Old Believers and the Constituent assembly in 1917–1918
Table of contents
Share
QR
Metrics
Old Believers and the Constituent assembly in 1917–1918
Annotation
PII
S086956870009264-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
V. Kerov 
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
174-185
Abstract

   

Received
21.01.2020
Date of publication
06.05.2020
Number of purchasers
32
Views
1836
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 Старообрядцы резко осудили захват власти большевиками в октябре 1917 г., назвав новое правительство Бичом Божиим, но как настоящие христиане они и после этого верили, что Христос «не попустит, чтобы нетленное злато тысячелетнего опыта христианской жизни русского народа было растоптано безумной толпой»1. Основную надежду ревнители древнего благочестия с весны 1917 г. связывали с Учредительным собранием. Оно воспринималось как «хозяин нашей родины»2, который «будет решать дальнейшие судьбы России»3. Один из наиболее авторитетных идеологов староверов – начётчик4 Ф.Е. Мельников предполагал, что оно решит вопрос «об образе правления страной, затем пойдут вопросы социальные, экономические, финансовые, национальные и проч.»5. Представители разных согласий, в том числе беспоповцев, рассчитывали, что Учредительное собрание проведёт «социальные реформы, без которых политическая свобода не будет иметь действенности и значения для трудовых классов населения»6. В сформированной к маю–июню 1917 г. «Политической программе старообрядчества всех согласий» провозглашалось, что Учредительное собрание созывается по решению народа, и вся страна подчинится его «установлениям»: «как оно решит все главные государственные вопросы, так и будет»7.
1. Анофриев Н. Христианство и революция // Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия (далее – Вестник ВСХПС). 1917. № 3. С. 1. Подробнее об отношении староверов к революции см.: Керов В.В. Старообрядчество в 1917 г. // Российская история. 2018. № 1. С. 143160.

2. Козьмин К., свящ. За кого подавать голоса на выборах в Учредительное собрание // Братство. Церковно-общественный журнал, издаваемый периодически Советом всероссийского старообрядческого во имя Св. Николы братства. 1917. № 1. С. 2.

3. ОР РГБ, ф. 260, к. 2, д. 20, л. 4.

4. Начётчики (начитанные люди) в старообрядчестве «знатоки старой веры», Священного Писания и Предания, церковной письменности, прежде всего «старопечатной» (дониконовской), богословы, религиозные писатели, профессиональные полемисты, активно дискутировавшие с синодальными миссионерами и адептами других согласий и защищавшие «истину и правоту старообрядчества» (Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 479492).

5. Слово Церкви. 1917. № 1–11. С. 197.

6. Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

7. Политическая программа старообрядчества всех согласий // Слово Церкви. 1917. № 23. С. 418.
2 Многие старообрядцы, с нетерпением ожидая скорейших выборов, думали занять на них достойное место. Попечитель Московского старообрядческого института Т.С. Морозов уже в начале марта призывал Мельникова начать подготовку к избирательной кампании, чтобы провести в Собрание несколько депутатов, которые «могли бы отстаивать наши нужды перед новым правительством» и обсуждать общегосударственные дела «как лица, понимающие правильно русскую историю и носители древнерусской культуры». Для этого следовало составить их список и начать агитацию в пользу намеченных кандидатов8. Мельников согласился с тем, что старообрядцам «нужно быть готовым» к этому9.
8. ОР РГБ, ф. 164, к. 25, д. 5, л. 5 об.

9. Слово Церкви. 1917. № 10–11. С. 197.
3 На всех собраниях и заседаниях в 1917 г. староверы обязательно говорили об Учредительном собрании и своём участии в его подготовке и последующей деятельности. Как правило, об этом делали доклады лица, пользовавшиеся заслуженным авторитетом. Так, 5 марта в Политехническом музее перед московскими старообрядцами выступал Н.Н. Пушков10. 23 марта Н.П. Ануфриев разъяснял собранию старообрядцев Москвы всех согласий (белокриницких, беглопоповцев, поморцев, федосеевцев и др.), что такое Учредительное собрание, чем оно будет заниматься, как должно формироваться, и т.д.11 Старообрядческая печать публиковала множество специальных, часто обширных материалов о целях Учредительного собрания, о нормах, регулирующих проведение выборов, об избирательных комиссиях, правилах выдвижения кандидатов и их списков и т.п. Как правило, эти статьи содержали подробные рекомендации12.
10. Там же.

11. ОР РГБ, ф. 260, к. 15, д. 9, л. 1.

