BICH 1917. Sobytiya goda v satire sovremennikov. Moscow, 2017
Table of contents
Share
QR
Metrics
BICH 1917. Sobytiya goda v satire sovremennikov. Moscow, 2017
Annotation
PII
S086956870002244-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina Belova 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Tsiolkovsky Kaluga State University
Address: Russian Federation, Kaluga
Edition
Pages
203-205
Abstract

 

 

Received
07.11.2018
Date of publication
12.11.2018
Number of purchasers
10
Views
3230
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1 В начале ХХ в. в России произошла настоящая революция в области журнальной графики, когда развлекательный юмор неуклонно превращался в политически заострённую сатиру. В 1917 г. революция «журнальная» должна была сомкнуться с политической. Но о том, как развивалась эта тенденция и каковы оказались её последствия, мало кто задумывался до появления рецензируемого издания (автор идеи почётный член Российской академии художеств В.В. Гусейнов).
2 Великой российской революции «не повезло» как с изобразительной, так и с литературно-художественной репрезентацией (об иконографии и говорить не приходится). Сталинский террор обернулся деперсонализацией событий пред- и революционного времени. Общество лишилось своей подлинной, зрительно узнаваемой истории. Люди стали воспринимать прошлое по постановочным фильмам, которые выдавали за документальные, и по лентам агитационного характера.
3 Положение несколько изменилось в годы перестройки. Но здесь преобладало стремление восполнить нехватку фотографического ряда1. Только относительно недавно журнальная карикатура времён Первой мировой войны и революции была показана достаточно полно: особый нарратив позволил скорректировать былые политические или социальные в своей основе представления о событиях исследуемого периода2.
1. Революционный держите шаг: фотоальбом о трёх русских революциях / Сост. В.Б. Гриб; авторы текста: В.П. Булдаков, Е.А. Никифоров, С.В. Тютюкин. М., 1987.

2. См.: Баратов П.Н., Филиппова Т.А. «Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. М., 2014; Баратов П.Н., Филиппова Т.А. 1914–1918: Великая война и Великая революция в русской журнальной сатире. М., 2017; Ветер Семнадцатого года. Российский политический плакат 1917 г. М., 2017.
4 Данная книга необычна. Это, по сути, иллюстрированная хроника событий 12 месяцев 1917 г. Во-первых, здесь представлен карикатурный ряд лишь одного из выходивших тогда еженедельников – «Биче». Гусейнов руководствовался, вероятно, эстетическими соображениями: в «Биче» работали лучшие карикатуристы (В.Н. Денисов (Дени), Б.И. Антоновский, М.П. Бобышев) и известные сатирики (В.В. Князев, Д’Актиль (А.А. Френкель), Е. Венский (Е.О. Пяткин), Б. Мирский (Б.С. Миркин-Гецевич). Иллюстрации авторы отобрали, видимо, по эстетической и литературной выразительности. Особую роль сыграло и то обстоятельство, что в конце мая 1917 г. главным редактором еженедельника стал «неудобный» журналист А.В. Амфитеатров, направлявший острие критики на большевиков, по его мнению, сознательно провоцировавших хаос в угоду Германии.
5 Во-вторых, кардинально изменилось соотношение между карикатурами и сопроводительным текстом. Они не столько дополняли друг друга, сколько создавали контрастную «неопределённость» привычного и непривычного нарративов. Подписи к иллюстрациям играли роль своеобразного пояснительного «мостика». То, что это было сделано намеренно, подтверждает предисловие «Бич сатиры и революция», написанное известным историком В.П. Булдаковым. Исследователь уже давно предлагает не политическую, а социально-бунтарскую интерпретацию событий 1917 г.3 За это его порой критикуют4, и автор, пожалуй, использовал ещё один шанс для отстаивания своей точки зрения, согласно которой за спиной образованных политических «фантазёров» (и правых, и левых) стояло нечто большее, – стихия возмущения их невнятными и медленными действиями.
3. См.: Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2010; Булдаков В.П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности // Полис. 2016. № 4. С. 100–114; Булдаков В.П. Революция 1917 года: мифы, которые мы выбираем // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2017. № 1. С. 39–62; Булдаков В.П. «Тонкие материи» революции и «ментальные ступоры» историографии // Воронцово поле. Вестник фонда «История Отечества». 2017. № 1. С. 43–45; и др.

