Financing the War. Formation of the state budget of the USSR in 1941–1945
Table of contents
Share
QR
Metrics
Financing the War. Formation of the state budget of the USSR in 1941–1945
Annotation
PII
S086956870010140-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg Khlevnyuk 
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
21-35
Abstract

   

Received
11.03.2020
Date of publication
24.06.2020
Number of purchasers
36
Views
2829
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1 Финансирование армии и военной промышленности всегда являлось одной из сложнейших задач для любого государства, вовлечённого в войну. Вторая мировая война, отличавшаяся небывалыми масштабами, привела к затратам огромных ресурсов. Для Советского Союза – страны сравнительно бедной – военное напряжение было особенно существенным. Мобилизация всех сил для отпора врагу требовала срочного решения многочисленных задач, не последнее место среди которых занимало обеспечение сбалансированности военного бюджета.
2 История советских финансов в годы войны является традиционной темой историографии. В литературе проанализированы общие тенденции развития советской мобилизационной системы, в том числе её финансовой составляющей, введены в оборот данные, характеризирующие формирование военного бюджета1, проводятся сравнительные исследования экономического развития воюющих держав2.
1. © 2020 г. О.В. Хлевнюк

2. The economics of World War II: six great powers in international comparison / Ed. by M. Harrison. Cambridge, 1998.
3 В данной статье рассматриваются не только результаты, но и процесс формирования бюджета СССР в военный период. С опорой на новые документы3 анализируется финансовое состояние страны на разных этапах Великой Отечественной войны, практики составления, согласования и утверждения государственного бюджета по годам. Таким образом, в отличие от преобладающей тенденции общего анализа бюджетных индикаторов, как историческая проблема рассматриваются вопросы финансирования войны. Особое внимание уделяется динамике бюджета, факторам, влиявшим на его состояние в различные периоды, и механизмам согласования финансовой политики. Такой подход позволяет ввести в оборот новые данные, уточнить имеющиеся показатели и проанализировать феномен советского военного бюджета в единстве его макроэкономических характеристик и оперативных методов руководства финансовой системой.
3. Первостепенное значение для исследования проблемы имеют документы Наркомата финансов, Госплана и Госбанка СССР, правительственных комиссий, отложившиеся в процессе работы над бюджетами в фонде Совета министров СССР (ГА РФ, ф. Р-5446), а также доклады Наркомата финансов высшему руководству страны, сохранившиеся в тематических папках Политбюро (РГАНИ, ф. 3, оп. 39).
4

Военные расходы и трансформация бюджета

 

Значительное увеличение армии и производства вооружений после начала Второй мировой войны привело к существенному наращиванию финансирования по военным статьям. Расходы на Наркомат обороны (НКО) и Наркомат военно-морского флота (НКВМФ) составили в 1940 г. 32,6% расходов государственного бюджета по сравнению с 18,7% в 1938 г.4 Утверждённый в феврале 1941 г. бюджет предусматривал столь же высокий уровень расходов на финансирование двух оборонных наркоматов (32,9%) за счёт сокращения других статей, прежде всего социальных. Кроме того, значительным было финансирование военной промышленности5.

4. Государственный бюджет СССР. Статистический сборник. Ч. 2. 1938–1950. М., 1955. С. 49. Сборник издавался Министерством финансов СССР для служебного пользования. Данные о военных расходах представлены в этой публикации обезличенно – «на оборону страны». Однако, как показывают утверждаемые годовые государственные бюджеты, речь шла о расходах Наркомата обороны и Наркомата ВМФ. Наркоматы военной промышленности и другие расходы на военные нужды в этой строке бюджета не учитывались.

5. Постановление СНК СССР № 340 от 19 февраля 1941 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 1, д. 178, л. 320–382).
5 Сразу же после начала войны эта статья расходов резко выросла. 2 июля бюджет на третий квартал года, утверждённый накануне войны, был срочно пересмотрен, расходы по НКО и НКВМФ увеличили с 19,6 млрд до 34,3 млрд руб.6 Однако на деле рост наблюдался и ранее – так, для НКО и НКВМФ в действительности было выделено 83 млрд руб., что более чем на 12 млрд превосходило статьи бюджета, принятого в феврале 1941 г.7 Всего, по расчётам Наркомфина, произведённым в начале 1942 г., на военные нужды в 1941 г. было направлено 105,6 млрд руб. – 40,6 млрд в первом и 65 во втором полугодии. В эту сумму, помимо финансирования военных наркоматов, входили расходы на содержание войск НКВД, военные пенсии и пособия, финансирование военной промышленности, строительство аэродромов и т.д.8 Таким образом, общие военные расходы, по расчетам Наркомата финансов, превысили расходы на НКО и НКВМФ на 27%. По отношению к общим расходам государственного бюджета это составляло 55,2%9. Тенденция наращивания военных расходов наблюдалась и в последующие годы.
6. Постановление СНК СССР № 1654 «О союзном бюджете Союза ССР на III квартал 1941 года» от 19 июня 1941 г. (Там же, д. 194, л. 240); Постановление СНК СССР № 1804-804с «О союзном бюджете Союза ССР на III квартал 1941 года» от 2 июля 1941 г. (Там же, оп. 106с, д. 22, л. 274).

7. Государственный бюджет СССР… С. 96; Постановление СНК СССР № 340 «О государственном бюджете Союза ССР на 1941 год» от 19 февраля 1941 г. (Там же, оп. 1, д. 178, л. 327).

8. Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о военных расходах в 1941 г. от 7 февраля 1942 г. (РГАНИ, ф. 3, оп. 39, д. 49, л. 1–5).

9. Показатель общих расходов см.: Государственный бюджет СССР… С. 97.
6

Таблица 1

Расходы на НКО и НКВМФ

Год План (млрд руб.) Выполнение
    Абсолютные показатели (млрд руб.) Удельный вес в общих расходах госбюджета (в %)
1941 70,9 83 43,4
1942 98,6 108,4 59,3
1943 121,7 125 59,5
1944 128,4 137,8 52,2
1945 137,9 128,2 42,9
Всего 557,5 582,4 50,8

Составлено по: Государственный бюджет СССР… С. 96, 107.