12. В. Х[вальковск]-ий. Положение о выборах в УС // Вестник ВСХПС. 1917. № 2. С. 58; К выборам в Учредительное собрание // Там же. № 3. С. 11; М. Учредительное собрание // Там же. № 4. С. 46; Наставление к выборам в Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 43. С. 716; Учредительное собрание // Там же. № 49. С. 777779.
4 Сразу же развернулись дискуссии о самом характере старообрядчества и допустимости его политизации. В них участвовали и представители духовенства. Нижегородский епископ Иннокентий на губернском съезде всех согласий отмечал, что выдвижение старообрядческих кандидатов в «чисто гражданское государственное учреждение», где будут заседать представители всех слоёв населения, избранные от различных «партий и сословий», может казаться излишним. Но старообрядцы как «вероисповедная, религиозная» общность, исполняют важную духовную миссию и должны противостоять атеистическим, «безбожническим», враждебным всякой религии движениям. Учредительное собрание должно наладить правительственный механизм, устранить возникшую благодаря социалистам разруху, прекратить «грабежи и убийства, бунты, отпадение окраин и вообще полное разложение государства и гибель народа». «А для сего, утверждал иерарх, необходимо провести в это Собрание людей надёжных, верующих, знающих государственную жизнь, могущих принести действительную пользу народу». Подразумевал он при этом, разумеется, старообрядцев. В Собрании именно им предстояло способствовать принятию законов о равенстве и прочном положении всех религий и, соответственно, не допустить гонений «за веру», происходивших, например, после французской революции13. Подобные призывы неоднократно повторялись священниками, напоминавшими, что среди «всеобщего развала, всеобщей измены нужны люди твёрдые, честные, преданные патриоты», которые не дадут «надругаться над великим русским народом»14.
13. Доклад старообрядческого епископа Иннокентия Нижегородскому губернскому съезду политического союза старообрядческих согласий // Слово Церкви. 1917. № 44. С. 733.

14. Козьмин К., свящ. Указ. соч. С. 3.
5 Те же мысли излагал известный старообрядческий писатель И.А. Кириллов. По его словам, старообрядчество, «сверх-партийно» и «аполитично». «Будучи ассоциацией, где доминирующим мотивом является религиозный, не может быть однородным политически, оно не может быть партией». Однако «старообрядчество не может безразлично относиться к судьбе родины… оно в своей культуре национально». Более того, «старообрядчество это стержень русского духа в его самобытном проявлении». А его последователи, хотя и далеки от того, чтобы «самозабвенно броситься» в политику, с глубоким интересом ждут выборы в Учредительное собрание15.
15. Кириллов И. Старообрядцы и Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 43. С. 711.
6 Лидеры староверов, по-видимому, искренне полагали, что им удастся привести Россию к «новой жизни», просвещённой «светом Христовым»16. Их хилиастические настроения ощущались и в лозунге «Да царствует в нашей стране правда, милость и любовь»17. Показательно также, что в различных резолюциях они не раз предлагали провести Учредительное собрание не в Петрограде, а в Москве православной столице, «объединяющем центре» и «сердце России»18. На съездах предлагалось разъяснять старообрядцам идеи различных партий «с христианской точки зрения»19.
16. Кириллов И. Божья воля // Слово Церкви. 1917. № 10–11. С. 181.

17. Там же. Подробнее см.: Керов В.В. Старообрядчество в 1917 г. С. 149150.

18. ОР РГБ, ф. 260, к. 15, д. 9, л. 3; Слово Церкви. 1917. № 14. С. 269; Постановление народного собрания старообрядцев г. Егорьевска и его окрестностей, 30 апреля 1917 // Слово Церкви. 1917. № 22. С. 414; Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

19. Слово Церкви. 1917. № 36. С. 612.
7 Для подготовки программы и списков кандидатов, которые имели бы шансы на успех, ревнители древнего благочестия различных согласий, несмотря на старые и довольно острые противоречия, готовы были пойти на объединение, конечно же, не молитвенное, а лишь организационно-политическое. Уже 5 марта Пушков говорил о выработке единой позиции для достижения общеконфессиональных целей: «Мы должны выявить своё политическое верование и явиться в Учредительное собрание вполне подготовленными»20. Вскоре Совет всероссийских съездов под председательством П.П. Рябушинского обратился ко всем согласиям, убеждая их объединяться для участия в выборах21. Тот же призыв повторялся на всех значимых и незначимых собраниях, заседаниях и съездах22. Поморцы сначала хотели направить какое-нибудь «достойное лицо» с собственными предложениями23, но быстро признали необходимость консолидации основных старообрядческих деноминаций.
20. Там же. № 1–11. С. 197.

21. Там же. № 42. С. 688689.

22. Там же. № 1–11. С. 198; № 12. С. 221; № 16. С. 301, 302 и др.; Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

23. Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 3.
8 Программы политических партий старообрядцев не устраивали. Сознавая исключительность положения ревнителей древнего благочестия в российском социуме, лидеры всех основных согласий настаивали на том, что им надо идти на выборы объединившись, но «самостоятельно» со своими требованиями и списками24. На краевом съезде в Барнауле представители всех согласий констатировали, что «ни с одной из существующих партий… слиться находят невозможным», поскольку «вожаки» этих организаций вредят им, «а потому дело не в партиях, а в качестве людей честных и работоспособных». Соответственно, староверам приходилось формировать собственный список из «людей, проникнутых национальным чувством и работающих всецело на пользу русского народа»25. На XVIII Всероссийском старообрядческом съезде уже утверждалось, что старообрядчество должно иметь своё «политическое исповедание»26.
24. Там же. № 3. С. 11.

25. Цит по: Старухин Н.А. Белокриницкое согласие на Алтае: барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество: история и культура. Вып. 1. Барнаул, 1999. С. 92.

26. Сироткин Д.В. Речь на съезде старообрядцев // Слово Церкви. 1917. № 24. С. 450.
9 Лишь там, где их последователи были малочисленны, Политическое совещание старообрядцев 2223 августа признало «возможным вступление в блок с партиями: народной свободы, народных социалистов и группой “Единство”»27. Это объяснялось тем, что кадеты и оборонческое «Единство» во главе с Г.В. Плехановым «отличаются трезвым, деловым отношением к своим программам». Кадеты даже рассматривались как «партия, наиболее близко стоящая к реальной жизни»28. Вступая в альянс, следовало «выговаривать» второе или третье место в списке «дружественной» партии для старообрядческих кандидатов29. Но ни при каких условиях не допускалось голосование за эсеров, меньшевиков или большевиков30. Считалось, что они ведут страну «к гибели и разрухе», «расстроили армию и тыл… много зла принесли России»31. А от их преобладания в Учредительном собрании ожидался «страшный вред и для религии и для русского государства»32.
27. Там же; № 36. С. 612.

