Rec. ad op.: P.A. Krotov. Rossiyskiy flot na Baltike pri Petre Velikom. Saint Petersburg, 2017
Table of contents
Share
Metrics
Rec. ad op.: P.A. Krotov. Rossiyskiy flot na Baltike pri Petre Velikom. Saint Petersburg, 2017
Annotation
PII
S086956870005106-7-1
DOI
10.31857/S086956870005106-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Artamonov 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
170-172
Abstract

       

Received
13.05.2019
Date of publication
30.05.2019
Number of purchasers
37
Views
793
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В отличие от «морских» народов – финикийцев, греков, викингов, голландцев, англичан – русские, имея мореходные традиции на северных морях и на юге, в основном опирались на навыки речной колонизации огромных просторов Евразии. В XVII в. Россия оказалась наглухо отсечена от Азовского, Чёрного и Балтийского морей. При Петре Великом Азовский флот просуществовал всего 16 лет (1696–1712), исчезнув после неудачных войн с Турцией в 1710–1713 гг. Однако к тому времени, благодаря Северной войне, которую, по признанию царя, «начали как слепые», уже появился Балтийский флот. Война заставила приступить к военному судостроению на Новгородской верфи, во Пскове, на реках Луге и Сяси, хотя делать это следовало раньше, задолго до 1700 г. Взятие в 1702 г. Нотебурга позволило закрепиться на Неве и выйти к Финскому заливу, а последующий прорыв на просторы Варяжского моря казался в XVIII в. столь же новым, как полёт в космос для наших современников.
2

Это великое дело на Балтике получило новаторское освещение в объёмной монографии доктора исторических наук профессора Санкт-Петербургского университета П.А. Кротова, который поднял свежие пласты источников из архивов и музеев Петербурга, Москвы, Архангельска и использовал огромную историографию на нескольких европейских языках. Ранее им уже было опубликовано восемь монографий, посвящённых победам при Полтаве и Гангуте, основанию Петербурга1, а также почти две сотни статей о русском кораблестроении, флотоводцах, гардемаринах и навигаторах, о Морском уставе, о силе и тактике Балтийского флота в боях при Аландских островах, Гангуте, Эзеле. Им также были подготовлены к печати несколько документальных сборников по истории Беломорья, сибирской экспедиции академика Ж.Н. Делиля в 1740 г. (из архивохранилищ России и Франции), труд Ф.И. Соймонова о Петре Великом и т.д.2

1. Кротов П.А. Гангутская баталия 1714 года. СПб., 1996; Кротов П.А. Основание Санкт-Петербурга: загадки старинной рукописи. СПб., 2006; Кротов П.А. Битва при Полтаве: к 300-летней годовщине. СПб., 2009; Кротов П.А. Осударева дорога 1702 года: пролог основания Санкт-Петербурга. СПб., 2011; Кротов П.А. Гангут: сражение и корабли. СПб., 2013; Кротов П.А. Гангут. 300 лет первой победе российского флота. М., 2014; Кротов П.А. Битва под Полтавой. Начало Великой России. СПб., 2014. См. также: Кротов П.А. Полтавская битва. Переломное сражение русской истории. М., 2018.