4. См. об этом: Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Российская история. 2018. № 1. С. 185.
6 В-третьих, в книге представлены не только иллюстрации, но и фельетоны, стихотворные пародии, скабрезные шутки. Возможно, оригинальных текстов 1917 г. могло быть и больше, но и в такой пропорции они активно дополняют зрительный ряд еженедельника. Авторы словно дают понять, что пора отходить от набивших оскомину оценок революции.
7 Булдаков неформально подошёл к своей задаче «сопровождения» иллюстраций. Предложенная им помесячная хроника событий могла бы сложиться в самостоятельное повествование о революции, наполненное многими малоизвестными деталями. Историк ссылается не только на известные и мало знакомые читателям российские и зарубежные монографии, но и на мемуары, дневники и письма, характеризующие будоражившую психику атмосферу тех лет. Спектр взглядов современников на революционные события 1917 г. был поразительно велик – это в известной степени дополняет монографию В.П. Булдакова и Т.Г. Леонтьевой, также пестрящую отсылками к визуальным свидетельствам, но почему-то лишённую иллюстраций5.
5. См.: Булдаков В.П., Леонтьева Т.Г. 1917 год. Элиты и толпы: культурные ландшафты русской революции. М., 2017.
8 Из содержания издания следует, что падения самодержавия, которое некоторые исследователи по-прежнему считают результатом заговора, на самом деле никто не ожидал. На протяжении двух первых месяцев 1917 г. карикатуристы и сатирики привычно перебирали тяготы военного времени: дороговизну, взяточничество, спекуляцию, падение нравов и т.п., политики и не просматривалось. Но после отмены цензуры поднялась волна высмеивания царской четы (больше всего досталось супруге самодержца), а также Г. Распутина и министров. В апреле появились карикатуры на «победивших» политиков, как правых (В.В. Шульгин), так и левых (А.Ф. Керенский, Н.С. Чхеидзе). В мае высмеяли оставшихся не у дел председателя IV Государственной думы М.В. Родзянко и военного и морского министра А.И. Гучкова. Не жаловали и новых назначенцев, в частности министра иностранных дел М.И. Терещенко и министра труда М.И. Скобелева. Появились также карикатуры на лживых и корыстных попов (с. 98–99). Однако всё это было далеко от объективности.
9 Журнальная карикатура, развивавшаяся в рамках дозволенного, после февраля находилась в границах социально востребованного. В первом случае художники и читатели как бы выплеснули своё негодование на «предателей» и «растлителей» России. Последующие карикатуры и тексты отражали разочарование в революции и страх перед крепнувшим большевизмом. В общем, если судить по сатире того времени, надежд на новую власть было немного, но страхов перед неизвестностью – в избытке.
10 В июле на обложке журнала появились рисунки, отражавшие перепад настроения «Бича» и его читателей. На первом из них («Дева революция») была изображена юная петроградская красотка с винтовкой – романтизированный образ революционной милиции, сменившей «ненавистную» царскую полицию, а замыкала номер другая «дева» – мерзкого вида толстая торговка в красной юбке, на которой просматривались фрагменты слов «демократия» и «республика» (с. 129, 130).
11 В том же номере «Бича» были показаны и политические «вершители» судеб России: на диване восседают министры Временного правительства (различим только ухмыляющийся В.М. Чернов), которые делают вид, что не знают, где разыскать Ленина, лукаво выглядывающего из-под дивана, причём подстилкой ему служит газета «Правда». Ленин возникает ещё дважды – как немецкий шпион, получающий свои 30 сребреников, и как карлик, марширующий впереди победоносных немецких генералов по Берлину (с. 131–133). Наряду с этим появляется и устрашающий образ анархии – этот сюжет вскоре «пропишется» на страницах «Бича».
