и «на Москве» (вероятно, на монастырском подворье). 15 марта 1585 г. иноки за 13 руб. продали боярину Степану Васильевичу Годунову 34 воза сена; 16 апреля 1586 г. купили у С.В. Годунова за 30 руб. деревню в Московском уезде, 10 мая 1597 г. приобрели у человека С.В. Годунова Алексея «мерина совраса осми лет» за 3 руб. без гривны. 1 сентября 1600 г. старцы продали «жеребца ворона» С.В. Годунову за 9 руб. 25 алтын33. Как видим, в 1580–1590-х гг. (в период, вплотную примыкающий к поставлению во епископы Антония34) с Герасимовым монастырём имели отношения многие представители семейства Годуновых35. Благодаря чему могли установиться эти контакты?
32. Там же. Стб. 113, 130.

33. Там же. Стб. 16, 37, 63–64, 238.

34. Исходя из даты первого вклада по душе В.Г. Годунова (23 июня 1587 г.), можно предположить, что в 1585 г. (т.е. в момент поставления Антония) он был ещё жив.

35. Поскольку приходо-расходные книги болдинской обители известны лишь с 1585 г., проследить более ранние связи Д.И. Годунова и его родственников с монастырём нет возможности.
14 Годуновы наряду с Сабуровыми и Вельяминовыми являлись потомками богатого костромского вотчинника XIV в. Дмитрия Зерно36. С костромской землёй они сохраняли связь и позднее. К числу регионов, где в XVI в. располагались владения представителей этого рода, относились западные уезды России37, в частности Вяземский, недалеко от которого располагался Герасимов Болдин монастырь38. Тысячная книга 1550 г. среди вяземских землевладельцев фиксирует Ивана и Алексея Андреевичей Годуновых. Дворовая тетрадь середины XVI в. упоминает в Вяземском уезде Михаила Васильевича Годунова и его детей Язьку и Федьку, а также – и это исключительно важно – троих братьев Ивановичей: Ивана, Фёдора и Дмитрия39. О своих корнях Годуновы не забывали и позднее. В 1580–1590-х гг. они делали вклады в вяземские церкви40. Предположу, что именно в этом регионе могла установиться связь Годуновых (прежде всего Дмитрия Ивановича и Бориса Фёдоровича) с Малютой Скуратовым41 (брак Бориса Годунова с дочерью одного из руководителей опричнины во многом предопределил его успешную карьеру). Малюта и его братья Третьяк и Неждан в середине XVI в. владели землями под Белой, находящейся недалеко от Вязьмы42.
36. Об основных представителях этого рода см.: Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения: род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т. 18. М., 1946. С. 56–91; Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 96, 192, 191–195; Назаров В.Д. Годуновы // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007. С. 298–299. Благодарю А.В. Кузьмина за предоставленную возможность ознакомиться с росписью потомков Дмитрия Зерно (представителей родов Сабуровых, Годуновых, Пильемовых и Вельяминовых), подготовленной им к печати.

37. Перечень основных владений Годуновых в последней трети XVI в. см.: Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992. С. 186–188.

38. Связям Годуновых с Болдинской обителью способствовало и то, что Герасим основывал монастыри не только под Дорогобужем, но и на вяземской земле. Согласно Житию, в 1542/43 г. он основал монастырь Иоанна Предтечи «во граде Вязьме конець посаду… на речке Дебре» (Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие… С. 211; Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времён до XVII в. (включительно). М., 2017. С. 24; Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 203–204, 212; Даниил (Сычёв), иером., Кочетов Д.Б., Спрингис Е.Э. Вяземский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 139).

39. Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 60, 188.

40. Виноградов И.П. Исторический очерк… С. 27–28.

41. Данную догадку в устной беседе высказал А.В. Кузьмин.