2. Тревожные годы Архангельска 1700–1721. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого / Сост. Ю.И. Беспятых, В.В. Брызгалов, П.А. Кротов. Архангельск, 1993; Ден Д. История российского флота в царствование Петра Великого / Публ. П.А. Кротова. СПб., 1999; Нартов А.А. Рассказы о Петре Великом (по авторской рукописи) / Публ. П.А. Кротова. СПб., 2001; Материалы экспедиции Ж.-Н. Делиля в Берёзов в 1740 г. Дневник Т. Кёнигфельса и переписка Ж.-Н. Делиля / Сост. Н.В. Кирющенко, П.А. Кротов. СПб., 2008; Соймонов Ф.И. История Петра Великого / Отв. ред. П.А. Кротов. СПб., 2012; Сражение при Гангуте 1714 года – начало славы российского флота / Сост. Н.В. Кирющенко, П.А. Кротов. СПб., 2014.
3 В его новом труде «пошагово и вживую», на основании сотен свидетельств представлены военные операции 1700–1721 гг., строительство верфей, заводов, «великого каравана» (корабельного и галерного флота). Подробно описана эпопея подготовки «Осударевой» (Царской) дороги длиной в 167 вёрст и шириной в 6,5 м и перевод по ней двух яхт от Белого моря к Онежскому озеру. Этим судам довелось участвовать в штурме Нотебурга, а в дальнейшем их, возможно, превратили в брандеры. В марте–апреле 1704 г. Пётр I заложил морской форпост России Кроншлот, воспользовавшись, как пишет Кротов, «упущением шведов», не построивших крепости на о. Котлин. Хотя при наличии выдвинутых на восток Нотебурга и Ниеншанца надобность в крепости на о. Котлин стала для Швеции минимальной. Автор также уточнил дату переноса столицы из Москвы, что произошло не в 1712 г., как считалось ранее, а 8(19) мая 1714 г., когда, именно благодаря Балтийскому флоту, Петербург был объявлен «царствующим градом» (с. 363).
4 Пётр считал, что сильная армия и флот станут стержнем России. Необходимость создания регулярной военно-морской силы справедливо обосновывает и П.А. Кротов, полемизирующий с Н.Н. Петрухинцевым, по мнению которого геополитическое положение страны делало «почти невозможной и стратегически ненужной доктрину мощного наступательного флота на Балтике» (с. 36). Кротов убедительно показал, что мобилизация материальных и финансовых ресурсов, обязательная служба дворянства, наименее затратные рекрутские наборы и пожизненная служба моряков не только создали «профессиональный флот», но и позволили форсировать развитие экономики. По воле царя на северо-западе была создана промышленная база, основаны железоделательные Олонецкие Петровские заводы (пик их работы пришёлся на 1714–1719 гг.), домны, налажено литьё пушек, изготовление якорей, ядер, ружей, шпаг, полотняное, канатное и лесопильное производство. По кораблям, вооружению и кадрам флота автором повсюду проведены точные подсчёты.
5 В книге детально описаны программы создания Балтийского флота – и скромная первая (1703–1707), и начатая с ноября 1707 г. вторая, рассчитанная уже на создание 27 линейных кораблей, и третья, осуществлявшаяся с 1715 г. К кампаниям 1713–1714 гг. был подготовлен самый мощный в истории региона галерный флот для похода в Финляндию, и блокада Петербурга окончилась. Ударный гребной флот, нападавший с 1708 г. на противника, предопределил победу России на Балтике, которая и решила исход Северной войны. Строительство кораблей и галер по турецко-греческой, английской, французской или русской технологиям прослежено в монографии вплоть до 1725 г. Ежегодные расходы на флот в 1704–1724 гг. колебались около 10–12% (с. 332–334, 705). Издержки казны на приобретение и постройку 30–60-пушечных кораблей составляли от 18 до 120 тыс. руб. (с. 705, 718). По отзыву британского резидента в Петербурге Д. Джеффриса, русская кораблестроительная школа оказалась не хуже европейских (с. 276). Впрочем, в книге несколько преувеличены опасения британцев относительно господства царя на море (с. 327). Ведь Англия, закупая в России стратегические товары (мачтовый лес, пеньку, сало, воск и канаты), не остерегалась продавать ей первоклассные корабли. Пётр I в 1713 г. специально перевёл торговлю из Архангельска в Петербург, чтобы «стравить» Англию и Голландию со шведами. В Петербург в 1724 г., по сведениям Кротова, прибыло 196 иностранных кораблей, и больше всего как раз британских (29%) и голландских (28%) (с. 713).
6 В начале становления флота, в 1708 г., все служившие на нём штаб- и обер-офицеры были из иностранцев, среди младшего командного состава их насчитывалось 37,4%, а общепринятым языком в офицерской среде являлся голландский. Однако в 1723 г. большинство моряков составляли уже «природные» россияне: 71,8% штаб- и обер-офицеров и 90,7% младших командиров. А из 12 475 рядовых чинов корабельного Балтийского флота 20 мая 1723 г. иностранцев было лишь пятеро – матрос и четыре трубача (с. 564, 567).
7 Образцом для Математическо-навигационной школы стала Королевская математическая школа в Лондоне. Уровень преподавания определён Кротовым по книге конспектов, чертежей, рисунков и таблиц. За рубежом навигаторы с 1706 по 1718 г. обучались в основном за свои средства, а с придворных, откупавшихся от службы за границей, бралось от 40 до 360 руб. в год (с. 587). Правда, оставленные без присмотра и содержания гардемарины нередко уклонялись от морских плаваний и сбегали с французских, испанских и венецианских кораблей. Зрелость флота наступила к 1717 г., когда прекратилась посылка навигаторов для прохождения практики на иностранных судах.
8 К 1718 г. превосходство русской морской армады над шведами стало явным, и половина балтийской акватории оказалась под контролем царя. Однако океанского флота при Петре I создано не было. Тем не менее его преобразования и победы оказались столь грандиозны, что многие историки, включая Кротова (с. 64–67, 479, 490), полагают, будто именно при нём Россия вошла в число великих держав, наряду с монархией Габсбургов, Францией, Великобританией, Нидерландами и Османской империей (обладавшей 100-тысячной армией без учёта крымских татар и курдов). Но всё же такой статус она приобрела только при Екатерине II, когда, по словам канцлера кн. А.А. Безбородко, «ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». К 1790 г. Балтийский флот имел 34 линейных (частично 100-пушечных) корабля, 15 фрегатов, 270 гребных судов, а Черноморский – 22 линейных корабля, 12 фрегатов и 80 гребных судов, армия же (вместе с иррегулярными и гарнизонными войсками) превышала полмиллиона.
9 Скрупулёзное, богато иллюстрированное исследование П.А. Кротова является одновременно и научным, и справочным. Свободное владение материалом источников и историографией в очередной раз подтверждает высокое профессиональное мастерство историка.