28. Кириллов И. О власти и обществе // Там же. № 37. С. 630–631.

29. Слово Церкви. 1917. № 36. С. 612; Сироткин Д.В. Указ. соч.

30. Наставление к выборам в Учредительное собрание. С. 716.

31. Козьмин К., свящ. Указ. соч. С. 3.

32. Доклад старообрядческого епископа Иннокентия… С. 733.
10 Староверы хотели участвовать в подготовке Учредительного собрания на общенациональном уровне, высказывали пожелание, «чтобы правительство допустило в комиссию, вырабатывающую Положение о выборах», представителей старообрядческих съездов33. Понимая, что только массовое участие в староверов выборах способно сказаться на результате, их лидеры стремились обеспечить поголовную явку. «Политическая программа старообрядчества всех согласий» указывала, что все «мужчины и женщины, старики и юноши должны… подать свой голос за намеченных народных избранников»34. Наставникам в день выборов надлежало обходить все дома староверов «в 9, 12 часов утра, и 3 часа дня, и в 6 часов вечера, чтобы шли голосовать»35. Печатные органы убеждали древлеправославных в важности их роли «в государственном строительстве»36 и постоянно напоминали: «Братие! Готовьтесь к Учредительному собранию»37. Не исключалось и то, что за списки старообрядцев проголосуют и «другие круги населения, среди которых преобладают национально-государственные чувства»38.
33. Этого требовали, в частности, поморцы: Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

34. Политическая программа старообрядчества всех согласий. С. 418.

35. Слово Церкви. 1917. № 43. С. 716.

36. Там же. № 24. С. 449.

37. Там же. № 39. С. 655.

38. Кириллов И. Старообрядцы и Учредительное собрание. С. 711.
11 Необходимая для выборов в Учредительное собрание платформа разрабатывалась, корректировалась и дополнялась на многочисленных региональных и местных собраниях, заседаниях и съездах старообрядцев. Главными докладчиками и очевидными их лидерами являлись представители старообрядческой интеллигенции, предприниматели и начётчики, но в обсуждение и голосование включались и простые горожане, и крестьяне. Консенсуса удалось достичь на основе Политической программы, принятой на XVIII старообрядческом съезде, проходившем 28 мая – 2 июня в Москве39.
39. Политическая программа старообрядчества всех согласий. С. 417419. О её поддержке, например, старообрядцами Саратова, Самары, Астрахани, Царицына, Дона, Нижнего Новгорода, Тюмени см.: Слово Церкви. 1917. № 42. С. 702; Редькина О.Ю. Христианские политические партии на Нижней Волге в 1917 году // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. 2012. № 1(21). С. 40.
12 Заметную роль в подготовке к Учредительному собранию играли духовные руководители староверов, в том числе многие священники и представители епархиальных властей, активно обсуждавшие политические резолюции в регионах40. Даже самые консервативные из иерархов, в частности, епископ Рязанский и Егорьевский Александр, получали из общин предвыборные материалы41. Почти во всех 13 старообрядческих списках кандидатов фигурировали священники, не говоря уже о богословах-начётчиках42.
40. Нельзя согласиться с мнением, будто старообрядческое духовенство «не испытывало тяготения к политической деятельности»: Распопин И.Н. Старообрядчество и революция 1917 года (по материалам духовной периодической печати) // Старообрядчество и революция. Сборник материалов всероссийской научно-практической и богословской конференции с международным участием. Казань, 1917. С. 45.

41. ОР РГБ, ф. 246, к. 221, д. 33, л. 10 и др.

42. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 125, л. 3; д. 247, с. 3; д. 291, л. 2; д. 323, л. 3; д. 355, л. 4; д. 363, л. 6; д. 444, л. 4; и др.
13 На политическом совещании старообрядцев в конце августа священники благословили кандидатов в Учредительное собрание от всех согласий43. Позже именно духовенству вменялось в обязанность присматривать за организацией и проведением голосования. Так, «Наставление к выборам в Учредительное собрание» предписывало духовным наставникам, кроме контроля за волеизъявлением своей паствы, помогать неграмотным, а также назначать наблюдателей, которые следили бы за соблюдением правил представителями партий, а на следующий день представили бы «контрольные счета записок», чтобы «подсчёт был сделан правильно»44.
43. Слово Церкви. 1917. № 38. С. 641.