42. Тысячная книга 1550 г. С. 194. Последний обзор биографии и земельных владений Малюты Скуратова и его ближайших родственников см.: Корзинин А.Л., Башнин Н.В. Новые данные к биографии опричника Малюты Скуратова // Российская история. 2017. № 2. С. 172–188.
15 Видимо, связь Годуновых с этим регионом установилась существенно ранее – вскоре после присоединения Вязьмы к территории Русского государства в конце XV в. Ю.Д. Рыков в собрании Е.Е. Егорова обнаружил Трефологий 1519 г. Выходная запись этой рукописи сообщает, что она переписана местным писцом Сидором Григорьевым (профессиональным переписчиком, выполнявшим и другие заказы)43 «наймом» Ивана Григорьевича Годунова (деда Б.Ф. Годунова) в великокняжеском Новом селе под Вязьмой44. Судя по упоминанию в Дворовой тетради сыновей И.Г. Годунова в числе вяземских землевладельцев, они продолжали владеть землями в этом регионе и спустя три десятилетия после переписки рукописи45. Косвенно на возможную связь уже Ивана Григорьевича Годунова – современника Герасима Болдинского – с основанной им обителью указывает упомянутый выше вклад 1594 г.46 По-видимому, появление Годуновых, а также представителей других родов старомосковской знати в Вяземском и других западных уездах связано с комплексом мер, проводимых русскими властями для удержания территорий, присоединённых в ходе русско-литовских войн рубежа XV–XVI вв. Представителей местной знати переселяли вглубь страны, а на их место испомещали служилых людей из центральной России47.
43. Несколько позднее, в 1527 г., Сидор переписал Евангелие-тетр также «в Вязьмѣ в великаго князя селѣ в Новом стоанием Рожества Христова соборнои церкви» (см.: ОР РНБ, ф. 550, № Q.I.21, л. 247. Цит. по: Усачев А.С. Книгописание в России... Т. 1. С. 108). О некоторых особенностях писцовой манеры Сидора см.: Турилов А.А. «Правило и наказание о душегубстве» и послание митрополита Ионы Глезны вяземскому попу Давыду // От Древней Руси к России Нового времени. Сборник к 70-летию А.Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 104.

44. ОР РГБ, ф. 98, № 1740, л. 410 об. Подробнее о рукописи см.: Рыков Ю.Д. Новые данные о деятельности книгописца Сидора под Вязьмой в первой трети XVI века // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Вып. 38. М., 1977. С. 139–149; Усачев А.С. Книгописание в России… Т. 1. С. 178, 186, 276–277, 293–294, 298, 323, 384–385, 407, 409, 428, 436; Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 75–76.

45. О значении записи писца Сидора для изучения процесса переселения служилых людей в Вяземский уезд в первой трети XVI в. также см.: Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.). М., 1985. С. 126.

46. Учитывая то, что последнее известное упоминание И.Г. Годунова приходится на июнь 1528 г. (СГГиД. Ч. 1. № 156. С. 430–431), нельзя исключать, что он мог быть лично знаком с Герасимом, основавшим в том году болдинскую обитель.

47. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии… С. 208, примеч. 152; Кобрин В.Б. Указ. соч. С. 123–127; Кром М.М. Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV – первой трети XVI в. М., 2010. С. 251–258.
16 Итак, поставление Антония епископом Вологодским и Великопермским могло быть связано с благоволением Годуновых к Болдинской обители. В ней, по-видимому, принял постриг и скончался один из представителей этого рода. Рассмотрим ещё один фактор, вероятно, также оказавший влияние на возвышение Антония: обратим внимание на дату поставления болдинского настоятеля – 11 октября 1585 г.
17 В 1585 г. говорить об однозначном доминировании лично Б.Ф. Годунова и Годуновых при дворе в целом нельзя48. Им предстояла напряжённая схватка за власть с прочими влиятельными лицами – Романовыми, Мстиславскими, Шуйскими и их сторонниками. Не вдаваясь в подробности этой борьбы49, отмечу следующий факт: противников Годуновых поддержал глава Русской Церкви митрополит Дионисий (1581–1586), а также, по-видимому, близкий к нему Крутицкий владыка Варлаам (Пушкин) (1583–1586)50.
48. Назаров В.Д. Политическая прагматика и историческая память: случай Бориса Фёдоровича Годунова // Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. М., 2016. С. 129–130.