References

1. Den D. Istoriya rossijskogo flota v tsarstvovanie Petra Velikogo / Publ. P.A. Krotova. SPb., 1999.

2. Krotov P.A. Bitva pod Poltavoj. Nachalo Velikoj Rossii. SPb., 2014.

3. Krotov P.A. Bitva pri Poltave: k 300-letnej godovschine. SPb., 2009.

4. Krotov P.A. Gangut. 300 let pervoj pobede rossijskogo flota. M., 2014.

5. Krotov P.A. Gangut: srazhenie i korabli. SPb., 2013.

6. Krotov P.A. Gangutskaya bataliya 1714 goda. SPb., 1996.

7. Krotov P.A. Osnovanie Sankt-Peterburga: zagadki starinnoj rukopisi. SPb., 2006.

8. Krotov P.A. Osudareva doroga 1702 goda: prolog osnovaniya Sankt-Peterburga. SPb., 2011.

9. Krotov P.A. Poltavskaya bitva. Perelomnoe srazhenie russkoj istorii. M., 2018.

10. Materialy ehkspeditsii Zh.-N. Delilya v Beryozov v 1740 g. Dnevnik T. Kyonigfel'sa i perepiska Zh.-N. Delilya / Sost. N.V. Kiryuschenko, P.A. Krotov. SPb., 2008.

11. Nartov A.A. Rasskazy o Petre Velikom (po avtorskoj rukopisi) / Publ. P.A. Krotova. SPb., 2001.

12. Sojmonov F.I. Istoriya Petra Velikogo / Otv. red. P.A. Krotov. SPb., 2012.

13. Srazhenie pri Gangute 1714 goda – nachalo slavy rossijskogo flota / Sost. N.V. Kiryuschenko, P.A. Krotov. SPb., 2014.

14. Trevozhnye gody Arkhangel'ska 1700–1721. Dokumenty po istorii Belomor'ya v ehpokhu Petra Velikogo / Sost. Yu.I. Bespyatykh, V.V. Bryzgalov, P.A. Krotov. Arkhangel'sk, 1993.

Comments

No posts found

Write a review
Translate