44. Там же. № 43. С. 716.
14 Отмечая низкий уровень политической культуры широких народных масс, т.е. подавляющего большинства избирателей, лидеры староверов настаивали на том, чтобы созыву Учредительного собрания предшествовала «долговременная политическая подготовка населения, которая сделает возможным зрелое и сознательное разрешение сложных вопросов». Особенно нуждалось в «просвещении и организации трудовое крестьянство, имевшее, по условиям старого строя, весьма смутные политические представления»45.
45. Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.
15 В начале мая было издано «Обращение совета всероссийских съездов советов к старообрядческим приходам, общинам, священникам, наставникам, советам попечителей». В нём старообрядцев и их наставников призывали объединиться и создать «местные учредительные комитеты», «главным образом в сельских местах», чтобы осуществлять «руководство политической жизнью населения» и «приняться за подготовку к Учредительному собранию», а также собирать материал, «выясняющий местные нужды народа, его потребности», и готовить «приговоры» о земле, о войне, об отношении к правительству и т.д.46
46. Слово Церкви. 1917. № 19. С. 363.
16 Возникавшие для подготовки к выборам комитеты и отделы знакомили старообрядцев с обстановкой в стране, устраивали собрания общин для обсуждения и разъяснения «Политической программы»47. Как свидетельствовал Кириллов, старообрядческие агитаторы, прежде всего из местных деятелей, «читают лекции о современном положении, разъясняют смысл происходящих событий»48. В «Слове Церкви» писали, что староверы всех согласий «для координирования своих действий устраивают совместные заседания совещания советов старообрядческих согласий», демонстрируя сплочённость, «взаимное доверие и солидарность». При этом публицисты не забывали, что деятельность всех губернских, уездных, волостных и прочих комитетов нужно строго согласовывать «с духом старообрядчества»49.
47. Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии в 19051917 гг. // Проблемы истории России. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 337338.

48. Кириллов И. Старообрядцы и Учредительное собрание. С. 711.

49. Слово Церкви. 1917. № 36. С. 612
17 Выработанная в итоге программа была по сути близка к кадетской, но отличалась от неё в деталях. «Голос старообрядческого Поволжья» так излагал её основные положения: «Бог, религия, неделимая свободная Россия, земля трудящемуся народу, свободный труд, национальное возрождение России»50. В ней выражалась готовность вести войну до победного конца, намечался раздел среди крестьян земли как государственной, так и конфискованной «по справедливой цене» (ниже рыночной) у помещиков сверх «достаточного хозяйственного обеспечения». Народам России предоставлялось местное самоуправление при сохранении целости страны. Однако право определять устройство верховной власти, а также регулировать аграрные и национальные отношения признавалось лишь за Учредительным собранием.
50. Там же. № 42. С. 703.
18 В регионах, где имелось значительное число староверов в Алтайской, Калужской, Московской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Саратовской, Рязанской, Томской, Уфимской, Херсонской, Черниговской губерниях, а также Области Войска Донского, – они представили избирательным комиссиям списки своих кандидатов51. На политическом совещании ревнителей древнего благочестия в конце августа постановили, что списки, «не входя в соглашение с другими партиями», должны быть выдвинуты и в некоторых других «густонаселённых старообрядцами губерниях и областях» – в Бессарабской, Вятской, Казанской, Терской, Курганской и Уральской. Однако осуществить это не получилось52.
51. ГА РФ, оп. 1, ф. 1810, д. 125, л. 3; д. 185, л. 6; д. 247, л. 3; д. 291, л. 2; д. 321, л. 3; д. 322, л. 3; д. 353, л. 3; д. 355, л. 4, 6; д. 363, л. 6; д. 444, л. 4; д. 511, л. 125.

52. Слово Церкви. 1917. № 38. С. 641.
19 Списки составлялись на основе решений всероссийских и региональных съездов после консультаций с местными общинами53. Наиболее активные из них (как, например, Егорьевская) вносили поправки и оказывали существенное влияние на итоговый документ54. В число кандидатов «от старообрядцев» включались прежде всего те, кто был утверждён и благословлён на совещании в конце августа: Ф.Е. Мельников, П.П. Рябушинский, Д.В. Сироткин, М.И. Бриллиантов, И.И. Захаров, А.В. Зайцев, Н.Д. Зенин, С.Г. Фомичев, В.Е. Мельников, Т.С. Морозов55. К ним можно добавить поморцев Н.П. Давыдова и Н.П. Ануфриева, избранного на съезде «от общин и приходов поморского согласия» (более 5 млн избирателей)56.
53. Вестник ВСХПС. 1917. № 3. С. 11.

54. Её руководитель П.Ф. Милованов сообщал епископу Александру, что «община участвует в выборах от Рязани» (ОР РГБ, ф. 246, к. 221, д. 33, л. 10).

55. Слово Церкви. 1917. № 38. С. 641.

56. Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.
20 Некоторые оказывались в нескольких списках. Так, Зенина выдвинули в Саратове, Новочеркасске и Херсоне. Рябушинский фигурировал в разных списках (в том числе в Московском округе) и не только старообрядческих. В Черниговской губ. он шёл от «Торговопромышленников» (вместе с Б.Я. Гинзбургом, З.Л. Бруштейном, Х.-А. Х. Кауфманом и др.), в Рязани от «Блока земельных собственников и старообрядцев всех согласий», к которому присоединились также А.А. Брусилов и кн. С.Н. Шаховской. Бриллиантов баллотировался в Нижегородской, Калужской, Рязанской губерниях и Донском округе. В разных регионах избирались Ануфриев, М.П. Давыдов и С.Г. Фомичев57.
57. ОР РГБ, ф. 246, к. 221, д. 33, л. 10; ГА РФ, оп. 1, ф. 1810, оп. 1, д. 125, л. 3; д. 185, л. 6; д. 247, л. 3; д. 291, л. 2; д. 353, л. 3; д. 355, л. 4; д. 444, л. 4.
21 Кроме начётчиков, священников, старообрядческой интеллигенции (приват-доцент Московского университета Ануфриев, журналист и редактор «Вестника ВСПХС» М.П. Давыдов, присяжный поверенный А.Г. Орлов, учитель и церковный писатель Фомичев, основатель журнала «Щит веры» и книгоиздатель В.З. Яксанов и др.) и предпринимателей в списки обязательно включались крестьяне, хотя и отнюдь не пропорционально их доле в сообществе. В целом типичным был список саратовской Русской демократической партии христиан-старообрядцев: три начётчика, приват-доцент, присяжный поверенный, архитектор, земский служащий, два литератора, предприниматель и два крестьянина58. Только среди кандидатов «от группы старообрядцев всех согласий Алтайской губернии» (9 человек) крестьяне составляли большинство, но и в их круг попал москвич Фомичев59.
58. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 355, л. 4; Наши кандидаты в Учредительное собрание // Голос старообрядческого Поволжья. 1917. № 6. С. 4.

59. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 125, л. 3.
22 Итогом голосования стало полное и в определённой степени ожидаемое поражение старообрядцев. Даже первые номера их списков не прошли ни в одном из округов60. Их поддержало слишком мало избирателей, даже среди самих древлеправославных. Но важнейшим фактором оказалась, видимо, позиция крестьян.
60. Там же, ф. 1781, оп. 1, д. 52, л. 248; ф. 1810, оп. 1, д. 32, л. 2123.
23 На рубеже XIXХХ вв. в сельской местности проживали до 90% староверов61. Как правило, крестьяне являлись самым политически пассивным слоем населения, они «различали слабо, а иногда и вообще не воспринимали партийные программы» и реагировали только на те действия политиков, «которые касались их непосредственно»62. Крестьяне-старообрядцы в среднем были более зажиточны, сознательны и активны63, однако далеко не во всём солидарны со староверческой интеллигенцией и начётчиками. Характерно, что именно на Алтае старообрядческий «крестьянский» список достиг наибольшего успеха, заняв третье место и опередив народных социалистов, кадетов и меньшевиков64. Но и там далеко не все поддерживали «Программу».
61. Кириллов И.А. Статистика старообрядчества. М., 1913. С. 16.

62. Яров С.В. Крестьянин как политик. Крестьянство Северо-Запада России в 19181919 гг.: политическое мышление и массовый протест. СПб., 1999. С. 5.

63. Проведённое в 19081909 гг. анкетирование 100 тыс. дворов староверов показало, что они «в общем являются экономически более обеспеченным элементом деревни». Земли (включая сенокосы и выгоны) в их хозяйствах было в среднем по 21,7 десятины (у всех крестьян Европейской России по 11,1 десятины). При почти одинаковых у всех наделах, они имели в пять раз больше земли, купленной и находившейся в длительной аренде и в 1,6 раз больше рабочего скота на душу. Одновременно они были в 1,6 раз грамотнее и тратили на книги и газеты в 4 раза больше остальных (Сельскохозяйственный и экономический быт старообрядцев (по данным анкеты 1909 года). М., 1910. С. XVIII, 111, 203, 204, 229230).

64. Старухин Н.А. Белокриницкое согласие на Алтае… С. 92.
24 В деревне явно не сочувствовали принципу непредрешенчества, которого придерживались лидеры староверов. Ещё в марте 1917 г. бессменный председатель старообрядческих съездов Рябушинский обещал, что при решении наиболее важного для крестьянства земельного вопроса, «мы против его интересов идти не будем… все справедливые крестьянские требования… должны быть проведены в жизнь»65. Однако в «Политической программе», как и на многочисленных съездах и собраниях, постоянно оговаривалось, что окончательно определить аграрные отношения вправе только Учредительное собрание, а «самовольное разрешение этого вопроса… недопустимо, и может привести к братоубийственной войне»66. Всероссийский поморский съезд также выступил против захватов, несущих «взаимное озлобление и хозяйственное расстройство»67. Даже отдельные общины принимали резолюции, призывавшие крестьян «потерпеть в своих домогательствах о наделении землёй до созыва Учредительного собрания и решения этого вопроса законным путём» и предупреждавшие их, что «самовольные захваты земель… ухудшат продовольственное дело страны и вернут в жизнь государства конечную смуту»68.
65. ОР РГБ, ф. 260, к. 2, д. 20, л. 19.

66. Политическая программа старообрядцев всех согласий. С. 419; см. также: Освященный Собор. День 2-й // Слово Церкви. 1917. № 25. С. 459; и др.

67. Памятная запись о заседаниях Всероссийского съезда // Вестник ВСХПС. № 1. С. 5.

68. Постановление народного собрания старообрядцев г. Егорьевска... С. 414.
25 Однако крестьяне желали разделить помещичью собственность прямо сейчас, что приводило к погромам имений и прямой конфискации владений69. Поэтому в некоторых регионах, в частности на Урале, значительная часть крестьян-староверов считала, что аграрная часть «Программы» была «выработана при участии наиболее имущих старообрядцев»70. Продолжая настаивать на решающей роли Собрания, лидеры ревнителей древнего благочестия выпустили воззвание «К старообрядцам крестьянам», убеждая их воздержаться «от насилия и безрассудных действий» до Учредительного собрания71. Но это лишь вызвало недовольство и оттолкнуло избирателей. Лозунги эсеров и даже большевиков, суливших безвозмездное наделение, звучали привлекательнее72.
69. См., например: Слово Церкви. 1917. № 22. С. 410.