49. Подробнее о расстановке сил при русском дворе, а также о перипетиях борьбы за власть при фактически недееспособном царе Фёдоре Ивановиче в этот период см.: Зимин А.А. В канун грозных потрясений: предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986. С. 104–140; Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985. С. 11–39; Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба… С. 27–50; Павлов А.П. Государев двор в конце XVI – начале XVII вв. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII вв. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 230–239; Станиславский А.Л. Труды по истории государева двора в России XVI–XVII вв. М., 2004. С. 119–121; Солодкин Я.Г. Когда началось правление Бориса Годунова? // Клио. 2013. № 1(73). С. 123–126; Солодкин Я.Г. Москва весной 1586 г. (О последовательности и хронологии волнений посадских людей «Царствующего града») // Клио. 2013. № 7(79). С. 64–68; Назаров В.Д. Политическая прагматика… С. 129–138.

50. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба… С. 32.
18 Противники Годуновых при поддержке ряда церковных иерархов планировали осуществить развод царя Фёдора с бездетной Ириной Годуновой (по некоторым сведениям, после этого заговорщики предполагали женить Фёдора на дочери кн. И.Ф. Мстиславского). В случае успеха этого предприятия родственники Ирины были бы полностью отстранены от власти. Однако заговор не удался, причастных к нему лиц удалили из столицы. Летом–осенью 1585 г. глава Боярской думы И.Ф. Мстиславский счёл за благо переехать в Кирилло-Белозерский монастырь51. Осенью 1586 г. началась опала Шуйских (окончательно их сопротивление Годуновы сломили в 1587 г.). Опале подверглись и близкие к ним лица, в том числе и некоторые руководители Русской Церкви. Митрополита Дионисия 13 октября 1586 г. свели с кафедры и сослали в новгородский Варлаамо-Хутынский монастырь, где в начале XVII в. он и умер. С Крутицкой кафедры примерно в это же время сместили и Варлаама, также, вероятно, поддержавшего заговорщиков. Его отправили в новгородский Антониев монастырь52.
51. Последний раз И.Ф. Мстиславский упоминается как светское лицо 25 июля 1585 г. Вероятно, выбирая место пострига, он посетил Соловецкий монастырь, сделав в него небольшой вклад (Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. М.; СПб., 2013. С. 272).

52. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 1035; Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». С. 28–29, 35–37; Солодкин Я.Г. Куда сослали бывшего митрополита московского Дионисия и его «собеседника» Варлаама? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). С. 109–110.
19 Для столь искушенных политиков, какими являлись Д.И. Годунов и его племянник, была очевидна необходимость укрепления своих позиций среди представителей не только светской, но и церковной элиты (членов Освященного собора). Известно, что Годуновы покровительствовали настоятелю старицкого Успенского монастыря Иову. При их поддержке последнего перевели в Москву и определили в настоятели сначала Симонова, а потом Новоспасского монастыря; в 1581 г. Иова поставили на Коломенскую кафедру, а 9 января 1586 г. на более значимую (четвёртую по значению) Ростовскую. 11 декабря 1586 г. (примерно через два месяца после смещения Дионисия) Иова возвели на Всероссийскую кафедру53. В свете приведенных данных можно полагать, что Иов был не единственным архиереем, близким к Годуновым54. К их числу принадлежал и Антоний. Дата его поставления – 11 октября 1585 г. – вплотную примыкает ко времени перевода Иова из Коломны в Ростов. Вероятно, его поставление связано с попыткой Годуновых обеспечить поддержку своим сторонникам в руководстве Церковью (прежде всего Иову).
53. Макарий (Веретенников), архим., Э.П.Р. Иов // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 253–254.

