Nikolay Nikolayevich Lisovoy (1946–2019)
Table of contents
Share
Metrics
Nikolay Nikolayevich Lisovoy (1946–2019)
Annotation
PII
S086956870004507-8-1
DOI
10.31857/S086956870004507-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liubov Melnikova 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Irina Smirnova
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
214-218
Abstract

           

Received
25.03.2019
Date of publication
25.03.2019
Number of purchasers
30
Views
511
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
4224 RUB / 30.0 SU
1 7 января 2019 г., в Рождественскую ночь, после продолжительной тяжёлой болезни ушёл из жизни выдающийся учёный и общественный деятель Николай Николаевич Лисовой – известный историк, богослов, философ, поэт, публицист, доктор исторических наук, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Многогранность личности, многосторонность таланта, широта творческих интересов и деятельности Николая Николаевича в 2006 г. были точно определены формулой «Родное и вселенское», давшей название юбилейному сборнику статей, посвященному 60-летию учёного. По справедливому замечанию ответственного редактора издания А.В. Назаренко, «неслиянная нерасторжимость национального и вселенского – становая интуиция русского ума, контрапункт мелодии русского сердца». Именно таким русским мыслителем, обладавшим редким даром – «о высоком судить с дерзновением», и был Н.Н. Лисовой.
2 Н.Н. Лисовой родился 23 октября 1946 г. в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в семье полковника Николая Васильевича Лисового и учительницы немецкого языка Ольги Валентиновны Таланцевой. Оба родителя были участниками Великой Отечественной войны (мать – в должности военного переводчика и в звании старшего лейтенанта), познакомились в 1943 г. в действующей армии на Кавказе и вскоре поженились. По признанию самого Николая Николаевича, «память великой Победы и чувство великой эпохи – первое, что определило его как личность».
3 Ещё в детстве Н.Н. Лисовой увлёкся историей и литературой, начал писать стихи. Однако выбор профессии, определившей его жизненный путь, произошёл не сразу. В 1963 г. он поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) на факультет теоретической и экспериментальной физики. Ядерная физика манила его тогда «красотой и загадочностью», «небывалым расширением возможностей постижения Вселенной». Однако вскоре Николай Николаевич понял, что профессия инженера-физика – не для него. Дабы не сворачивать с полдороги, он с 4-го курса МИФИ перевёлся на физико-математический факультет Московского государственного заочного педагогического института и в том же 1967 г., сдав экстерном недостающие дисциплины, получил диплом о высшем образовании.
4 Работая в Институте прикладной математики АН СССР, Н.Н. Лисовой всерьёз задумался о смене специализации. Значительным шагом на этом пути стала его кандидатская диссертация «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии», защищённая в 1977 г. в Институте философии АН СССР, где он обучался на заочном отделении аспирантуры.
5 С 1969 г. Н.Н. Лисовой стал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата, возглавляемого епископом (с 1986 г. – митрополитом) Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), являвшимся также главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Период работы в Издательском отделе Московского Патриархата, представлявшем собой в СССР своеобразный научно-исследовательский центр по разработке церковной истории и истории отечественной богословской мысли, Николай Николаевич считал «самыми наполненными и лучшими годами» своей жизни. «Как историк русского богословия, как историк Русской Церкви я вышел оттуда. Это был трамплин для всей моей последующей деятельности в этой области», – признавался позднее Лисовой. А владыка Питирим и архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии», «в связке» с которыми он работал, на долгие годы стали его духовными друзьями. Среди важных книг, подготовленных Издательским отделом, следует назвать «Настольную книгу священнослужителя» (в 7 т. М., 1977–1994), где Н.Н. Лисовому принадлежит ряд статей о русских и византийских святых и богородичных иконах, и издание «Русская Православная Церковь», вышедшее в 1985 г. в Германии на немецком языке в серии «Церкви мира», где Николай Николаевич написал раздел «Русская богословская наука» (Die russische theologische Wissenschaft // Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin; New York, 1985 (Die Kirchen der Welt. Bd. 19); автор не указан). Последнюю книгу к тысячелетию Крещения Руси планировалось издать и в русском варианте отдельными выпусками, однако вышли лишь первые два (Русская Православная Церковь, 988–1988. Вып. 1: Очерки истории, I–ХIХ вв. М., 1988; Вып. 2: Очерки истории, 1917–1988. М., 1988). В обоих выпусках Николай Николаевич участвовал в качестве одного из авторов, но раздел «Русская богословская наука» не мог быть опубликован в советском атеистическом государстве по цензурным соображениям. Он увидел свет лишь через четверть века в периодическом издании «Богословские труды» (Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений Русской богословской академической науки в ХIХ – начале ХХ столетия // Богословские труды. М., 2002. Сб. 37. С. 5–127).