7 Данные таблицы 1 свидетельствуют, что характерной чертой военного бюджета было постоянное наращивание финансирования двух военных наркоматов и в абсолютных размерах, и относительно общих расходов. Эти цифры в литературе, как правило, принимаются в качестве показателя военных расходов в целом, что неверно. Расчёты Наркомфина и Госплана давали более высокие цифры за счёт дополнительных статей финансирования военных потребностей. В конце июня 1945 г. Госплан представил правительству соответствующие данные, включая сметы НКО и НКВМФ, госпитали, военные пенсии и пособия (см. табл. 2). Такой учёт существенно увеличивал размеры и долю расходов на военные нужды.
8 Вместе с тем и эти, более полные показатели также не отражали всю картину. Как уже говорилось, по текущим расчётам Наркомфина на военные потребности во втором полугодии 1941 г. с учётом финансирования не только НКО и НКВМФ, госпиталей, пособий и пенсий, но также войск НКВД, военной промышленности и строительств, направлялось 65 млрд руб., что на 10 млрд превышает данные Госплана из таблицы 2, рассчитанные по сокращённому кругу показателей. Пока такие более полные оценки военных расходов по всем статьям за отдельные годы обнаружить не удалось. В связи с этим целесообразно экстраполировать расчёты по 1941 г. на весь военный период. По второму полугодию полные военные расходы по оценкам Наркомфина превышали расходы по НКО, НКМФ, госпиталям, военным пенсиям и пособиям на 18,2% (10 млрд руб.). Применяя этот повышающий коэффициент к показателям, представленным в таблице 2, мы получим ориентировочную цифру полных военных расходов за второе полугодие 1941 г. – первое полугодие 1945 г. в 642 млрд руб. Это составляет 71,4% расходов государственного бюджета за этот период по сравнению с 60,1%, которые дают расчёты по сокращённому кругу показателей.
9

Таблица 2

Военные расходы в государственном бюджете СССР (НКО, НКВМФ, военные госпитали, военные пенсии и пособия)

Годы Всего расходов (млрд руб.) В том числе военные расходы (млрд руб.) Удельный вес военных расходов (в %)
1940 174 57 32,8
1941 (второе полугодие) 101 55 54,5
1942 183 119 65,0
1943 210 137 65,2
1944 263 153 58,2
1945 (первое полугодие (оценка)) 142 76 53,5
Всего за годы войны 899 540 60,1

Составлено по: Заключение Госплана СССР в СНК СССР о проекте союзного бюджета на третий квартал 1945 г. от 26 июня 1945 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 47а, д. 2935, л. 26).

10

Таблица 3

Удельный вес расходов государственного бюджета СССР по отдельным статьям (в %)

  1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Тяжёлая и машиностроительная промышленность 14,8 14,7 9,1 7,6 10,5 13
Лёгкая и текстильная промышленность 0,4 0,3 0,4 0,3 0,4 0,8
Пищевая промышленность 0,8 0,4 0,4 0,3 0,5 0,7
Сельское хозяйство 7,2 4,9 2,8 2,5 2,8 3,1
Транспорт 3,8 2,9 2,2 2,7 3,4 3,5
Жилищное и коммунальное хозяйство 1,5 0,7 0,5 0,6 0,8 0,9
Просвещение 12,9 8,1 5,7 6,3 7,8 8,8
Здравоохранение 5,1 3,6 3,7 4,0 3,9 3,8
Охрана труда и социальное обеспечение 1,8 2,3 5,3 6 6 6

Составлено по: Государственный бюджет СССР… С. 98–108.

11 Значительный рост расходов на военные нужды был главным фактором реконструкции государственного бюджета в годы войны. Как свидетельствует данные таблицы 3, рост военных расходов вызвал падение финансирования большинства статей бюджета, включая тяжёлую промышленность и транспорт. Особенно заметным оказалось сокращение вложений в сельское хозяйство, жилищное и коммунальное строительство, просвещение. Бюджет социального обеспечения вырос за счёт пособий и пенсий военнослужащих и членов их семей. Вместе с тем полностью компенсировать затраты на ведение войны сжатием невоенных статей было невозможно. Падение доходов бюджета и рост военных расходов приводили к дефициту бюджета и наращиванию эмиссии, что являлось характерной чертой советской финансовой системы на протяжении значительного периода войны.
12

Сокращение доходов, бюджетный дефицит и эмиссия

 

Государственный бюджет СССР в предвоенные годы сводился без дефицита. К началу войны свободные остатки бюджетных средств достигли 9,6 млрд руб. (см. табл. 5). Несмотря на рост военных затрат после 22 июня 1941 г., правительство изначально также ориентировалось на сбалансированность расходов и доходов. При корректировке бюджета на третий квартал 1941 г. в связи началом войны были предусмотрены равные суммы по доходам и расходам. С этой целью в доходную часть на третий квартал включили резервы – 6,6 млрд руб. из остатков средств бюджета10. Однако уже в первые месяцы войны стало ясно, что этот бюджет выполнить не удастся даже при условии привлечения резервов11.

10. Постановление СНК СССР № 1804-804с «О союзном бюджете Союза ССР на III квартал 1941 года» от 2 июля 1941 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 106с, д. 22, л. 271).

11. Докладная записка комиссии по рассмотрению мероприятий для выполнения бюджета в 3-м квартале 1941 г. от 25 августа 1941 г. (Там же, оп. 25а, д. 7157, л. 66–69).
13 Исходя из сложившейся ситуации, Наркомфин и руководители правительства первоначально предлагали утвердить бюджет на четвертый квартал 1941 г. с дефицитом в 4 млрд руб., что составляло более 9% доходов. Однако и эти оптимистические показатели были выполнимы только в случае реализации ряда чрезвычайных мер, рассчитанных на длительный срок. Речь шла об изъятии кредитов на капитальное строительство и сокращении затрат на капитальный ремонт, о введении новых налогов и сборов, повышении цен и увеличении товарных фондов12. Несмотря на обострение ситуации, руководство страны (скорее всего, И.В. Сталин) до последнего момента отказывалось санкционировать дефицитный бюджет. Союзный бюджет на четвертый квартал был утверждён с большим опозданием – 16 ноября 1941 г. В нём, вопреки очевидному, предусматривалось равенство доходов и расходов13. Однако эти невыполнимые планы демонстрировали не реальное состояние дел, а приверженность руководства страны идее бездефицитного бюджета.
12. Докладная записка заместителей председателя СНК СССР Н.А. Вознесенского, А.И. Микояна и наркома финансов СССР Г.А. Зверева И.В. Сталину. Сентябрь 1941 г. (Там же, д. 7159, л. 286–287).