54. В работах об отношениях власти и Церкви в рассматриваемый период среди руководителей Русской Церкви сторонником Годуновых называют лишь Иова (см.: Шпаков А.Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси, XIV–XVI вв. Подвижники Русской Церкви. Новосибирск, 1991; Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 65–79).
20 Незадолго до поставления Антония Вологодско-Пермская кафедра стала вакантной. С 1576 до 1584/85 г. её возглавлял Варлаам. Серединой 1580-х гг. датируется переписка служебной минеи на июль. В её выходной записи отмечено, что рукопись переписывалась в вологодском Глушицком монастыре «по конець епископа Варлаама Вологоцкого и Великопермьского, а вново тогда на Вологде владыки не было»55. Уход Варлаама состоялся не ранее 20 июля 1584 г. (этим числом датируется его последнее упоминание в роли вологодского владыки в приговоре церковного собора)56 и не позднее начала октября 1585 г. Обстоятельства ухода Варлаама на покой неизвестны. Наиболее вероятной причиной могло быть состояние его здоровья. Практика ухода архиерея в связи с «немощью» была широко распространённым явлением, на что, в частности, указывает наличие специального формуляра отреченной грамоты57. Кроме того, в тот момент Б.Ф. Годунов и его родственники не пользовались поддержкой митрополита Дионисия, а без его согласия сместить архиерея было нельзя.
55. РГИА, ф. 834, оп. 1, д 382, л. 1.

56. СГГиД. Ч. 1. № 202. С. 592–598.

57. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1836. № 185, 384, С. 163, 488. Перечень ряда владык, в XVI в. ушедших с кафедр в связи с немощью, см.: Усачев А.С. Был ли конфликт… С. 75.
21 Возможно, Годуновы в этом вопросе заручились поддержкой части членов Освященного собора. К их числу мог принадлежать и Смоленский владыка Сильвестр. Герасимов Болдин монастырь находился на территории подвластной ему епархии. О политических симпатиях Сильвестра ничего не известно. Поскольку источники о его политической активности в 1584–1586 гг. также ничего не говорят, очевидно, что он занимал кафедру до кончины в 1592 г. и, похоже, не являлся противником Годуновых. То же можно сказать о Новгородском владыке Александре и Тверском Захарии. Неизвестна позиция Казанского владыки Тихона, сохранявшего кафедру до 1589 г. Видимо, противниками Годуновых были лишь митрополит Дионисий и Крутицкий владыка Варлаам, с прочими иерархами Церкви у Б.Ф. Годунова на протяжении всего его правления источники конфликтов не фиксируют58. Можно допустить, что значительная часть остальных членов Освященного собора если открыто и не поддержала ставленника Годуновых, то, по крайней мере, не противодействовала его поставлению на кафедру.
58. Флоря Б.Н. Борис Феодорович Годунов // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 72.
22 Ограничивались ли меры Годуновых по укреплению своих позиций в Русской Церкви поставлением Иова и Антония в период их возвышения? Вскоре после того, как в 1567 г. Кострому взяли в опричнину, в 1569 г. настоятелем одной из крупнейших столичных обителей – Новоспасского монастыря – стал игумен костромского Ипатьевского монастыря Вассиан59. В XVI в. статус этой обители был не слишком высок, игумен Ипатьевской обители не являлся членом Освященного собора. В рассматриваемый период, однако, Годуновы оставались главными ктиторами монастыря – здесь находились могилы их предков. Они делали в него вклады земельными владениями, деньгами, книгами и инициировали каменное строительство на его территории60. Благодаря покровительству этого семейства статус Ипатьевского монастыря повысили, и его настоятель, став архимандритом, вошёл в состав Освященного собора. Согласно «Лествице соборных властей» 1598/99 г., он занял исключительно высокое – десятое – место; строитель Ипатьевского монастыря Гурий (Ступишин) оказался на девятом месте в перечне из 26 соборных старцев наиболее авторитетных обителей61.
59. В справочнике П.М. Строева Вассиан указан игуменом Ипатьевского монастыря в 1558–1566 гг. (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 852). С.Б. Веселовский относил время его настоятельства к 1550–1569 гг. (Веселовский С.Б. Указ. соч. С. 76).