70. Боровик Ю.В. Старообрядческие общества Урала в 1917–1921 гг. // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 106.

71. К старообрядцам крестьянам // Слово Церкви. 1917. № 17. С. 309, 310.

72. Слово Церкви. 1917. № 32–33. С. 576. См. также: Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии в 19051917 гг. С. 339; Боровик Ю.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (19051927). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2003. С. 20.
26 В результате, например, в Пермской губ. (Пермь, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Чердынь с уездами) значительная часть староверов голосовала не за список «Группы объединённых старообрядцев всех согласий» (19 человек) № 4, а за блок эсеров и представителей советов крестьянских депутатов. В итоге соотношение оказалась 1:21. Даже в старообрядческих сёлах, за исключением пяти, на всю губернию список № 4 поддерживали лишь 1–2 избирателя, и он уступил даже некой «Группе церковно-народной»73. Но и это не было самой большой неудачей, в Черниговской губ. пропорция составила 1:2274.
73. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 321, л. 3; д. 322, л. 3; д. 511, л. 125.

74. Там же, д. 442, л. 34.
27 Сказывался и политический изоляционизм древлеправославных. В округах со значительным староверческим населением они не блокировались даже с кадетами. Тогда как многие партии (особенно кадеты) активно прибегали к объединению списков75, старообрядцы делали это крайне редко и то перед самыми выборами. В последний момент они объединились в Саратовской губ. с Трудовой народной социалистической партией и группой «Крестьяне Петровского уезда и мордовского населения Саратовской губернии», в Рязанской с «земельными собственниками»76, и, по некоторым данным, в одной из губерний с кадетами. В Приамурье своего списка выдвинуто не было, но группа беспоповцев призывала не помогать кадетам и другим «реакционным силам», а отдать голоса социал-демократам77.
75. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., 1997. С. 138139.

76. См.: ГА РФ, ф. 1810. оп. 1, д. 125, л. 3; д. 185, л. 6; д. 247, л. 3; д. 291, л. 2; д. 321, л. 3; д. 322, л. 3; д. 353, л. 3; д. 355, л. 4, 6; д. 363, л. 6; д. 444, л. 4; д. 511, л. 125.

77. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание... С. 119, 139.
28 Старообрядческая элита не раз допускала ошибки при проведении избирательной кампании и составлении кандидатских списков. Так, неудивительно, что список «Старообрядцев всех согласий г. Новочеркасска» мало кого заинтересовал: в Донском округе в него вошли всего три человека, причём ни одного казака – исключительно «москвичи» (Рябушинский, Бриллиантов и Зенин)78. В Калуге выдвинули список только «От древлеправославных христиан старообрядцев Калужской губернии», что ограничило его поддержку последователями других согласий79.
78. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 185, л. 6.

79. Там же, д. 247, л. 3.
29

Вместе с тем едва ли главной причиной поражения старообрядцев стал их «акцент на стремление подчеркнуть свою приверженность идеалам христианства, готовность лишь на их основе реформировать общество»80. Распространение атеистических и антицерковных взглядов, связанное с дискредитацией монархии, секуляризация сознания вообще и массовое антиклерикальное движение сочетались тогда с сакрализацией революционных символов и целей. В массах распространялась вера в то, что вскоре революция приведёт к созданию Царства Божия на земле81. Во всяком случае, несколько клириков Православной Российской Церкви были избраны в Учредительное собрание: митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) от Группы христианского единства «За веру и родину», священник Георгий Кутузов – от эсеров и т.д.82

80. Степанов Д.В. Саратовские старообрядцы и политика в революционный 1917 год (URL: >>>).

81. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012. С. 5786.

82. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 32, л. 158 и др.
30 Следует учитывать и то, что выборы ноября–декабря 1917 г. проходили с существенными нарушениями. Подготовка к ним началась слишком поздно. Требовалось избрать 825 депутатов, но оказались избранными лишь 70683. Саратовская окружная комиссия телеграфировала Всевыборам, что «ввиду полного отсутствия свободы устного печатного слова свободы собраний неприкосновенности личности явившихся результатом бунтарских выступлений… выборы проходят при самых неблагоприятных условиях исключающих правильное волеизъявление народное поэтому должны бы быть отложены», хотя и «должны состояться»84.
83. Подсчитано по: Там же, ф. 1781, оп. 1, д. 52, 60.

84. Там же, ф. 1810, оп. 1, д. 356, л. 34.
31 На Кавказском фронте голосование запланировали провести в феврале 1918 г., в Тамбовской губ. в марте. В Кубано-Черноморском, Терско-Дагестанском, Степном округах так и не завершившийся избирательный процесс после 5 января пришлось свернуть85. Во многих районах Сибири и Дальнего Востока, обжитых староверами, выборы отложили «в связи с отсутствием связи и дорог»86. В Верхнеудинском уезде, где треть населения составляли древлеправославные, во многие волости забыли прислать «инструкторов по составлению списков избирателей», чем лишили законных прав свыше 200 тыс. человек87. Порою процедура срывалась из-за того, что инструктивной «бумаги нет до сих пор» или «кандидатских списков не представлено»88 и т.п.
85. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., 2008. С. 25; ГА РФ, оп. 1, ф. 1810, д. 366, л. 48; и др.

86. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 92, л. 138144 и др.

87. Там же, л. 21.