13. Постановление СНК СССР «О союзном бюджете Союза ССР на IV квартал 1941 г.» № 2211-1010с от 16 ноября 1941 г. (Там же, оп. 106с, д. 28, л. 83, 86).
14 В первые полгода войны выявились трудности формирования бюджета, которые наблюдались и позднее. Главной явилось существенное сокращение тех статей доходов, на которых держался довоенный бюджет – налога с оборота и отчислений от прибылей предприятий. Налог с оборота, формировавшийся преимущественно за счёт обложения товаров народного потребления, уменьшался по очевидным причинам. Во время войны, потребовавшей переключения ресурсов на армию и военное производство, лёгкая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство оказались в тяжёлом положении. Свою роль играли транспортные трудности, не позволявшие доставить произведённую продукцию до потребителя. При снижении уровня жизни падал спрос. Резкое уменьшение поступления налога с оборота пришлось на второе полугодие 1941 г., когда его удельный вес в доходах союзного бюджета снизился до 49,6% по сравнению с 73,3% в первом полугодии. Самым значительным оказался недобор поступлений от реализации водки – 6,1 млрд руб.14 Уменьшение отчислений от прибылей государственных предприятий также стало естественным следствием критической военной ситуации: предприятия переходили на ускоренный выпуск новой продукции, производилась массовая эвакуация, требовавшая дополнительных расходов. Общую динамику сокращения роли налога с оборота и отчислений от прибылей демонстрируют данные таблицы 4.
14. Справка Управления делами СНК СССР от 3 апреля 1942 г. (Там же, оп. 43а, д. 3716, л. 418, 419).
15

Таблица 4

Удельный вес налога с оборота и отчислений от прибылей государственных предприятий в доходах государственного бюджета (в %)

Год Налог с оборота Отчисления от прибылей
1940 58,7 12
1941 52,7 13,3
1942 40,2 9,3
1943 34,7 9,8
1944 35,3 8
1945 40,7 5,6

Составлено по: Государственный бюджет СССР… С. 70.

16

Таблица 5

Доходы и расходы государственного бюджета СССР

Годы 1940 1941 (первое полугодие) 1941 (второе полугодие) 1942 1943 1944 1945
Доходы 180,2 99,8 77,1 165 204,4 268,7 302
Расходы 174,3 90,2 101,2 182,8 210 264 298,6
Профицит/ дефицит +5,9 +9,6 –24,1 –17,8 –5,6 +4,7 +3,4

Составлено по: Государственный бюджет СССР… С. 68, 97. Данные за 1941 г.: Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о государственном бюджете и денежном обращении к началу третьего года войны от 7 сентября 1943 г. (РГАНИ, ф. 3, оп. 39, д. 49, л. 46, 48).

17 Растущие военные расходы и сокращение традиционных статей доходов стали причиной увеличения дефицита бюджета, который сохранялся в течение большего периода войны (см. табл. 5). А поскольку в докладах Наркомфина в правительство и Сталину дефицит представлялся как основной индикатор состояния бюджета, руководство страны рассматривало его как серьёзную проблему. Первые положительные сдвиги в его преодолении на рубеже 1942–1943 гг. отмечались как важнейшее достижение финансовой системы15. Активно обсуждались меры пополнения бюджета.
15. Заключение Госплана СССР о проекте государственного бюджета на 1943 г. Март 1943 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 44а, д. 4698, л. 158–172).
18 Самым простым способом явилась эмиссия. Как показывают данные таблицы 6, в абсолютных размерах она сохранялось на заметном уровне на протяжении всего периода войны. В отношении к доходам бюджета она была более значительной в 1941–1943 гг., поскольку являлась важным источником покрытия дефицита, однако своё значение сохраняла и в условиях превышения доходов над расходами в 1944–1945 гг. Это было связано с ростом кредитных вложений Госбанка, главным образом на восстановление освобождённых районов16. Для преодоления дефицита бюджета и недопущения роста эмиссии необходимо было изыскивать новые источники доходов, что являлось важнейшей задачей советской финансовой системы в годы войны.
16. Там же. С. 84.
19

Таблица 6

Эмиссия и ее удельный вес в доходах государственного бюджета

  Эмиссия (млрд руб.) Удельный вес эмиссии к доходам государственного бюджета за год (в %)
Июль–декабрь 1941 г. 14,3 8,1
1942 г. 11,1 6,7
1943 г. 11,5 5,6
1944 г. 7,1 2,6
1945 г. 11,7 3,9

Составлено по: По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации. Вып. 5. Денежное обращение в СССР периода Великой Отечественной войны в документах (1941–1945 годы) / Сост. Ю.И. Кашин. М., 2008. С. 64, 79.

20

Дополнительные военные доходы

 

Подводя первые итоги финансирования войны в конце июня 1945 г., Госплан СССР выделил два вида доходов государственного бюджета. Первый – доходы от традиционных довоенных источников. Второй – дополнительные доходы, полученные благодаря чрезвычайным, мобилизационным мерам, введённым в ходе войны. По состоянию на середину 1945 г. размеры этих двух комплексов доходов оценивались соответственно в 419 и 433 млрд руб.17 Таким образом в годы войны при сокращающейся традиционной доходной базе оказались изысканы огромные дополнительные средства. Источники этих чрезвычайных военно-мобилизационных поступлений по расчётам Госплана представлены в таблице 7. Большую их часть составили налоговые и другие платежи населения сверх уровня, характерного для невоенного времени. Повышение цен также сыграло значительную роль, хотя это был относительно простой способ получения дополнительных средств. Заметными стали доходы от реализации товаров, полученных по ленд-лизу, которые Госплан обозначил как доходы от импорта. Всего за время войны, включая весь 1945 г., бюджет получил от продажи ленд-лизовских товаров на внутреннем рынке очень значительную сумму – 90 млрд руб.18 Нужно отметить, что этот факт практически не упоминается в литературе.

17. Заключение Госплана СССР о проекте союзного бюджета на третий квартал 1945 г. 26 июня 1945 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 47а, д. 2935, л. 28–29).

18. Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о бюджете и денежном обращении во время войны от 8 января 1946 г. (РГАНИ, ф. 3. оп. 39, д. 49, л. 68).
21 Таблица 7 Источники дополнительных мобилизационных доходов государственного бюджета за второе полугодие 1941 – первое полугодие 1945 г.
Абсолютные показатели (млрд руб.) К общим доходам за годы войны (%)
По платежам населения всего, из них: 163 19,1
от введения новых и повышения действующих налогов 86 10,1
от взносов по военным займам в части, превышающей довоенный уровень подписки на займы 35 4,1
по взносам в фонд обороны, фонд Красной армии и по денежно-вещевым лотереям 28 3,3
от изъятия компенсации за неиспользованные отпуска 10 1,2
От повышения цен и тарифов 146 17,1
От изъятия неиспользованных ресурсов хозяйственных организаций 30 3,5
От импорта (разница против довоенного уровня таможенных доходов) 83 9,7
Возмещение военных расходов иностранными государствами, репарации, поступления советской валюты, передаваемой безвозмездно иностранными государствами 11 1,3
Всего 433 50,8
Составлено по: Заключение Госплана СССР о проекте союзного бюджета на третий квартал 1945 г. от 26 июня 1945 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 47а, д. 2935, л. 28–29). Данные за первое полугодие 1945 г. – оценка Госплана на конец июня 1945 г.
22 Политика мобилизации дополнительных военных доходов складывалась постепенно, в результате разработки и согласования бюджетов военного времени. Первоначальная программа перевода бюджета на военные рельсы была представлена в постановлении о бюджете на третий квартал 1941 г. от 2 июля 1941 г., в котором отражались предварительные представления правительства о возможных путях решения финансовых проблем в условиях войны. Упор делался на использование резервов: остатков средств союзного бюджета в Госбанке, а также поступлений от сокращения расходов по республиканским и местным бюджетам и возврата ссуд. Предусматривалось увеличение доходов от действующих предприятий и сокращение расходов на капитальные работы, ликвидация стимулирующих фондов и выплат и т.д. Устанавливалась временная надбавка к сельскохозяйственному налогу и подоходному налогу с населения. Повышались цены на спиртное19.
19. Постановление СНК СССР № 1804-804с «О союзном бюджете Союза ССР на III квартал 1941 года» от 2 июля 1941 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 106с, д. 22, л. 267–283).
23 Очень быстро стало ясно, что этих мер недостаточно. Наркомфин в конце июля инициировал вопрос о мероприятиях по выполнению госбюджета в третьем квартале 1941 г. Он предлагал обеспечить срочную доставку имеющихся товаров широкого потребления до потребителя; расширить коммерческую торговлю; повысить цены на табачные изделия, увеличить производство водки; прекратить выплаты процентов по государственным займам и стимулирующих премий в сельском хозяйстве; ввести новые сборы в пользу Красного Креста и в Фонд обороны20. Оценивая эти предложения, Госплан занял более «рыночную» позицию. Одобрив многие меры Наркомфина, руководители Госплана возражали по поводу расширения коммерческой торговли: «Финансовый эффект этих мероприятий будет незначителен из-за ограниченности могущих быть выделенными товарных фондов, а влияние этих мероприятий на устойчивость рубля и денежное обращение может быть отрицательным». По тем же мотивам оспаривалось предложение о прекращении выплат по государственным займам, что «по существу означает отказ от экономических стимулов в деле привлечения добровольных взносов населения». Предложения о сокращении на 50% выплат премий-надбавок по техническим культурам и об отмене отпуска минеральных удобрений по льготным ценам снижали «стимулирование важнейших отраслей сельского хозяйства»21.
20. Докладная записка Наркомата финансов СССР в СНК СССР от 29 июля 1941 г. (Там же, оп. 25а, д. 7157, л. 36–44).

21. Заключение Госплана СССР о проекте постановления о мероприятиях по наполнению госбюджета в третьем квартале 1941 г. от 5 августа 1941 г. (Там же, л. 7–8).
24 По итогам рассмотрения вопроса о дополнительных доходах в специально созданной комиссии из руководителей Наркомфина, Госбанка, Госплана и других ведомств22 в постановление СНК СССР «О союзном бюджете Союза ССР на IV квартал 1941 г.» от 16 ноября 1941 г. оказался включен перечень дополнительных мер. Вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан; намечалось проведение денежной лотереи, а также зачисление в доход бюджета средств, поступающих в Фонд обороны и различных фондов предприятий23.
22. Докладная записка комиссии по рассмотрению бюджета на четвёртый квартал 1941 г. [После 17 сентября 1941 г.] (Там же, д. 7159, л. 356–360).

23. Постановление СНК СССР № 2211-1010с «О союзном бюджете Союза ССР на IV квартал 1941 г.» от 16 ноября 1941 г. (Там же, оп. 106с, д. 28, л. 87–91).
25 В основных чертах система военных доходов бюджета сложилась в 1942 г. На её формирование воздействие оказывали продолжавшиеся дискуссии между Наркомфином и Госпланом. Планируя финансирование бюджета, Наркомат вновь ориентировался на приоритетное использование двух источников: повышение цен и налогов. Конкретно речь шла о повышении в 2–3 раза цен на основные промышленные и некоторые продовольственные товары, росте тарифов на транспорт и связь, об увеличении оплаты коммунальных услуг. Особенно заметное повышение цен предусматривалось на товары повседневного спроса, без которых население обойтись не могло: на спички с 5 до 50 коп. за коробку, на соль поваренную с 16 коп. до 1 руб. за кг, на керосин с 80 коп. до 2 руб. за литр24.
24. Заключение Госплана СССР о проекте государственного бюджета на 1942 г. от 24 февраля 1942 г. (Там же, оп. 43а, д. 3717, л. 3–4).
26 Критикуя эти предложения в заключении на проект бюджета на 1942 г., руководители Госплана указывали: «Предлагаемое Наркомфином в качестве основного пути сокращения дефицита государственного бюджета повышение цен по большинству товаров является неправильным, так как оно повлечёт за собой подрыв силы рубля и неминуемо приведёт к необходимости повышения заработной платы значительной части рабочих и служащих, что ещё более усилит потребность в эмиссии и вызовет дальнейший рост цен на колхозном рынке. Таким образом, этот путь не даст ощутимых положительных результатов и приведёт к ещё большему ухудшению денежного обращения». Взамен Госплан предлагал более консервативные меры – активизацию товарооборота за счёт наращивания товарных ресурсов сельскохозяйственной продукции; проведение жёсткого режима экономии; привлечение средств населения через сберкассы, путём организации займа и лотереи. Госплан поддержал предложение Наркомфина о приостановке выплаты рабочим и служащим компенсации за отпуска, которые были отменены в связи с началом войны25. Реальную финансовую политику 1942 г. можно оценить как компромисс между этими первоначально заявленными подходами Наркомфина и Госплана.
25. Там же, л. 1–3.
27 Намерение повысить цены отчасти реализовалось постановлением СНК СССР от 8 апреля 1942 г. Оно предполагало подорожание промышленных товаров в коммерческой торговле, а также общий рост на спиртные напитки, мыло, спички, соль. Почти втрое подорожал керосин, продававшийся в сельской местности. Бутылка водки стала стоить 50 руб. вместо 22, папиросы – 4 руб. вместо 2, 100-граммовый кусок туалетного мыла – 2 руб. вместо 75 коп. и т.д.26 В октябре 1942 г. цены на водку, водочные изделия, питьевой спирт и денатурат, а также на продукцию винодельческой промышленности оказались повышены вдвое, а на одеколон и духи, а также пиво – на 50%27. В мае значительно выросли цены на изделия из драгоценных металлов28.
26. Постановление СНК СССР № 451-228сс «О повышении розничных цен на промышленные товары в коммерческих магазинах и цен на водку, вина, табачные изделия и некоторые другие товары» (Там же, оп. 106с, д. 44, л. 9–10).

