Rec. ad op.: E.I. Pivovar. Mir rossiyskogo zarubezhya v kontse XX – nachale XXI veka. Moscow, 2019
Table of contents
Share
Metrics
Rec. ad op.: E.I. Pivovar. Mir rossiyskogo zarubezhya v kontse XX – nachale XXI veka. Moscow, 2019
Annotation
PII
S086956870007409-0-1
DOI
10.31857/S086956870007409-0
Publication type
Reference
Source material for review
Е.И. Пивовар. Мир российского зарубежья в конце XX – начале XXI века. М.: РГГУ, 2019. 439 с.
Status
Published
Authors
Aleksander Levchenkov 
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Irina Khanova
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
236-139
Abstract

        

Received
01.11.2019
Date of publication
06.11.2019
Number of characters
9424
Number of purchasers
10
Views
89
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 В последние десятилетия история формирования и развития такого культурно-исторического феномена, как Российское зарубежье стала одной из центральных тем изысканий отечественных учёных-гуманитариев. Многим аспектам возникновения этого феномена в различных регионах и странах мира в XIX – первой половине XX в. посвящено немало работ российских историков, но в последнее время исследователи всё больше интересуются проблематикой создания концептуальных основ и реализации государственной политики России по отношению к соотечественникам, проживающим за её пределами. При этом многочисленные вопросы, связанные с их положением в ряде стран ближнего зарубежья, после распада СССР оказавшихся заложниками геополитической коньюнктуры, новой национальной, языковой и исторической политики постсоветских государств, требуют серьёзного внимания со стороны академической общественности.
2 В этой связи особый интерес представляет рецензируемое издание – работа д.и.н., профессора, члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара, в которой охарактеризованы взаимосвязь национального исторического сознания и мира российских соотечественников, отношение к ним Российского государства, выстраивание интеллектуального диалога России и Русского мира, социальные аспекты диаспор соотечественников, а также уникальная цивилизационная модель Российского зарубежья и перспективы её развития. Пивовар, признанный специалист по истории эмиграции, является автором множества научных статей, докладов на международных научных форумах и нескольких обобщающих работ по различным вопросам исследуемой темы1. Его труды вызвали большой интерес не только в России, но и за границей. На английском и французском языках вышла его монография, посвящённая социально-историческому феномену Российского зарубежья2. Тем не менее ранее Пивовар исследовал в основном историю российской эмиграции до начала XXI в.
1. Пивовар Е.И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М., 2008; Бегидов А.М., Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Военно-учебные заведения зарубежной России. 1920–1930-е годы. Нальчик, 1999; Пивовар Е.И., Алдюхова Е.И., Бегидов A.M., Владимирская Т.Л., Грибенчикова О.А., Дёмина Л.И., Ершов В.Ф., Панова М.А., Парфёнова Е.Б., Силкин А.А., Симонова А.В., Цимбаева Е.Н. Россия в изгнании: судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999; Бегидов А.М., Ершов В.Ф., Парфёнова Е.Б., Пивовар Е.И. Российская военная эмиграция в 1920–30-е годы. Нальчик, 1998.