6 В 1974 г. из Института прикладной математики АН СССР Николай Николаевич перешёл в Институт иностранных языков имени М. Тореза, где преподавал философию, оттуда в 1975 г. – на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (в группу по семиотике при кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания), в 1980–1995 гг. работал в научно-методическом отделе Государственного исторического музея, в июле 1995 г. по приглашению член-корреспондента РАН Я.Н. Щапова перешёл в Институт российской истории РАН, в Центр истории религии и Церкви, основанный Ярославом Николаевичем в 1990 г. В этом подразделении, где научное призвание Николая Николаевича, наконец, соединилось с его должностными обязанностями, он проработал до конца своих дней в должности сначала старшего, затем ведущего, а с 2013 г. – главного научного сотрудника.
7 Вклад Н.Н. Лисового в развитие отечественной исторической науки бесспорен. Многие его труды посвящены малоизученной, но чрезвычайно актуальной и востребованной проблематике, связанной с духовной составляющей истории российской национальной государственности, с формированием русского духовного и политического присутствия в мире. К разрабатывавшимся им тематическим узлам относятся проблема преемственности русского и вселенского православия (см., напр.: Лисовой Н.Н. Под знаком Софии (К предыстории идеи Третьего Рима) // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29–31 мая 1989 г. М., 1995. С. 58–64; Лисовой Н.Н. Православие византийское, русское, вселенское // Москва. 1999. № 1. С. 152–159. и др.), история русского монашества (Лисовой Н.Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России ХI–ХХ века. Исторические очерки. М., 2002. С. 186–222. и др.), отношения Церкви и государства, а точнее – для восточно-христианского православного мира – Церкви и Империи (Лисовой Н.Н. Патриарх в Империи и Церкви // Труды Института российской истории РАН. Вып. 4. М., 2004. C. 40–78; Лисовой Н.Н. Империя и Церковь (диптих) // Религии мира: История и современность. 2004. М., 2004. С. 234–272. и др.).
8 Другой важнейшей сферой его исследований являлась история отношений России и стран «библейского региона», представляющих в их историческом, этнорелигиозном и культурном многообразии уникальный объект изучения как плацдарм взаимодействий и противоречий русской и европейских дипломатий, противостояния православной Российской империи и западного латинско-протестантского мира. Этой тематике посвящена монография Н.Н. Лисового «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.» (М., 2006), удостоенная в 2007 г. Макариевской премии первой степени в номинации «История Православной Церкви». Эту работу в 2007 г. Николай Николаевич защитил в качестве докторской диссертации в Институте всеобщей истории РАН.
9 Никогда не замыкаясь в рамках одной (плановой) темы, Н.Н. Лисовой писал работы, посвященные истории русского канонического права, творческому вкладу представителей духовенства в русскую науку и духовную культуру, а также труды, обобщающие целые направления его научных интересов в области истории Русской Церкви. К последним, в частности, относятся книги «Награды Русской Православной Церкви» (М., 2001), «Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы» (М., 2002).
10 Среди работ, изданных Н.Н. Лисовым, особняком стоят мемуары русского государственного деятеля, одного из организаторов Февральской революции, а затем Белого движения В.В. Шульгина. В них важное место занимают уникальные поздние воспоминания, надиктованные старым политиком Николаю Николаевичу в 1968–1976 гг. (Шульгин В.В. Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002; предисловие и послесловие Н.Н. Лисового). Учёный высоко ценил восьмилетнюю дружбу с «дедом Шульгиным», который, по его признанию, принадлежал к числу людей, оказавших наибольшее влияние на формирование его личности и мировоззрения. Особенно ему импонировал «исторический оптимизм» Василия Витальевича, его мужество в отстаивании «правды факта» и «правды идеи», «вера в историческое достоинство и будущее России».
11 Значительное место в научной работе Н.Н. Лисового занимали вопросы историко-филологического анализа памятников древнерусской письменности. Он мастерски пользовался методом уточнения датировки рукописей на основании внутренних данных текста (Лисовой Н.Н. К датировке Мстиславова Евангелия // Мстиславово Евангелие XII века: Исследования. М., 1997. С. 710–719; Лисовой Н.Н. О данных месяцеслова как возможном датирующем признаке. (К уточнению времени создания Мстиславова Евангелия) // Историческому музею – 125 лет. Материалы юбилейной научной конференции. М., 1998. С. 238–246. (Труды ГИМ. Вып. 100) и др.).
12 Особого внимания заслуживает 45-летняя деятельность Н.Н. Лисового в старейшей российской неправительственной организации – Императорском Православном Палестинском Обществе (член Российского Палестинского Общества при АН СССР с 1974 г., руководитель секции «Литературные связи Востока и Запада» с 1988 г., член Совета РПО с 1990 г. и ИППО (после восстановления исторического названия Общества) с 1992 г., заместитель председателя ИППО с 1995 г.). Будучи одним из лучших специалистов по истории Святой Земли и русско-палестинских духовных, политических и гуманитарных связей, Н.Н. Лисовой долгие годы был не только историографом ИППО и организатором научной деятельности Общества, его знания широко использовались и в практическом плане: при отстаивании прав ИППО и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме на принадлежавшие им владения в Святой Земле, при формировании внешнеполитической концепции России и Русской Церкви в современной социальной и духовной реальности Ближнего Востока. Как общепризнанный эксперт в области исторических и культурных связей России со странами Ближнего Востока, Николай Николаевич регулярно оказывал содействие Министерству иностранных дел в работе по архивно-документальному подтверждению российского права собственности на подворья, храмы, монастыри в Святой Земле и возвращению их в собственность Российской Федерации.