88. См., например: Там же, д. 366, л. 48.
32 Казачьи части, в которых служило немало старообрядцев, исключались из голосования по фронтовым округам. Требования срочно создать «особые избирательные казачьи округа» игнорировались. Их голоса, подсчитанные особо, предполагалось присоединить к соответствующим тыловым округам, но специальные фронтовые казачьи избирательные комиссии так и не были сформированы или начали работу очень поздно. В итоге, как признал председатель Особой совещательной комиссии при Всероссийской избирательной комиссии, значительная часть казаков вообще не участвовала в выборах89.
89. Там же, д. 511, л. 19, 39. Хотя находившиеся на фронте казаки иногда даже угрожали «оставить за собой свободу действий» (Там же, д. 11, л. 3).
33 Но всё же несколько ревнителей древнего благочестия сумели победить в предвыборной борьбе. Принадлежавший к Древлеправославной церкви Христовой крупный промышленник, общественный деятель, бывший министр торговли и промышленности и товарищ министра-председателя Временного правительства А.И. Коновалов прошёл по списку кадетов Ярославской губ.90 От Русских социалистов-революционеров был избран по Пермскому округу старовер-беспоповец А.Т. Кузнецов, прислуживавший в нижнетагильской часовне и активно сотрудничавший с журналом «Уральский старообрядец», несмотря на то, что ещё в 1906 г. вступил в партию и подвергался аресту за антиправительственную деятельность. Возможно, были старообрядцы и среди 19 казаков, выигравших в территориальных округах (9 из них представляли донское казачество)91. Но, конечно, эти депутаты не могли в полной мере представлять российских староверов.
90. Баллотировавшиеся там же фабриканты-старообрядцы С.Н. Третьяков и С.И. Четвериков находились далеко от начала списка и в Учредительное собрание не попали (Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания… С. 2352).

91. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания… С. 110, 323.
34 В целом, конфессиональные списки могли добиться успеха на выборах в Учредительное собрание, но только при поддержке компактно проживавших этнических групп. Так, в него вошли депутаты от Крымского мусульманского комитета, Закавказского мусульманского национального комитета, казанского Мусульманского социалистического списка, Уфимского губернского мусульманского национального совета, самарского мусульманского «Шуро», Казанского губернского мусульманского комитета, Мусульманских организаций Самаркандской области, Общеферганского списка мусульманских организаций, а также Еврейского национального избирательного комитета Белоруссии, Еврейского национального блока Новороссии и др. Исключением стала православная Группа христианского единства «За веру и Родину», созданная верующими патриаршей Церкви92.
92. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 32, л. 43210; д. 52, л. 248.
35 Результаты выборов вызвали у старообрядческих публицистов глубокое разочарование. Осуждая либеральную и умеренно-социалистическую интеллигенцию, не сумевшую удержать полученную в марте 1917 г. власть, они не снимали ответственности и с населения страны: «Мы сами… в массе не пригодны как материал для создания не то чтобы социального устройства общества, а даже не пригодны для того, чтобы создать обычное, уже существующее на Западе правовое государство». В возможность сотрудничества в Учредительном собрании Милюкова и Родзянко с «Ульяновым-Лениным и Бронштейном-Троцким» не верилось уже в декабре 1917 г.93
93. Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 49. С. 777779.
36 Поэтому если захват власти большевиками в октябре 1917 г. вызвал у старообрядцев бурное возмущение и осуждение, выразившееся в многочисленных протестах и публикациях, то на разгон «учредиловки» они фактически не отреагировали, как и на выступления в её защиту в Москве, Киеве, Могилёве и ряде других городов94. В старообрядческой печати они почти не освещались. В центральном печатном органе самого большого согласия Древлеправославной Церкви Христовой ограничились вопросами: «Могло ли Учредительное собрание, в таком его составе, быть поддержано страной?.. Или Учредительное собрание было лишь фикцией, пустой идеей, остовом без крови и живого тела? …при таком характере набралось ли бы Учредительное собрание достаточных сил, если бы его работа не была прервана большевиками»95.
94. ГА РФ, ф. 1810, оп. 1, д. 513, л. 153.

95. Зайцев А. Где выход? (К годовщине революции) // Голос Церкви. 1918. № 2. С. 9293.
37 Лишь после принятия «Декрета об отделении церкви от государства», который лишал собственности и юридического статуса религиозные организации, старообрядцы заговорили о необходимости борьбы с советской властью, о возвращении к нелегальной культовой практике, о том, что «каждый старообрядческий дом, каждое селение, каждый приход должны быть Керженцем»96. Руководитель основного поповского согласия архиепископ Московский и всея Руси Мелетий в своём пастырском послании призывал: «Ополчимся же, православные христиане, против врагов Божиих... твёрдо надеясь, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и сокрушатся силою Креста Христова»97. Ревнители древнего благочестия откликнулись на эти слова, и начался новый этап в их взаимоотношениях с государством – период не столько иллюзий, сколько активного противостояния, в том числе и вооружённого. Но и в сентябре 1918 г. съезд белокриницкого согласия Томско-Алтайской епархии в Барнауле (политический центр староверов переместился из Москвы в Сибирь и на Алтай) в резолюции об объединении сибирского старообрядчества на «общественной, политической и просветительской почве» заявлял о грядущей подготовке к новым выборам «во всероссийские и всесибирские учредительные собрания»98.
96. Кириллов И. Старообрядчество и современные старообрядцы // Голос Церкви. Древлеправославный общественный журнал. 1918. № 2. С. 61. Сеть нелегальных и полулегальных старообрядческих скитов на р. Керженец представляла собой один из главных духовных центров староверов, формировавшийся со времён Соловецкого восстания и постоянно подвергавшийся преследованиям: арестам насельников, конфискации икон и книг, а также закрытию и «выгонкам». Однако Керженецкие скиты раз за разом возрождались, оставаясь очагом духовного сопротивления.

