E.A. Kalinina. Sistema narodnogo prosveshcheniia na Evropeiskom Severe Rossii v pervoy polovine XIX veka
Table of contents
Share
QR
Metrics
E.A. Kalinina. Sistema narodnogo prosveshcheniia na Evropeiskom Severe Rossii v pervoy polovine XIX veka
Annotation
PII
S086956870002236-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lidiya Koshman 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
175-176
Abstract

 

 

Received
07.11.2018
Date of publication
12.11.2018
Number of purchasers
10
Views
1946
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1 Среди многочисленных работ по истории российской общеобразовательной школы монография Е.А. Калининой выделяется фундаментальностью и новаторским подходом к исследованию этого важнейшего института общественной и культурной жизни России. Это итог многолетней работы, в ходе которой исследовательница изучала состояние и развитие школьного образования в губерниях Русского Севера, подготовив несколько монографий1 и ряд статей.
1. Калинина Е.А. Народные школы Олонецкого края в XIX – начале ХХ века. СПб., 2009; Калинина Е.А. «Имена их известны будут в истории просвещения России…» (Деятели народного образования Олонецкой губернии в первой половине XIX века). Петрозаводск, 2011; Калинина Е.А. Школы Олонецкой губернии в первой половине XIX в.: исторические очерки и документы. СПб., 2015.
2 Книгу Калининой отличает комплексный и системный подход к освещению темы. Она подробно анализирует становление системы начальной и средней школы в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях, содержание, формы и методы обучения, личный состав учителей и контингент учащихся. При этом формировавшееся в первой половине XIX в. учительство рассматривается автором как особый социально-профессиональный слой российской интеллигенции. Вместе с тем, указывая на основополагающую роль государства в развитии школы, исследовательница взвешенно характеризует политику правительства и пересматривает резко негативные оценки, преобладавшие в советской историографии. Этому способствует и знание ею огромной библиографии, посвящённой истории школьного образования в России. В обстоятельно и профессионально написанном историографическом очерке показано, с чего начиналось изучение данной проблематики и как она расширялась по мере важности и взаимосвязи различных её аспектов.
3 Монография Калининой опирается на обширный и разнообразный круг источников – законодательные акты, ведомственные циркуляры и распоряжения, регулировавшие и регламентировавшие жизнь школы, периодика, мемуарная литература. Несомненным достоинством работы является широкое привлечение архивных материалов, причём большинство документов, извлечённых их архивов Республики Карелия, а также Архангельской и Вологодской областей, историками ранее не использовались. Включённое в монографию «Приложение» содержит ценные фактические данные, сведённые в 18 таблиц (сведения о лицах, участвовавших в организации общеобразовательной школы в регионе, программы обучения, число учащихся в гимназиях, приходских училищах и сельских школах различных ведомств в северных губерниях, соотношение частных и государственных учебных заведений, количество книг в фондах школьных библиотек).
4 В первой половине XIX в. в России активно разрабатывались программы и методы преподавания в гимназиях, уездных и приходских училищах. Калинина справедливо отмечает совокупность обстоятельств, мешавших полностью реализовать идеи и правовые нормы, декларировавшиеся в законах. Прежде всего школа так и не получила должного государственного финансирования. Однако едва ли не более важным фактором являлось сохранение «неорганизованного образовательного пространства» – семейного образования, в котором по-прежнему преобладало «устное учительство», понимание обучения как приобретения трудовых навыков, передававшихся от отца к сыну, умения работать, «дело делать», а не овладение грамотностью и письменной культурой. Правительственные распоряжения в области народного просвещения в царствование Николая I скорее поддерживали эти патриархальные устои, а не стремились их преодолеть (запрещение крепостным крестьянам обучение в гимназиях и университетах в 1827 г., усиление сословного начала в уставе 1828 г. и т.д.). Сказывалась и известная инертность крестьянства, в массе своей с недоверием относившегося к школьным занятиям. Поэтому утверждение автора о том, что решающие изменения в развитии общеобразовательной школы произошли ещё в дореформенное время, представляется несколько преувеличенным. При всём значении этого периода, тогда происходило скорее накопление опыта и поиск оптимальных форм организации преподавания в начальных и средних учебных заведениях. Так, возникшие тогда гимназии просуществовали как тип вплоть до революции, а благородные пансионы и училища для канцелярских служащих, напротив, были признаны не соответствующими ожиданиям и постепенно упразднены.
5 Монография Е.А. Калининой, в которой представлена подробная картина состояния дореформенной школы на Русском Севере, несомненно, вызовет интерес у научной общественности. Богатство и разнообразие фактического материала, отражающего региональную специфику, позволило автору проследить практическую реализацию правительственных постановлений, регулировавших создание в России новой образовательной системы.

Comments

No posts found

Write a review
Translate