2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013; Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.
3 В своей новой книге он рассматривает Российское зарубежье в контексте глобальных и региональных геополитических, экономических и социокультурных процессов, исходя из тезиса о том, что «Русский мир в XXI в. становится устойчивой организационной, историко-культурной и ментальной системой, обеспечивающей его стабильное существование в условиях глобализации и формирования многополярного мира» (с. 17).
4 В первой главе (с. 21–74) уделено особое внимание инструментарию, созданному (а в ряде случаев воссозданному) в России в начале XXI в. в целях укрепления единства культурно-исторической традиции нашей страны с миром зарубежных соотечественников, в том числе Россотрудничеству, фонду «Русский мир», Российскому историческому обществу, Российскому военно-историческому обществу, Российскому обществу историков-архивистов, Российскому обществу «Знание», Императорскому православному Палестинскому обществу и фонду «История Отечества».
5 Российским соотечественникам, подчёркивает автор, приходится порой испытывать серьёзное давление в вопросах сохранения исторической памяти, особенно в ряде стран ближнего зарубежья, где существуют «альтернативные версии истории, в том числе в ряде случаев принятые в качестве официальной идеологии, как это происходит на Украине и в странах Балтии» (с. 52). Рассматриваются и религиозные вопросы, которые, как демонстрирует недавний раскол на Украине, активно используют в отдельных странах антироссийские силы и влиятельные внешние игроки в качестве инструмента внесения разногласий в среду соотечественников. В этих условиях Русская Православная Церковь является «важным, объединяющим современное Российское зарубежье институтом, общественно-культурное значение которого проявляется практически во всех сегментах дальнего и ближнего зарубежья» (с. 54).
6 Пивовар неслучайно акцентирует внимание на проблеме сохранения исторической памяти и духовного единства – она корреспондируется с ролью современных «битв исторической памяти» в определении национального и культурно-исторического самосознания. Например, в политике Киева евроатлантический курс сопровождается внедрением новой системы ценностей и взглядов на национальную историю. Её пытаются противопоставить общему многовековому наследию народов России и Украины.
7 Во второй главе даётся обзор концептуального оформления и развития законодательной базы государственной политики России в отношении соотечественников и реализующих её органов государственной власти, учреждений и организаций, а также соответствующих государственных программ и проведённых в их рамках значимых мероприятий (с. 75–119). Рассматривая вопросы, связанные с воссоединением Крыма с Российской Федерацией и изменившейся с 2014 г. обстановкой на юго-востоке Украины, Пивовар констатирует: «Сценарий последующих событий на востоке Украины показал, что Россия продолжает последовательно проводить политику помощи соотечественникам» (с. 109).
8 Интересными как для научно-образовательной деятельности, так и для практической работы специалистов-международников являются примеры реализации (с личным участием автора) конкретных проектов, направленных на расширение связей с соотечественниками. Так, с 2013 г. на базе Российского государственного гуманитарного университета и Российского общества историков-архивистов при поддержке Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфонд) под руководством Пивовара реализуется учебно-тренинговая программа «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников» (с. 111–115).
9 Центральное место в книге (третья и четвёртая главы) отведено вопросам выстраивания и развития межкультурного и научно-образовательного взаимодействия России с соотечественниками за границей (с. 121–220). Без этой ключевой составляющей стратегии «мягкой силы» России в ближнем и дальнем зарубежье, безусловно, невозможно сохранение национальной, языковой и культурной идентичности. Особое внимание уделяется конкретным образовательным и просветительским программам, проектам, научным мероприятиям: «Институциональная основа глобального диалога России с Русским миром в сфере науки, культуры и искусства включает целый ряд взаимодействующих между собой государственных и общественных структур различного формата» (с. 121).
10 В пятой главе анализируются современное состояние и особенности функционирования базовых принципов и механизмов поддержания историко-культурной самобытности внутри самих объединений российских соотечественников за рубежом, достаточно пёстрых по этническому и религиозному составу, но объединённых общей памятью, русским языком и любовью к исторической Родине (с. 221–264).
11 Шестая глава посвящена проблеме роли и места Русского мира в современности и будущем не только России, но и всего миропорядка (с. 265–299). «Диалог российских соотечественников с Россией в 1990–2000-е годы, – приходит к выводу Пивовар, – стал на порядок более интенсивным и многоаспектным» (с. 274). Эти люди продолжают вносить большой вклад в экономическое, научное и культурное развитие мировой экономики в целом, а «роль зарубежного Русского мира в контексте геополитической динамики начала XXI века определяется его конструктивным участием в процессе строительства постбиполярного мира, идея которого всемерно поддерживается Россией и Российским зарубежьем» (с. 297).
12 В приложениях приведены тексты обращений президентов, руководителей органов государственной власти и управления России, а также официальных выступлений, интервью (с. 307–347). Здесь же представлены документы и материалы российских и международных организаций и объединений (Российского исторического общества, Русской Православной Церкви, Всемирных конгрессов российских соотечественников, проживающих за рубежом), информационные сообщения и пресс-релизы различных международных мероприятий, интервью известных деятелей науки и культуры (с. 348–439). Все эти материалы могут быть использованы при обучении студентов гуманитарных факультетов.
13 Труд Е.И. Пивовара – первая в историографии попытка комплексного анализа и обобщения истории и современного состояния Русского мира, а также политики России по отношению с миллионами соотечественников, сохранение историко-культурной и языковой идентичности которых находится под угрозой разнообразных факторов. Он будет интересен специалистам по истории Российского зарубежья, международных отношений, внешней политики РФ и других стран постсоветского пространства, государственной политики России в отношении проживающих за её пределами соотечественников. Кроме того, книга станет полезной для реализующих данную политику представителей профильных органов государственной власти, учреждений и организаций.

References

1. Pivovar E. L'étranger russe comme un phénomène culturel et social: son rôle et sa place en héritage historique et culturel. Saint-Pétersbourg, 2011.

2. Pivovar E.I. The Russian Emigration: the sociohistorical phenomenon, its role and place in the cultural and historical legacy. Saint-Petersburg, 2013.

3. Begidov A.M., Ershov V.F., Parfyonova E.B., Pivovar E.I. Rossijskaya voennaya ehmigratsiya v 1920–30-e gody. Nal'chik, 1998.

4. Begidov A.M., Ershov V.F., Pivovar E.I. Voenno-uchebnye zavedeniya zarubezhnoj Rossii. 1920–1930-e gody. Nal'chik, 1999.

5. Pivovar E.I. Rossijskoe zarubezh'e: sotsial'no-istoricheskij fenomen, rol' i mesto v kul'turno-istoricheskom nasledii. M., 2008.

6. Pivovar E.I., Aldyukhova E.I., Begidov A.M., Vladimirskaya T.L., Gribenchikova O.A., Dyomina L.I., Ershov V.F., Panova M.A., Parfyonova E.B., Silkin A.A., Simonova A.V., Tsimbaeva E.N. Rossiya v izgnanii: sud'by rossijskikh ehmigrantov za rubezhom. M., 1999.