Rec. ad op.: Grazhdanskaya voyna v Rossii v fotografiyakh i kinokhronike. 1917–1922: al’bom. Moscow, 2018
Table of contents
Share
Metrics
Rec. ad op.: Grazhdanskaya voyna v Rossii v fotografiyakh i kinokhronike. 1917–1922: al’bom. Moscow, 2018
Annotation
PII
S086956870008291-1-1
DOI
10.31857/S086956870008291-1
Publication type
Review
Source material for review
Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике. 1917–1922: альбом. М.: Кучково поле, Музеон, Фонд «Связь эпох», 2018. 584 с., ил.
Status
Published
Authors
Aleksander Repnikov 
Affiliation: Russian State Archive of Socio-Political History
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
221-224
Abstract

           

Received
04.02.2020
Date of publication
26.02.2020
Number of characters
11156
Number of purchasers
14
Views
229
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 Накопление исследовательского опыта истории Гражданской войны неизбежно ставит перед историками ряд сложнейших задач. Попытки показать историю этого конфликта через фотографии и тексты уже предпринимались и ранее. В советский период наиболее масштабным проектом стала многотомная «История Гражданской войны в СССР»1, включившая значительный массив фотографий. Однако их характеризовала усиленная ретушь, делавшая изображения безжизненными2. В 2007 г. вызвал значительный интерес среди специалистов посвящённый антибольшевистским силам альбом, составленный В.В. Жуменко3. В 2010 г. увидел свет подготовленный большим коллективом исследователей альбом «Гражданская война в России. Энциклопедия катастрофы»4. В этом издании присутствует большое количество редких фотографий (как правило хорошего качества), лаконичные тексты (иногда «выдающие» политические симпатии их авторов) и краткие биографические справки. В 2016 г. издан фотоальбом «Революция и Гражданская война в России. 1917–1922 гг.»5. При его составлении авторы следовали проблемно-хронологическому подходу.
1. История Гражданской войны в СССР. В 5 т. М., 1935–1960.

2. Характерно, что создатели рецензируемого альбома поместили «хрестоматийный» снимок В.И. Ульянова (Ленина) в парике и кепке, сделанный Д.И. Лещенко в Разливе, в буквальном смысле «без ретуши», что может удивить читателей, привыкших к ретушированному изображению (с. 89). Не лучшего качества и фотография Ленина в ложе Таврического дворца на заседании Учредительного собрания (с. 122).

3. Жуменко В.В. Белая армия. Фотопортреты русских офицеров. 1917–1922 г. Париж, 2007.

4. Гражданская война в России. Энциклопедия катастрофы / Сост. и отв. ред. Д.М. Володихин; науч. ред. С.В. Волков. М., 2010.