27. Постановление СНК СССР № 1622-769с «О союзном бюджете Союза ССР на IV квартал 1942 г.» от 2 октября 1942 г. (Там же, д. 63, л. 75–76).

28. Постановление СНК СССР № 647-333сс «О повышении розничных цен и ставок налога с оборота на изделия из драгоценных металлов» от 7 мая 1942 г. (Там же, оп. 43а, д. 6195, л. 25–27).
28 Вместе с тем повышение цен касалось определённой группы товаров, а главное – не распространялось на продовольствие, распределяемое по карточкам. Отчасти такой подход тормозил инфляцию. Ещё большее значение для её сдерживания имело увеличение налогов и других изъятий доходов населения. В 1942 г. начали активно взиматься новые налоги военного времени. К традиционным подоходному и сельскохозяйственному добавились значительный по размерам военный налог, а также налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Резко возросло значение займов и лотерей. Крупные суммы от населения поступали в фонд Красной армии29. В 1942 г., в соответствии с предложениями Наркомфина и Госплана, прекратилась выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска30. Эти меры сыграли роль в постепенном сокращении бюджетного дефицита. В целом за 1942 г. он оставался значительным (см. табл. 5), но демонстрировал тенденцию к снижению по кварталам31.
29. История Министерства финансов России. Т. III. С. 121–123, 160–162; Ironside K. Rubles for victory: the social dynamics of state fundraising on the Soviet home front // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian history. 2014. Vol. 15. № 4. Р. 799–828.

30. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1942 г. «О временном прекращении выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 1942 году» (ГА РФ, ф. Р-7523, оп. 4, д. 51, л. 49). В последующем действие этого указа продлевалось.

31. Докладная записка Наркомата финансов СССР в СНК СССР о государственном бюджете на 1943 г. от 27 февраля 1943 г. (Там же, оп. 44а, д. 4702, л. 206–207).
29 Однако, несмотря на некоторые обнадеживающие признаки в финансовой сфере, проявившиеся в конце 1942 г., составители бюджета на 1943 г. были настроены скептически. Оценивая в марте 1943 г. перспективы на текущий год, Госплан исходил из показателя дефицита государственного бюджета в 23,1 млрд руб.32, что значительно превосходило соответствующий показатель 1942 г. (см. табл. 5). Скорее всего, именно сложности формирования бюджета оказались причиной затягивания окончательного его утверждения. Только 18 июня в бюджет внесли последние важные изменения, связанные с поступлением новых доходов. В июне правительство значительно повысило сельскохозяйственный налог, а подписка на Второй государственный военный заём к этому времени составила 20,5 млрд руб. вместо принятых в расчётах по первоначальному проекту 13,5 млрд.33 В результате в принятом 3 июля постановлении СНК СССР о государственном бюджете на 1943 г. дефицит был заложен в размере 16 млрд руб.34
32. Заключение Госплана СССР на проект государственного бюджета на 1943 г. [Март 1943 г.] (Там же, д. 4698, л. 167).

33. Докладная записка Наркомата финансов СССР в СНК СССР о государственном бюджете на 1943 г. от 18 июня 1943 г. (Там же, л. 89).

34. Постановление СНК СССР № 722-213с «О государственном бюджете Союза ССР на 1943 год» (Там же, оп. 106с, д. 81, л. 165).
30 Реальные результаты 1943 г. оказались, однако, намного лучше, чем предполагалось (см. табл. 5). Свою роль сыграло улучшение работы ряда отраслей народного хозяйства и рост соответствующих отчислений от их прибылей. Очень сильно выросли поступления от населения – за счёт налогов, займов и лотерей, фонда Красной армии. Большое увеличение доходов наблюдалось также по таможенным доходам и по доходам от реализации товаров, получаемых по ленд-лизу. В 1943 г. по предварительным данным они составили 19,4 млрд руб. против 12,1 млрд в 1942 г.35 Как известно, именно в 1943 г. резко увеличились поставки по ленд-лизу, и этот рост продолжался следующие два года36.
35. Докладная записка Наркомата финансов СССР в СНК СССР о государственном бюджете на 1944 г. от 23 декабря 1943 г. (Там же, оп. 46а, д. 3827, л. 190–192).

36. Подробнее см.: Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004.
31 Вместе с тем, по мнению финансовых органов, ряд важных резервов пополнения бюджета был исчерпан. 7 сентября руководство Наркомфина направило Сталину записку о состоянии бюджета к началу третьего года войны: «Значительно снизить бюджетный дефицит путём повышения налогов и сокращения расходов на народное хозяйство и культуру в данное время не представляется возможным. Дальнейшее повышение налогов нецелесообразно в связи с тем, что бюджеты рабочих и служащих в достаточной степени напряжены, а налоги с сельского населения были недавно увеличены. Сокращать расходы на народное хозяйство и культуру также нецелесообразно, так как эти расходы за период войны… были резко снижены». Выход из положения виделся в расширении производства предметов потребления и соответствующем увеличении розничного товарооборота, а также в повышении рентабельности промышленности и сдерживании роста заработной платы37. Фактически речь шла о постепенной замене чрезвычайных военных источников пополнения бюджета традиционными довоенными, ведущую роль среди которых играл налог с оборота.
37. Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о государственном бюджете и денежном обращении к началу третьего года войны от 7 сентября 1943 г. (РГАНИ, ф. 3. оп. 39, д. 49, л. 58–60).
32 Вместе с тем было очевидно, что в условиях продолжающейся войны осуществить такой поворот сложно. Эти трудности нашли отражение в государственном бюджете, утверждённом 19 января 1944 г. Он предусматривал некоторый рост налогов с оборота, однако не настолько существенный, чтобы перекрыть необходимость чрезвычайных поступлений. План по налогам с населения, доходам от займа и денежно-вещевой лотереи был повышен38. Очевидно, что именно опасения из-за напряжённости бюджета, основанного на чрезвычайных методах пополнения, заставили правительство проявить осмотрительность. Составленный Наркомфином в конце 1943 г. проект бюджета исходил из сохранения дефицита в 17,3 млн руб.39 Эти предложения без изменений вошли в постановление СНК СССР о государственном бюджете на 1944 г.40
38. Постановление СНК СССР № 66-33с «О государственном бюджете Союза ССР на 1944 год» (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 106с, д. 100, л. 120–141). Ср. выполнение плана по доходам в 1943 г.: Государственный бюджет СССР. С. 51–68.