97. Старообрядческого архиепископа Мелетия московского древлеправославным христианам пастырское послание // Голос Церкви. 1918. № 2. С. 53.

98. Цит. по: Инговатов В.Ю., Старухин Н.А. К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 19171920 гг. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 1998. С. 38.

References

1. Anofriev N. Khristianstvo i revolyutsiya // Vestnik Vserossijskogo soyuza khristian pomorskogo soglasiya (dalee – Vestnik VSKhPS). 1917. № 3. S. 1.

2. Borovik Yu.V. Staroobryadcheskie obschestva Urala v 1917–1921 gg. // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. № 31. S. 106.

3. Borovik Yu.V. Staroobryadchestvo Urala i Zaural'ya na perelome ehpokh (1905–1927). Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Ekaterinburg, 2003. S. 20.

4. V. Kh[val'kovsk]-ij. Polozhenie o vyborakh v US // Vestnik VSKhPS. 1917. № 2. S. 5–8.

5. Doklad staroobryadcheskogo episkopa Innokentiya Nizhegorodskomu gubernskomu s'ezdu politicheskogo soyuza staroobryadcheskikh soglasij // Slovo Tserkvi. 1917. № 44. S. 733.

6. Ingovatov V.Yu., Starukhin N.A. K voprosu ob istorii otnosheniya staroobryadchestva k gosudarstvennoj vlasti na primere obschin Altaya v 1917–1920 gg. // Staroobryadchestvo: istoriya, kul'tura, sovremennost'. Materialy. M., 1998. S. 38.

7. Kerov V.V. Staroobryadchestvo v 1917 g. // Rossijskaya istoriya. 2018. № 1. S. 143–160.

8. Kirillov I. Bozh'ya volya // Slovo Tserkvi. 1917. № 10–11. S. 181.

9. Kirillov I. Staroobryadtsy i Uchreditel'noe sobranie // Slovo Tserkvi. 1917. № 43. S. 711.

10. Klyukina Yu.V. Staroobryadtsy i politicheskie partii v 1905–1917 gg. // Problemy istorii Rossii. Vyp. 5. Ekaterinburg, 2003. S. 337–338.

11. Koz'min K., svyasch. Za kogo podavat' golosa na vyborakh v Uchreditel'noe sobranie // Bratstvo. Tserkovno-obschestvennyj zhurnal, izdavaemyj periodicheski Sovetom vserossijskogo staroobryadcheskogo vo imya Sv. Nikoly bratstva. 1917. № 1. S. 2.

12. Kolonitskij B.I. Simvoly vlasti i bor'ba za vlast': K izucheniyu politicheskoj kul'tury rossijskoj revolyutsii 1917 goda. SPb., 2012. S.

13. Mel'nikov F.E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoj (staroobryadcheskoj) Tserkvi. Barnaul, 1999. S. 479–492.

14. Nastavlenie k vyboram v Uchreditel'noe sobranie // Slovo Tserkvi. 1917. № 43. S. 716.

15. Politicheskaya programma staroobryadchestva vsekh soglasij // Slovo Tserkvi. 1917. № 23. S. 418.

16. Postanovlenie narodnogo sobraniya staroobryadtsev g. Egor'evska i ego okrestnostej, 30 aprelya 1917 // Slovo Tserkvi. 1917. № 22. S. 414; Vestnik VSKhPS. 1917. № 1. S. 5.

17. Protasov L.G. Vserossijskoe Uchreditel'noe sobranie: istoriya rozhdeniya i gibeli. M., 1997. S. 138139.

18. Protasov L.G. Lyudi Uchreditel'nogo sobraniya: portret v inter'ere ehpokhi. M., 2008. S. 25.

19. Raspopin I.N. Staroobryadchestvo i revolyutsiya 1917 goda (po materialam dukhovnoj periodicheskoj pechati) // Staroobryadchestvo i revolyutsiya. Sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj i bogoslovskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Kazan', 1917. S. 45.

20. Red'kina O.Yu. Khristianskie politicheskie partii na Nizhnej Volge v 1917 godu // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. 2012. № 1(21). S. 40.

21. Sirotkin D.V. Rech' na s'ezde staroobryadtsev // Slovo Tserkvi. 1917. № 24. S. 450.

22. Starukhin N.A. Belokrinitskoe soglasie na Altae: barnaul'skaya Krestovozdvizhenskaya tserkov' // Staroobryadchestvo: istoriya i kul'tura. Vyp. 1. Barnaul, 1999. S. 92.

23. Stepanov D.V. Saratovskie staroobryadtsy i politika v revolyutsionnyj 1917 god (URL: https://samstar.ucoz.ru/news/d_stepanov_saratovskie_staroobrjadcy_i_politika_v_revoljucionnyj_1917_god/2015-04-20-6212 ).

24. Yarov S.V. Krest'yanin kak politik. Krest'yanstvo Severo-Zapada Rossii v 1918–1919 gg.: politicheskoe myshlenie i massovyj protest. SPb., 1999. S. 5.

Comments

No posts found

Write a review
Translate