12 В августе уже были представлены изображения призраков террора (с. 141, 142). Показан и А.Ф. Керенский, в одном случае пытающийся сдержать бегущих с передовой солдат после провала наступления, в другом – поддерживаемый Л.Г. Корниловым (с. 144, 149). Имелась и карикатура на большевистских лидеров: все они уже сидят за решёткой – и находящиеся в тюрьме, и те, кто ещё был в бегах (с. 155). Весьма отвратительный вид имеет обнаглевший «пролетарий» (с. 157). Похоже, что собственно сатира перестала быть таковой: рисунки скорее отражали настроения всеобщей растерянности. И эта тенденция определила последующие номера журнала.
13 Представляя хронику событий и рисунки месяца, предшествовавшего Октябрю, авторы книги, словно намеренно, сталкивают политически-событийный нарратив революции с его обыденным карикатурным и злословным восприятием. Оказывается, когда левые политики-интеллигенты заседали на бесчисленных совещаниях и съездах, карикатуристы то рефлексировали по поводу корниловского «мятежа», то сокрушались в связи с победоносным шествием «пособника Германии» Интернационала (изумительный по выразительности рисунок Sinus’a (И.В. Симакова) (с. 163). Тогда уже высмеивались умеренно-социалистические политики (А.Ф. Керенский, И.Г. Церетели) и словно предугадывалось «пришествие» Ленина (с. 173). Как оказалось, ни левые политики, ни интеллигентные обыватели не знали, как реагировать на происходившее в стране. Поэтому вызывает сожаление то, что в хронике фактически не представлен ход событий в «низах». Скорее всего, Булдаков хотел подчеркнуть процесс внутреннего разложения тогдашней политической жизни, никак не связанной с глубинными социальными процессами.
14 В октябре карикатурный Керенский был показан политическим ничтожеством, оказавшимся у разбитого корыта (с. 182, 184), а победителем – торжествующий «пролетарский» хам, в шевелюре которого притаилась вошь с лицом Л.Д. Троцкого (с. 185). Впрочем, тут же были размещены шаржи на В.М. Чернова и даже на В.Э. Мейерхольда, окончательно завоевавшего сцену революции (с. 186, 187). Октябрьские и ноябрьские номера «Бича» проникнуты безнадёжным пессимизмом – бороться с большевистской напастью оказалось некому. «Эмоции приходят и уходят, а история движется по своим собственным законам, – пишет в послесловии Булдаков. – И её революционное неистовство остаётся только понять» (с. 210).
15 В конце книги представлен весьма необычный именной указатель. Биографические справки о персонажах сопоставляются с их фотографическими и карикатурными изображениями, причём можно увидеть не только политиков, но литераторов и художников. На мой взгляд, это очень интересный ход – авторы вновь «сталкивают» реальное и воображаемое, как и было в сознании людей революционного времени.
16 В целом издание, напоминающее и юбилейную «шутку», и сознательную историографическую «провокацию», несомненно, будет полезно для самой широкой аудитории.

References

1. Revolyutsionnyj derzhite shag: fotoal'bom o tryokh russkikh revolyutsiyakh / Sost. V.B. Grib; avtory teksta: V.P. Buldakov, E.A. Nikiforov, S.V. Tyutyukin. M., 1987.

2. Baratov P.N., Filippova T.A. «Vragi Rossii». Obrazy i ritoriki vrazhdy v russkoj zhurnal'noj satire ehpokhi Pervoj mirovoj vojny. M., 2014

3. Buldakov V.P. Krasnaya smuta. Priroda i posledstviya revolyutsionnogo nasiliya. M., 2010

4. Kolonitskij B.I. Yubilejnyj god i istoriki revolyutsii // Rossijskaya istoriya. 2018. № 1. S. 185.

Comments

No posts found

Write a review
Translate