60. Макарий (Миролюбов), архим. Вклады Годуновых в Ипатьевском монастыре // Известия Императорского археологического общества. Т. 3. Вып. 1. СПб., 1861. Стб. 231–237; Веселовский С.Б. Указ. соч. С. 58–59, 67–71, 76–80; Зонтиков Н.А., Д.Б.К. Ипатиевский во имя святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 136–138. Об осуществляемых за счёт Годуновых строительных работах в Ипатьевском монастыре см. также: Баталов А.Л. Московское каменное зодчество… С. 48–50, 110.

61. Лествица о соборных властех… С. 40–41; Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 73.
23 Трудно сказать, когда именно настоятель Ипатьевского монастыря стал архимандритом и членом Освященного собора. По-видимому, это произошло не ранее 1584 г. (в соборном приговоре данная обитель не представлена) и не позднее мая 1589 г. В Утверждённой грамоте фигурирует строитель Ипатьевского монастыря Гурий. В перечне старцев он помещён на почётное третье место (после двух соборных старцев Троице-Сергиева монастыря)62. Наиболее вероятной датой включения инока костромской обители в состав Освященного собора представляется период близкий к поставлению Антония и Иова.
62. Идея Рима в Москве XV–XVI века. Источники по истории русской общественной мысли. Roma, 1993. С. 190.
24 Появление в столице игумена Ипатьевского монастыря Вассиана в историографии связывали с началом укрепления позиций Годуновых (именно в этот период Д.И. Годунов стал постельничим Ивана IV)63. Архимандриты Новоспасского монастыря – неизменные члены Освященного собора – в XVI в. неоднократно занимали важнейшие кафедры. Не стал исключением и Вассиан. 14 февраля 1575 г. его поставили на Казанскую кафедру64. Его преемником в роли архимандрита Новоспасского монастыря стал пользовавшийся покровительством Годуновых Иов. Прямых данных о том, что взлёт Вассиана непосредственно связан с покровительством Годуновых, нет. Однако если такое предположение справедливо, то можно думать, что поставление Антония – одно из звеньев в цепи мероприятий Годуновых, направленных на укрепление их влияния в церковной элите. Наиболее активные действия Годуновых в этом направлении, как уже отмечалось выше, пришлись на 1585–1586 гг., т.е. на самый насыщенный событиями период борьбы Годуновых за власть65. Последующие события показали, что именно благодаря предпринимаемым ими с 1560-х гг. мерам по расширению числа своих сторонников среди членов Освященного собора, в 1598 г. близкий к Годуновым патриарх Иов смог сыграть ключевую роль в избрании Бориса Фёдоровича на царство.
63. Зонтиков Н.А., Д.Б.К. Ипатьевский во имя святой Троицы мужской монастырь. С. 137.

64. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 287.

65. Я.Г. Солодкин окончательную победу Б.Ф. Годунова в борьбе за власть связывает с опалой Шуйских осенью 1586 г. (Солодкин Я.Г. Когда началось правление Бориса Годунова? С. 123–126).
25 Вероятно, действия Годуновых, направленные на укрепление своих позиций в руководстве Церковью, не ограничивались приведёнными фактами. На период их правления приходится значительное повышение места в церковной иерархии ещё двух обителей: в число членов Освященного собора вошли настоятели Антониева-Сийского и Тихвинского Успенского монастырей. Впервые среди участников собора они фигурируют в «Лествице» 1598/99 г.: настоятель сийской обители на последнем (47-м), настоятель тихвинской – на 27-м местах. В рассматриваемый период при участии Годуновых в этих обителях активно велось каменное строительство. Именно в Антониев-Сийский монастырь сослали едва ли не самого опасного политического противника Б.Ф. Годунова Ф.Н. Романова. Близость этих обителей к царскому семейству, а также возрастание их значения как центров почитания Антония Сийского и Тихвинской иконы Богородицы во второй половине XVI в. несомненны, как и связь резкого возрастания их значения с покровительством Годуновых66.
66. Павлов А.П. Церковная иерархия… S. 73; Лествица о соборных властех… С. 40–41; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество… С. 30–31, 36, 38–39.
26 Подводя итоги, отмечу, что, судя по всему, неожиданный карьерный взлёт игумена Болдинского монастыря обусловлен сплетением ряда факторов – внутрицерковных, политических и личных. Во многом эта ситуация связана с падением влияния Иосифо-Волоколамского монастыря, доминировавшего на протяжении 1520–1560-х гг. Потеряв в результате мора подавляющее большинство иноков, Волоколамская обитель более не могла претендовать на значимую роль в церковном управлении. Людских ресурсов других духовных корпораций – Кирилло-Белозерской, Троице-Сергиевой, Симоновской и Чудовской – оказалось недостаточно. С этим, по-видимому, и связано то, что в последней трети XVI в. на кафедры начали ставить выходцев из менее значительных монастырей, к числу которых принадлежал и Герасимов Болдин Свято-Троицкий.
27 Не последнюю роль сыграла и многолетняя связь Болдина монастыря с Годуновыми. Прямым следствием благоволения последних к обители стали их многочисленные вклады в неё, строительство каменного Троицкого собора и поставление игумена Антония в архиереи.
28 Хиротонию Антония стоит рассматривать в рамках более широкого контекста, выходящего за рамки простой заботы ктиторов о «своей» обители. Это событие, вероятно, имело и вполне определённые политические коннотации. В период острой борьбы за власть Годуновы стремились заручиться поддержкой руководителей Церкви. Вряд ли стоит сомневаться в том, что появление в составе Освященного собора сторонника Годуновых сыграло свою роль в избрании и поставлении на Всероссийскую кафедру первого российского патриарха.