5. Революция и Гражданская война в России. 1917–1922 гг.: фотоальбом / Сост. Р.Г. Гагкуев, В.Ж. Цветков, при участии В.П. Долматова, А.А. Иванова, Н.А. Кузнецова, А.Д. Степанова, Д.И. Стогова, В.Г. Чичерюкина-Мейнгардта. М., 2016.
2 Вполне логично, что некоторые из специалистов, привлекавшихся к созданию прошлых альбомов, приняли участие и в подготовке рецензируемого издания. Однако оно является новаторским не только по объёму представленной информации, но и по уровню проблематизации подходов к ключевым вопросам истории изучаемого периода. Произошло это в том числе благодаря сотрудничеству с зарубежными архивами, которые предоставили редкие фотографии и кадры кинохроники. Большинство снимков и кинокадров воспроизведены с оригиналов или подлинных негативов. Уточнены содержание, место и даты публикуемых съёмок. В аннотациях, а также в географическом указателе приведены наименования населённых пунктов и регионов в соответствии с административно-территориальным делением на момент съёмки.
3 В альбом вошло более 700 изображений. Это не имеющий аналогов сборник фотодокументов – причём первый в современной России, в котором составителями сделана научная публикация фотографий как документов, с их атрибуцией (которая, впрочем, не во всех случаях оказалась возможна) и археографическим предисловием.
4 В создании альбома приняли участие 19 российских архивов: Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный военно-исторический архив, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов г. Санкт-Петербурга, Государственный архив Архангельской области, Государственный архив Забайкальского края, Государственный архив Иркутской области, Государственный исторический архив Омской области, Государственный архив Пензенской области, Государственный архив Пермского края, Пермский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Псковской области, Государственный архив Ростовской области, Объединенный государственный архив Челябинской области, Национальный архив республики Саха (Якутия), Государственный архив Хабаровского края и 4 российских музея: Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей медицины России и военно-медицинской службы, Государственный музей политической истории из Петербурга и Государственный центральный музей современной истории России из Москвы, а так же Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. Среди зарубежных сотрудников: Библиотека изображений Мэри Эванс (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Национальный архив и управление документации США, Федеративный архив Германии.
5 Одной из задач, стоявших перед создателями альбома, стала объективная демонстрация сил, участвовавших в военном и политическом противостоянии. Что же мешало этому ранее? Почему подобный проект реализован только сейчас, хотя идеологические препятствия к этому исчезли в начале 1990-х гг.? Думается, причина в том, что, с одной стороны, шло накопление и обобщение информации. С другой, – требовалось объединяющее начало, способное организовать учёных, занимающихся проблематикой Гражданской войны. На сей раз в этой роли выступило Федеральное архивное агентство. Только под его эгидой оказалось возможно в сжатые сроки осуществить столь масштабный проект, соблюдая дистанцированность от идеологических оценок.
6 Вектор издания определяется в названии: «Гражданская война в России» (а не, скажем, «Россия в Гражданской войне»), т.е. стержнем явилось именно противостояние. Потому хронологические рамки проекта охватывают период с февральско-мартовских событий 1917 г. до суда над участниками последнего противостояния регулярных «белых» частей с Красной армией в Якутии в январе 1924 г. (хотя, отмечу, хронология противостояния – давний предмет споров специалистов).
7 В основу издания положен территориально-хронологический принцип. Предваряющие альбом статьи вводят читателя в тему и раскрывают тенденции развития фотографии и документального кинематографа в 1917–1922 гг. Альбом включает восемь глав, каждой из которых предшествует краткая историческая справка, где раскрываются основные события, происходившие на отдельном участке фронта за указанный период. Иллюстративный ряд – только фотографии. Образы документов, воззваний, приказов, листовок, плакатов и проч. в альбом не вошли, что обеспечило его цельность. Читатель, даже не будучи профессиональным историком, получает возможность легко сориентироваться в многообразии военных действий, персоналий, социально-политических течений и понятий.
8 Ещё один важный момент. Война (особенно гражданская) безжалостна. Создатели альбома уделили значительное внимание теме террора. Разумеется, «красный», «белый», «зелёный» и иной террор был. От этого факта уйти невозможно, да и незачем. Непосредственные участники Гражданской прекрасно понимали эту специфику. В.В. Шульгин в документальном фильме «Перед судом истории» возражал своему оппоненту, перечислявшему фамилии генералов и атаманов, которые боролись с советской властью: «Кровь рождает кровь». Этот же трагизм морально-нравственного выбора отлично выразил в стихотворении «Надежда» Н.Н. Асеев.
9 Теперь, когда у нас есть возможность прочесть воспоминания «белых» и «зелёных» вождей, изучить архивные документы, в них порой встречаешь страшные свидетельства. Создатели альбома 2016 г. не обошли эту тему, но в результате от читателей приходилось слышать, что столь большой блок фотографий зверски замученных, расстрелянных, повешенных шокирует своим натурализмом. В рецензируемом альбоме тоже есть фотографии жертв (например, на с. 39, 142, 209, 212, 263, 413 и др.), но их гораздо меньше. Думается, что это правильный подход. Обозначив тему террора, показать всё же не зверства, которых хватало с излишком, а повседневность войны.
10 На фотографиях – часто молодые лица. Молодёжь с авантюрной жилкой шла к «белым», «красным», «зелёным». Шла не только по идейным соображениям, но и за подвигами, за славой. Оружие в руках, вызывающий взгляд в объектив, словно говорящий: «Будущее принадлежит нам!» Можно долго перечислять фотографии, которые привлекли внимание: демонтаж памятника П.А. Столыпину на Думской площади в Киеве в марте 1917 г.; революционный митинг в Иркутске, на котором транспарант «Свободная школа» соседствует с лозунгом «Проклятие убийцам!»; утомлённо-сосредоточенный взгляд А.Ф. Керенского, прибывшего для участия в Государственном совещании; здания Московского Кремля, пострадавшие в ходе осенних боёв6; участники заседания президиума ВЦИК; германские войска в Нарве, Минске, Ревеле и Киеве; офицеры австро-венгерской армии, присматривающие продукты на рынке в Жмеринке весной 1918 г.; знамя банды П. Коцуры; эвакуация частей ВСЮР из Новороссийска; штурм Перекопа красноармейцами; японские и итальянские интервенты во Владивостоке; совсем юный красноармеец В. Алексеев в Казани; место расстрела А.В. Колчака; митрополит Антоний, благословляющий в Харькове А.Г. Шкуро; арестованный барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг; работа корабельного парикмахера на Балтийском флоте; женский коммунистический отряд Василеостровского района перед отправкой на фронт; вступление кавалерийских частей РККА в Бухару и аскер на охране агитационного поезда «Красный Восток» в Туркестане. Наверное, каждый читатель найдёт в альбоме что-то интересное для себя. При небольшом тираже (800 экз.) и достаточно высокой цене, возможно, есть необходимость сделать на его основе выставку (планшетную или виртуальную) и показать её как можно большему числу жителей России7.
6. Обращу внимание на специальный альбом: Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 г. Фотографии / Авт.-сост. Н.С. Пармузина. М., 2017.