13 Н.Н. Лисовой руководил масштабными научно-издательскими проектами по публикации материалов, связанных с историей Святой Земли. Им была подготовлена и издана монументальная публикация документов «Россия в Святой Земле» (в 2 т. М., 2000; расширенное и переработанное издание в 3 т. М., 2015–2019), впервые в науке давшая всестороннюю документированную картину русского церковного и дипломатического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке в ХIХ – начале ХХ в. В рамках научного сотрудничества с Московской Патриархией Н.Н. Лисовой инициировал и возглавил работу по изучению и изданию уникального источника – многотомного «Дневника» начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). С 2007 г. он являлся научным редактором основанной им издательской серии «Библиотека Русской Палестины», в которой были переизданы важнейшие труды в области отечественного палестиноведения – сочинения А.А. Дмитриевского, В.Н. Хитрово и других авторов – со вступительными статьями и комментариями Н.Н. Лисового.
14 Вершиной многолетнего и скрупулёзного труда Николая Николаевича по изучению Святой Земли стали его книги «Приди и виждь. Свидетельства Бога на Земле» (М., 2000), «Откровение Святой Земли. Путеводитель» (М., 2012), «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель» (М.-СПб., 2015), представляющие собой новый тип исторического путеводителя по святым местам и памятникам Иерусалима и Палестины, где научный характер работы исследователя органично совмещён с глубоким знанием церковной истории и религиоведения. Мир христианских святынь раскрывается учёным независимо от конфессиональных и культурно-политических различий. Согласно научно-методологическому подходу автора, святые места рассматриваются как архитектурно-литургическая реальность, а их место в культуре и церковном предании – как историко-литургическая реконструкция.
15 Таким образом, можно сказать, что Н.Н. Лисовой положил начало новому актуальному и перспективному направлению исследований в отечественной исторической науке на стыке истории Церкви и истории дипломатии – православному востоковедению. Эти проблемы, в частности, нашли отражение в монографии «Россия и Святая Земля в первой половине XIX века: церковная политика на Православном Востоке» (в соавторстве с И.Ю. Смирновой; СПб., 2015).
16 Последняя монография Николая Николаевича «Церковь, Империя, культура: очерки синодального периода» (М., 2016) вышла в свет в год его 70-летнего юбилея. Согласно концепции автора, моделью российской национальной державности является Православная Империя, где тесно взаимодействуют Церковь (как институт преимущественного державосозидающего вероисповедания) и Империя (как гарант сохранения православной цивилизации). В соответствии с этой моделью православность была интегрирована во все основные сферы ментальности русского человека: социальную, научно-образовательную, культурно-просветительскую, внешнеполитическую; наиболее ярко специфика Православной Империи выразилась в синодальный период.
17 (Полная библиография научных работ Н.Н. Лисового, насчитывающая около 500 наименований, приведена в двух юбилейных сборниках статей: Родное и вселенское. К 60-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2006. С. 405–429; Церковь в истории России. Сб. 11: К 70-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2016. С. 338–348.)
18 Н.Н. Лисовой вёл активную редакционную деятельность на посту заместителя председателя Научного совета РАН «Роль религий в истории», он был членом Экспертного совета Макариевского Фонда (с 2008 г.) и членом редколлегий ряда исторических изданий: «Православного Палестинского Сборника», альманахов «Религии мира» и «Церковь в истории России» (Труды Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН).
19 Большую работу проводил Н.Н. Лисовой в целях популяризации исторических знаний. Он неоднократно выступал с лекциями по истории и филологии в Политехническом музее, Государственном историческом музее, ИППО; являлся автором сценария нескольких документальных фильмов и телесериалов по истории России, Русской Церкви и культуры («Пути Господни» (2001), «Святыни христианского мира» (2004) и др.); был ведущим ежедневной передачи «Православный календарь» на канале «Россия» (1997–1998), автором и ведущим серии радио-бесед «Ветка Палестины» (2014–2015) и передач «Русское слово» на канале «Народное радио».
20 Заслуги Николая Николаевича перед Русской Православной Церковью отмечены Юбилейной патриаршей благословенной грамотой в ознаменование великого празднования 2000-летия Рождества Христова (2000) и орденами Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (2001) и Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2006).
21 Кончина Н.Н. Лисового является невосполнимой потерей для русской истории и философии, религиоведения и Православия. В своём лице Николай Николаевич соединял широчайшую эрудицию, безмерное трудолюбие, всегдашнюю готовность помочь, бескомпромиссную принципиальность, верность науке, Родине и Церкви. Он был человеком большой души, глубокой порядочности, яркой творческой силы, духовного мужества и исключительных дарований. Таким он и останется в памяти друзей и коллег.
22 Отпевание 10 января в церкви Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, зачитавший перед этим текст соболезнования Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В тот же день Николай Николаевич был погребён на Даниловском кладбище Москвы.