39. Докладная записка Наркомата финансов СССР в СНК СССР о государственном бюджете на 1944 г. [Декабрь 1943 г.] (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 46а, д. 3827, л. 175).

40. Постановление СНК СССР № 66-33с «О государственном бюджете Союза ССР на 1944 год» от 19 января 1944 г. (Там же, оп. 106с, д. 100, л. 120).
33 Однако в реальности впервые с начала войны оказался достигнут профицит бюджета, причём сразу на 4,7 млрд руб. (см. табл. 5). Произошло это благодаря росту как налога с оборота, так и налогов с населения41. Заметную роль в росте налога с оборота играло, однако, не наращивание производства широкого круга потребительских товаров. Перевыполнение плана обусловил значительный рост производства водки, что дало дополнительных доходов почти на 11 млрд руб., т.е. примерно 11% всех поступлений налога с оборота. Значительную сумму (4,6 млрд) дало расширение коммерческой торговли благодаря созданию в марте 1944 г. торговой сети Главособторга42. До 40 млрд руб. (по сравнению с 24 млрд в 1943 г.) выросли таможенные доходы, значительную долю которых составили поступления от продажи ленд-лизовских товаров. Они превратились в крупнейший источник советского бюджета, превысивший поступления от налогов с населения и составивший более 40% от налога с оборота43. Одновременно бюджет недосчитался части запланированных доходов от прибылей от промышленности и налога с оборота от отраслей, не связанных с производством водки44.
41. Справка Управления делами СНК СССР о проекте государственного бюджета на 1945 г. [Январь 1945 г.] (Там же, оп. 47а, д. 2670, л. 154–155).

42. Справка Управления делами СНК СССР об исполнении государственного бюджета за 1944 г. от 10 марта 1945 г. (Там же, л. 159–160); Твердюкова Е.Д. Особторг. Коммерческая торговля в СССР в 19441947 годах // Родина. 2010. № 10. С. 132134.

43. Справка Управления делами СНК СССР об исполнении государственного бюджета за 1944 г. от 10 марта 1945 г. (ГА РФ, ф. Р-5446, оп. 47а, д. 2670, л. 159–160).

44. Справка Управления делами СНК СССР о проекте государственного бюджета на 1945 г. [Январь 1945] (Там же, л. 154–156).
34 Осознавая сложности дальнейшего наращивания бюджета за счёт чрезвычайных источников, Наркомфин, Госплан и правительство при разработке бюджета на очередной год предпочли расчёты на худшее. Государственный бюджет 1945 г. был утверждён, несмотря на профицит 1944 г., с равными доходами и расходами45. Год действительно оказался сложным в финансовом отношении. Победа в войне для бюджета предполагала не только облегчение, но и дополнительные нагрузки. Затрат требовали демобилизация огромной армии, конверсия промышленности. В результате расходы на военные нужды сократились не очень значительно, но одновременно выросли вложения в народное хозяйство и социально-культурную сферу. При этом уменьшились поступления по государственному займу и лотерее, по отчислениям в Фонд обороны и т.д. Несмотря на это, бюджет 1945 г. был сведён с профицитом (см. табл. 5). Выпадающие статьи доходов в значительной части компенсировались поступлениями от распространения коммерческой торговли, сохранением на высоком уровне реализации товаров, поступавших по ленд-лизу, доходов, полученных от использования ресурсов оккупированных европейских стран46.
45. Постановление СНК СССР № 478-136с «О государственном бюджете Союза ССР на 1945 год» от 14 марта 1945 г. (Там же, оп. 106с, д. 100, л. 96).

46. Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о бюджете и денежном обращении во время войны от 8 января 1946 г. (РГАНИ, ф. 3, оп. 39, д. 49, л. 64–89).
35

Некоторые итоги

 

Мобилизация финансовых ресурсов на ведение войны была одной из важнейших задач, которые решались советским руководством в 1941–1945 гг. Огромный рост расходов на армию потребовал существенной реконструкции бюджета, максимального сокращения вложений в отрасли социально-экономической жизни, не связанные непосредственно с ведением боевых действий. Происходило это в условиях резкого уменьшения доходной части бюджета. Падение производства предметов широкого потребления и затруднения в транспортировке даже имеющихся товаров резко понизили налог с оборота – один из ключевых источников дохода в довоенный период. Аналогичные трудности возникали с получением налоговых отчислений от прибылей предприятий. Рост военных расходов и сокращение традиционных доходов привели к значительному дефициту бюджета в 1941, 1942 и отчасти 1943 г. Его невозможно было погасить одной только эмиссией. Для покрытия военных расходов потребовались новые источники чрезвычайных доходов.