References

1. Vovina-Lebedeva V.G. «Osvyaschennyj sobor» v istochnikakh XIV – nachala XVI vv. // Cahiers du Monde russe. Vol. 46. 2005. № 1/2. P. 387–396;

2. Pavlov A.P. Tserkovnaya ierarkhiya v sisteme gosudarstvennoj vlasti Rossii i uchrezhdenie patriarshestva // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Bd. 76: Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. S. 70–79;

3. Usachev A.S. Kak chasto sobiralis' tserkovnye sobory v Rossii XVI v.? // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2015. № 3(61). S. 120–121; Usachev A.S. O sostave Osvyaschennogo sobora v 1566 g. // Predstavitel'nye instituty v Rossii v kontekste evropejskoj istorii XV – serediny XVIII vv. M., 2017. S. 101–117.

4. Stroev P.M. Spiski ierarkhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskoj Tserkvi. SPb., 1877;

5. Kochetov D.B., Ponomaryov A.M. Gerasimov Boldinskij monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 11. M., 2006. S. 174–179.

6. Antonov A.V. Prigovornaya gramota 1566 goda // Russkij diplomatarij. Vyp. 10. M., 2004. S. 172, 180–181.

7. Anishina A.P., Vinogradova E.A. Antonij // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 2. M., 2001. S. 599–600.

8. Cherkasova M.S. Arkhivy vologodskikh monastyrej i tserkvej KhV–KhVII vv.: issledovanie i opyt rekonstruktsii. Vologda, 2012. S. 90.

9. Zimin A.A. Krupnaya feodal'naya votchina i sotsial'no-politicheskaya bor'ba v Rossii (konets XV–XVI v.). M., 1977. S. 305–310;

10. Dajkstra T. Inocheskie imena v Moskovskoj Rusi i problemy identifikatsii ikh obladatelej (na materiale istochnikov Iosifo-Volokolamskogo monastyrya, 1479–1607) // Imenoslov. Istoricheskaya semantika imeni. Vyp. 2. M., 2007. S. 238–298;

11. Belogorodtsev I. Zodchij Fyodor Kon'. Smolensk, 1949. S. 11–12;

12. Kostochkin V.V. Gosudarev master Fyodor Kon'. M., 1964. S. 167–168;

13. Batalov A.L. O vremeni postroeniya sobora Boldino-Dorogobuzhskogo monastyrya // Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. Pis'mennost'. Iskusstvo. Arkheologiya. Ezhegodnik. 1985. M., 1987. S. 442–447;