7. См.: Альтернативы советской власти. Листовки Гражданской войны из фондов ГПИБ России: каталог выставки / Сост. А.Ю. Морозова, И.Ю. Новиченко, Е.Н. Струкова. М., 2018.
11 Когда мы рассуждаем о специфике Гражданской войны, нужно помнить и о том, что многие её участники буквально «не слезали с седла» с 1914 г. Составители альбома показывают и предысторию событий. Листая страницы, можно почувствовать, как страна неотвратимо погружалась в катастрофу. Невозможно сказать, когда был сделан первый выстрел Гражданской, с какого события, документа, поступка она началась. Романтика и виселицы, подвиг и предательство, вера и богохульство, жестокость и жертвенность. Всё это и многое другое вместили в себя лишь несколько лет противостояния.
12 Рецензируемое издание выполнено на высоком научном уровне и является на сегодняшний день самым фундаментальным из всех альбомов по аналогичной тематике. Оно раскрывает повседневность войны и представляет собой не только научный труд, но ещё и предостережение, показывающее духовно-моральную тупиковость гражданского противостояния и попыток разрешения социальных, политических, национальных и прочих конфликтов исключительно с помощью силы оружия.
13 Отмечу высокий полиграфический уровень альбома. Несомненно, что здесь сказался профессионализм издательства «Кучково поле», которое совместно с Росархивом выпускает уже не первый альбом, посвящённый значимым событиям прошлого.

References

1. Al'ternativy sovetskoj vlasti. Listovki Grazhdanskoj vojny iz fondov GPIB Rossii: katalog vystavki / Sost. A.Yu. Morozova, I.Yu. Novichenko, E.N. Strukova. M., 2018.

2. Grazhdanskaya vojna v Rossii. Ehntsiklopediya katastrofy / Sost. i otv. red. D.M. Volodikhin; nauch. red. S.V. Volkov. M., 2010.

3. Zhumenko V.V. Belaya armiya. Fotoportrety russkikh ofitserov. 1917–1922 g. Parizh, 2007.

4. Istoriya Grazhdanskoj vojny v SSSR. V 5 t. M., 1935–1960.

5. Moskovskij Kreml' posle artillerijskogo obstrela osen'yu 1917 g. Fotografii / Avt.-sost. N.S. Parmuzina. M., 2017.

6. Revolyutsiya i Grazhdanskaya vojna v Rossii. 1917–1922 gg.: fotoal'bom / Sost. R.G. Gagkuev, V.Zh. Tsvetkov, pri uchastii V.P. Dolmatova, A.A. Ivanova, N.A. Kuznetsova, A.D. Stepanova, D.I. Stogova, V.G. Chicheryukina-Mejngardta. M., 2016.