36 Выработка направлений финансовой политики происходила в первый период войны в ходе обсуждения путей преодоления растущего бюджетного дефицита. Основными ведомствами, принимавшими участие в согласовании этих вопросов, были Наркомат финансов, Госплан и Государственный банк СССР. Окончательные решения принимались руководством страны.
37 Несмотря на относительную лёгкость прямого повышения цен, этот метод получения доходов не был основным, применялся в отношении лишь части товаров, а также посредством распространения коммерческой торговли. Основные товарные фонды распределялись по карточкам по фиксированным ценам. Заметную роль в наращивании товарооборота играла продажа товаров, закупленных по импорту и полученных в рамках союзной помощи. Наряду с, и отчасти вместо, повышения цен применялись высокие налоги (в том числе военный и на холостяков, одиноких и малосемейных граждан) и сборы с населения. За годы войны были проведены четыре военных займа и четыре лотереи. Широко привлекались средства в Фонд обороны. Одновременно ограничивалась выдача вкладов из сберкасс и консервировались различные выплаты населению. В результате изъятия средств населения росли как в абсолютных размерах, так и относительно других статей доходов. Удельный вес налогов и сборов с населения в составе доходов государственного бюджета увеличился с 5,2% в 1940 г. до 12,3% в среднем за 1941–1945 гг. Соответствующие цифры по доходам от займов и лотерей составляли 6,3 и 11,2%. Удельный вес налога с оборота в доходах государственного бюджета упал с 58,7% в 1940 г. до 40,2% в среднем за 1941–1945 гг.47
47. Государственный бюджет СССР… С. 69–81.
38 Результатом такой финансовой политики стало существенное понижение уровня жизни народа, выносившего на своих плечах тяготы войны во всех их проявлениях. Отчасти изъятие значительной части доходов населения сдерживало инфляцию, возможное раскручивание спирали роста цен и зарплат и полного обесценения рубля. Вместе с тем рост цен оказался значительным. В государственной торговле цифры на ценниках увеличивались по ряду важных позиций. Повышение цен на водку проводилось трижды, из-за чего они превысили довоенный уровень в 7,5 раз. Вдвое подорожали в государственной торговле табачные изделия и парфюмерия48. В целом цены в государственной торговле за годы войны выросли вдвое. Огромным был рост в коммерческой торговле. Например, стоимость 1 кг сливочного масла в нормированной торговле в конце 1940 г. составляла 25 руб., а в коммерческой торговле в конце 1944 г. – 750 руб., стоимость мужского демисезонного пальто – 377 и 4 300 руб.49 Быстрее всего росли цены на городских рынках. В 1942 г. по отношению к 1940 г. они увеличились в 7,5 раз, в 1943 г. – в 13, а в 1944 г. – в 10 раз50. Эти показатели свидетельствовали о существенном ослаблении рубля.
48. По страницам архивных фондов Центрального банка… С. 84.

49. Советская жизнь. 1945–1953 / Сост. Е.Ю. Зубкова и др. М., 2003. С. 512–514.

50. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне. 1941–1945. Статистический сборник. М., 1990. С. 193, 197.
39 В 1945 г. за счет расширения нормированного снабжения, распространения коммерческой торговли, роста налогообложения в деревне и других факторов цены на городских рынках по отношению к 1940 г. выросли значительно меньше, чем в предыдущие годы – в среднем в 5,5 раз51. Однако дальнейшее укрепление рубля затруднялось прежде всего по причине значительной эмиссии и ограниченности товарооборота. К концу 1945 г. излишек денег на руках населения оценивался в 35 млрд руб., что составляло 47% общей суммы денег в обращении52. Намечая меры финансового оздоровления в начале 1946 г., Наркомат финансов предложил руководству страны ряд мер. С одной стороны, речь шла о таких рутинных задачах, как увеличение выпуска товаров широкого потребления, расширение коммерческой торговли, заморозка фондов заработной платы, повышение рентабельности государственных предприятий. С другой – предлагалось изъятие «у отдельных групп населения конъюнктурных доходов военного времени»53. В последующий период эти меры послевоенной нормализации финансовой системы в той или иной степени проводились в жизнь. Наиболее радикальной из них стала денежная реформа 1947 г., благодаря которой из оборота оказались изъяты огромные излишки денег, накопленные населением в годы войны.
51. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне… С. 197; По страницам архивных фондов Центрального банка… С. 66–67.

52. По страницам архивных фондов Центрального банка… С. 86.

53. Докладная записка Наркомата финансов СССР И.В. Сталину о бюджете и денежном обращении во время войны от 8 января 1946 г. (РГАНИ, ф. 3, оп. 39, д. 49, л. 64–89).

References

1. Sm., naprimer: Plotnikov K.N. Dokhody byudzheta Sovetskogo gosudarstva: ocherki istorii. M., 1955; D'yachenko V.P. Istoriya finansov SSSR (1917–1950 gg.). M., 1978; Harrison M. Accounting for War: Soviet production, employment, and the defence burden, 1940–1945. Cambridge, 1996; Istoriya Ministerstva finansov Rossii. V 4 t. T. III: 1933–1985 gg. / Gl. red. A.L. Kudrin. M., 2002.

2. The economics of World War II: six great powers in international comparison / Ed. by M. Harrison. Cambridge, 1998.

3. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR I.V. Stalinu o voennykh raskhodakh v 1941 g. ot 7 fevralya 1942 g. (RGANI, f. 3, op. 39, d. 49, l. 1–5).

4. Postanovlenie SNK SSSR № 1804-804s «O soyuznom byudzhete Soyuza SSR na III kvartal 1941 goda» ot 2 iyulya 1941 g. (GA RF, f. R-5446, op. 106s, d. 22, l. 271).

5. Dokladnaya zapiska komissii po rassmotreniyu meropriyatij dlya vypolneniya byudzheta v 3-m kvartale 1941 g. ot 25 avgusta 1941 g. (Tam zhe, op. 25a, d. 7157, l. 66–69).

6. Dokladnaya zapiska zamestitelej predsedatelya SNK SSSR N.A. Voznesenskogo, A.I. Mikoyana i narkoma finansov SSSR G.A. Zvereva I.V. Stalinu. Sentyabr' 1941 g. (Tam zhe, d. 7159, l. 286–287).

7. Postanovlenie SNK SSSR «O soyuznom byudzhete Soyuza SSR na IV kvartal 1941 g.» № 2211-1010s ot 16 noyabrya 1941 g. (Tam zhe, op. 106s, d. 28, l. 83, 86).

8. Spravka Upravleniya delami SNK SSSR ot 3 aprelya 1942 g. (Tam zhe, op. 43a, d. 3716, l. 418, 419).

9. Zaklyuchenie Gosplana SSSR o proekte gosudarstvennogo byudzheta na 1943 g. Mart 1943 g. (GA RF, f. R-5446, op. 44a, d. 4698, l. 158–172).

10. Zaklyuchenie Gosplana SSSR o proekte soyuznogo byudzheta na tretij kvartal 1945 g. 26 iyunya 1945 g. (GA RF, f. R-5446, op. 47a, d. 2935, l. 28–29).

11. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR I.V. Stalinu o byudzhete i denezhnom obraschenii vo vremya vojny ot 8 yanvarya 1946 g. (RGANI, f. 3. op. 39, d. 49, l. 68).

12. Postanovlenie SNK SSSR № 1804-804s «O soyuznom byudzhete Soyuza SSR na III kvartal 1941 goda» ot 2 iyulya 1941 g. (GA RF, f. R-5446, op. 106s, d. 22, l. 267–283).

13. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR v SNK SSSR ot 29 iyulya 1941 g. (Tam zhe, op. 25a, d. 7157, l. 36–44).

14. Zaklyuchenie Gosplana SSSR o proekte postanovleniya o meropriyatiyakh po napolneniyu gosbyudzheta v tret'em kvartale 1941 g. ot 5 avgusta 1941 g. (Tam zhe, l. 7–8).

15. Dokladnaya zapiska komissii po rassmotreniyu byudzheta na chetvyortyj kvartal 1941 g. [Posle 17 sentyabrya 1941 g.] (Tam zhe, d. 7159, l. 356–360).

16. Postanovlenie SNK SSSR № 2211-1010s «O soyuznom byudzhete Soyuza SSR na IV kvartal 1941 g.» ot 16 noyabrya 1941 g. (Tam zhe, op. 106s, d. 28, l. 87–91).

17. Zaklyuchenie Gosplana SSSR o proekte gosudarstvennogo byudzheta na 1942 g. ot 24 fevralya 1942 g. (Tam zhe, op. 43a, d. 3717, l. 3–4).

18. Postanovlenie SNK SSSR № 451-228ss «O povyshenii roznichnykh tsen na promyshlennye tovary v kommercheskikh magazinakh i tsen na vodku, vina, tabachnye izdeliya i nekotorye drugie tovary» (Tam zhe, op. 106s, d. 44, l. 9–10).

19. Postanovlenie SNK SSSR № 1622-769s «O soyuznom byudzhete Soyuza SSR na IV kvartal 1942 g.» ot 2 oktyabrya 1942 g. (Tam zhe, d. 63, l. 75–76).

20. Postanovlenie SNK SSSR № 647-333ss «O povyshenii roznichnykh tsen i stavok naloga s oborota na izdeliya iz dragotsennykh metallov» ot 7 maya 1942 g. (Tam zhe, op. 43a, d. 6195, l. 25–27).

21. Istoriya Ministerstva finansov Rossii. T. III. S. 121–123, 160–162; Ironside K. Rubles for victory: the social dynamics of state fundraising on the Soviet home front // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian history. 2014. Vol. 15. № 4. R. 799–828.

22. Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 9 aprelya 1942 g. «O vremennom prekraschenii vyplaty denezhnoj kompensatsii za neispol'zovannyj otpusk v 1942 godu» (GA RF, f. R-7523, op. 4, d. 51, l. 49). V posleduyuschem dejstvie ehtogo ukaza prodlevalos'.

23. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR v SNK SSSR o gosudarstvennom byudzhete na 1943 g. ot 27 fevralya 1943 g. (Tam zhe, op. 44a, d. 4702, l. 206–207).

24. Zaklyuchenie Gosplana SSSR na proekt gosudarstvennogo byudzheta na 1943 g. [Mart 1943 g.] (Tam zhe, d. 4698, l. 167).

25. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR v SNK SSSR o gosudarstvennom byudzhete na 1943 g. ot 18 iyunya 1943 g. (Tam zhe, l. 89).

26. Postanovlenie SNK SSSR № 722-213s «O gosudarstvennom byudzhete Soyuza SSR na 1943 god» (Tam zhe, op. 106s, d. 81, l. 165).

27. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR v SNK SSSR o gosudarstvennom byudzhete na 1944 g. ot 23 dekabrya 1943 g. (Tam zhe, op. 46a, d. 3827, l. 190–192).

28. Podrobnee sm.: Butenina N.V. Lend-liz: sdelka veka. M., 2004.

29. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR I.V. Stalinu o gosudarstvennom byudzhete i denezhnom obraschenii k nachalu tret'ego goda vojny ot 7 sentyabrya 1943 g. (RGANI, f. 3. op. 39, d. 49, l. 58–60).

30. Postanovlenie SNK SSSR № 66-33s «O gosudarstvennom byudzhete Soyuza SSR na 1944 god» (GA RF, f. R-5446, op. 106s, d. 100, l. 120–141). Sr. vypolnenie plana po dokhodam v 1943 g.: Gosudarstvennyj byudzhet SSSR. S. 51–68.

31. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR v SNK SSSR o gosudarstvennom byudzhete na 1944 g. [Dekabr' 1943 g.] (GA RF, f. R-5446, op. 46a, d. 3827, l. 175).

32. Postanovlenie SNK SSSR № 66-33s «O gosudarstvennom byudzhete Soyuza SSR na 1944 god» ot 19 yanvarya 1944 g. (Tam zhe, op. 106s, d. 100, l. 120).

33. Spravka Upravleniya delami SNK SSSR o proekte gosudarstvennogo byudzheta na 1945 g. [Yanvar' 1945 g.] (Tam zhe, op. 47a, d. 2670, l. 154–155).

34. Spravka Upravleniya delami SNK SSSR ob ispolnenii gosudarstvennogo byudzheta za 1944 g. ot 10 marta 1945 g. (Tam zhe, l. 159–160); Tverdyukova E.D. Osobtorg. Kommercheskaya torgovlya v SSSR v 1944–1947 godakh // Rodina. 2010. № 10. S. 132–134.

35. Spravka Upravleniya delami SNK SSSR ob ispolnenii gosudarstvennogo byudzheta za 1944 g. ot 10 marta 1945 g. (GA RF, f. R-5446, op. 47a, d. 2670, l. 159–160).

36. Spravka Upravleniya delami SNK SSSR o proekte gosudarstvennogo byudzheta na 1945 g. [Yanvar' 1945] (Tam zhe, l. 154–156).

37. Postanovlenie SNK SSSR № 478-136s «O gosudarstvennom byudzhete Soyuza SSR na 1945 god» ot 14 marta 1945 g. (Tam zhe, op. 106s, d. 100, l. 96).

38. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR I.V. Stalinu o byudzhete i denezhnom obraschenii vo vremya vojny ot 8 yanvarya 1946 g. (RGANI, f. 3, op. 39, d. 49, l. 64–89).

39. Sovetskaya zhizn'. 1945–1953 / Sost. E.Yu. Zubkova i dr. M., 2003. S. 512–514.

40. Narodnoe khozyajstvo SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne. 1941–1945. Statisticheskij sbornik. M., 1990. S. 193, 197.

41. Dokladnaya zapiska Narkomata finansov SSSR I.V. Stalinu o byudzhete i denezhnom obraschenii vo vremya vojny ot 8 yanvarya 1946 g. (RGANI, f. 3, op. 39, d. 49, l. 64–89).

Comments

No posts found

Write a review
Translate