14. Veselovskij S.B. Iz istorii drevnerusskogo zemlevladeniya: rod Dmitriya Aleksandrovicha Zernova (Saburovy, Godunovy i Vel'yaminovy-Zernovy) // Istoricheskie zapiski. T. 18. M., 1946. S. 56–91;

15. Vinogradov I.P. Istoricheskij ocherk goroda Vyaz'my s drevnejshikh vremyon do XVII v. (vklyuchitel'no). M., 2017. S. 24;

16. Trofimovskij N.V. Istoriko-statisticheskoe opisanie Smolenskoj eparkhii. Smolensk, 2013. S. 203–204, 212;

17. Daniil (Sychyov), ierom., Kochetov D.B., Springis E.Eh. Vyazemskij vo imya svyatogo Ioanna Predtechi zhenskij monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 10. M., 2005. S. 139).

18. Korzinin A.L., Bashnin N.V. Novye dannye k biografii oprichnika Malyuty Skuratova // Rossijskaya istoriya. 2017. № 2. S. 172–188.

19. Ot Drevnej Rusi k Rossii Novogo vremeni. Sbornik k 70-letiyu A.L. Khoroshkevich. M., 2003. S. 104.

20. Kobrin V.B. Vlast' i sobstvennost' v srednevekovoj Rossii (XV–XVI vv.). M., 1985. S. 126.

21. Krom M.M. Mezh Rus'yu i Litvoj. Pogranichnye zemli v sisteme russko-litovskikh otnoshenij kontsa XV – pervoj treti XVI v. M., 2010. S. 251–258.

22. Nazarov V.D. Politicheskaya pragmatika i istoricheskaya pamyat': sluchaj Borisa Fyodorovicha Godunova // Universitas historiae. Sbornik statej v chest' Pavla Yur'evicha Uvarova. M., 2016. S. 129–130.

23. Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «Smutnogo vremeni». M., 1985. S. 11–39;

24. Pavlov A.P. Gosudarev dvor i politicheskaya bor'ba… S. 27–50; Pavlov A.P. Gosudarev dvor v kontse XVI – nachale XVII vv. // Pravyaschaya ehlita Russkogo gosudarstva IX – nachala XVIII vv. (Ocherki istorii). SPb., 2006. S. 230–239;

25. Stanislavskij A.L. Trudy po istorii gosudareva dvora v Rossii XVI–XVII vv. M., 2004. S. 119–121;

26. Solodkin Ya.G. Kogda nachalos' pravlenie Borisa Godunova? // Klio. 2013. № 1(73). S. 123–126;

27. Stroev P.M. Ukaz. soch. Stb. 1035; Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «Smutnogo vremeni». S. 28–29, 35–37; Solodkin Ya.G. Kuda soslali byvshego mitropolita moskovskogo Dionisiya i ego «sobesednika» Varlaama? // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2009. № 3(37). S. 109–110.

28. Makarij (Veretennikov), arkhim., Eh.P.R. Iov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. M., 2010. S. 253–254.

29. Shpakov A.Ya. Gosudarstvo i Tserkov' v ikh vzaimnykh otnosheniyakh v Moskovskom gosudarstve. Tsarstvovanie Feodora Ivanovicha. Uchrezhdenie patriarshestva v Rossii. Odessa, 1912;

30. Florya B.N. Boris Feodorovich Godunov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 6. M., 2003. S. 72.

31. Makarij (Mirolyubov), arkhim. Vklady Godunovykh v Ipat'evskom monastyre // Izvestiya Imperatorskogo arkheologicheskogo obschestva. T. 3. Vyp. 1. SPb., 1861. Stb. 231–237;

32. Veselovskij S.B. Ukaz. soch. S. 58–59, 67–71, 76–80; Zontikov N.A., D.B.K. Ipatievskij vo imya svyatoj Troitsy muzhskoj monastyr' // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 26. M., 2011. S. 136–138.

33. Zontikov N.A., D. B. K. Ipat'evskij vo imya svyatoj Troitsy muzhskoj monastyr'. S. 137.

34. Solodkin Ya.G. Kogda nachalos' pravlenie Borisa Godunova? S. 123–126.

Comments

No posts found

Write a review
Translate