Projects of the first Russian Antarctic expedition of 1819–1821
Table of contents
Share
Metrics
Projects of the first Russian Antarctic expedition of 1819–1821
Annotation
PII
S086956870012932-6-1
DOI
10.31857/S086956870012932-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitriy Kopelev 
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Pages
77-89
Abstract

            

Received
21.09.2020
Date of publication
18.12.2020
Number of purchasers
2
Views
148
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
4224 RUB / 84.0 SU
1 Первая русская антарктическая экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – одно из крупнейших заморских научных предприятий, осуществлённых подданными Российской империи в первой четверти XIX в. Литература, посвящённая этому плаванию, обширна, однако многие аспекты его истории ещё нуждаются в осмыслении. «Никогда путешествия для открытий не были снаряжаемы забавнейшим образом», – удивлялся молодой мичман Ф.П. Литке, возвращавшийся из кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка» и видевший в августе 1819 г. корабли, направлявшиеся в южные широты Тихого океана, на Портсмутском рейде. «Во-первых, главнейшая вещь – суда, – писал он. – Шлюпы, на которых сидят начальники экспедиций, построены на Охте по образцу “Камчатки”, положим, что они хороши, хотя и тут можно бы сделать замечание, что между плаванием по чистой воде и плаванием между льдами маленькая разница. Другия же два судна построены в Лодейное поле на тот предмет, чтобы возить муку из Кронштадта в Ревель и Свеаборг, и теперь уже подтекают. И эти суда посланы делать открытия во льдах!»1. По словам Литке, «Их приготовляли по примеру “Камчатки”, и естли им что-нибудь не нравилось, то их уверяли, что это так на “Камчатке”, и они молчали. Естли б мы были уже возвратившись, и капитан объявил бы, что “Камчатка” была снабжена, снаряжена и исправлена наилучшим образом, то и тогда не могла бы она им служить образцом, ибо их экспедиция рознится от нашей, как ночь ото дня: и тогда бы смешно было снаряжать их по примеру “Камчатки”. Как же было это сделать тогда, когда ещё не знали, как отзовётся капитан о своём снабжении, естли бы он по возращении на всё совершенно протестовал»2.
1. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149–149 об. В состав Южной «дивизии» входили однотипный «Камчатке» военный шлюп «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и построенный по проекту судов нидерландской Вест-Индской компании «Мирный» (первое название – «Ладога») лейтенанта М.П. Лазарева. Литке отмечал несоответствие выбранных для одной экспедиции разнотипных судов: быстроходного, но недостаточно вместительного «Востока», построенного на верфи Охтенского адмиралтейства под руководством В.Ф.Стоке и И.П. Амосова, и тихоходного транспорта «Мирный», созданного на Олонецкой верфи в Лодейном Поле Я.А. Колодкиным и И.В. Курепановым. В состав Северной «дивизии» включили военные шлюпы «Открытие» (идентичный «Востоку» и также строившийся Стоке) капитан-лейтенанта М.Н. Васильева и «Благонамеренный» (до 22 апреля 1819 г. – «Свирь», судостроитель Курепанов) капитан-лейтенанта Г.С. Шишмарёва. Все эти корабли, кроме «Открытия», о котором нет данных, были спущены на воду летом 1818 г.

2. Там же, л. 149 об.
2 Смущали молодого моряка (а вместе с ним, по-видимому, и всю кают-кампанию «Камчатки» во главе с В.М. Головниным) и фигуры руководителей плавания: «Капитан Биллингсгаузен был выписан из Чёрнаго моря3, должен был набрать офицеров, приготовить экспедицию и чрез 2 недели идти в море. Явно, что хотели только скорее с рук сбыть, от этого и произошло, что он должен был многое уже здесь переправлять; и всё-таки невозможно ему будет всего, как должно, исправить. Кап[итан]-лейт[енант] Васильев никогда или весьма мало ходил в море»4. Как казалось Литке, «все эти странности тем более заметны, что они сделаны в такое время, когда, как будто нарочно для контраста, посылали и англичане четыре судна для открытий к северу. Сличив приуготовления Россовых5 судов с нашими, невозможно поверить, чтобы и те, и другия предназначались для одной цели. Все благомыслящия англичане нисколько и не сомневаются, чтобы под завесою открытий не скрывалось тут какое-нибудь другое намерение. Портсмутский адмирал sir Georqe Campaell6 говорил об етом с капитаном нашим и весьма откровенно. Кап[итан] стал было его уверять, что экспедиции сии суть точно учёныя, но адмирал сделал7 ему в доказательство противнаго такия доводы, противу которых капитан поневоле должен был замолчать, адмирал прибавил: “Вы человек морской, я уверен, что Вы сами етому не верите, но какое нам дело мешаться в дела правительства. В етом деле Вы точно так же посторонний человек, как и я, пусть ети экспедиции учёныя, им дают пашпорты и с концом дело”»8.
3. Участник первой русской кругосветной экспедиции 1803–1806 г., Беллинсгаузен с 1810 г. служил на Чёрном море и накануне своего срочного вызова в Петербург в 1819 г. командовал фрегатом «Флора», выполняя по поручению командующего флотом гидрографические работы вдоль побережья (Соколов А. Гидрографические труды капитана (впоследствии адмирала) Ф.Ф. Беллинсгаузена на Чёрном море // Морской сборник. 1855. № 6. С. 70–75).

4. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 149 об. Литке несколько преувеличил: боевой офицер М.Н. Васильев в 1798–1801 гг. принимал участие в Средиземноморском походе Ф.Ф. Ушакова, а в 1812–1813 гг. командовал дивизионом канонерских лодок, отличившись в боях за Ригу, Митаву и Данциг.

5. Находившихся под командованием Джона Росса.

6. Так в тексте. Имеется в виду британский адмирал Дж. Кэмпбелл (George Campbell).

7. Слово «сделал» вписано над строкой вместо зачёркнутого «привёл».

8. РГА ВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8, кн. 2, 1819, л. 150, 150 об.
3 Комплексное плавание Беллинсгаузена и Васильева задумывалось как уникальное и секретное предприятие, но и по сей день не удаётся установить, кто являлся его инициатором и почему на подготовку экспедиции было отпущено так мало времени9. Особого внимания заслуживает и то, как определялись цели путешествия. Судить об этом позволяет лишь несколько недатированных текстов, сохранившихся в разных архивных делах, Поскольку, как правило, это писарские копии, установить их авторство не всегда возможно. Ситуацию осложняет также пропажа подлинных бортовых журналов Беллинсгаузена.
9. Подробнее см.: Mill H.R. The siege of the South Pole. The story of Antarctic exploration. L., 1905; Григорьев А.А., Лебедев Д.М. Открытие Антарктического материка русской экспедицией Беллинсгаузена–Лазарева 1819–1821 гг. // Известия Академии наук СССР. Серия географическая и геофизическая. 1949. Т. 13. № 3. С. 118–193; Два плавания вокруг Антарктиды. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева 1819–1821 гг. и советская экспедиция 1982–1983 гг. Сборник / Сост. В.В. Аристов. Казань, 1990; Tammiksaar E., Kiik T. Origins of the Russian Antarctic Expedition: 1819–1821 // Polar Record. 2013. № 49(249). Р. 180–192; Балкли Р. Первые наблюдения материковой части Антарктиды: попытка критического анализа // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. Т. 34. № 4. С. 41–56; Овлащенко А. Антарктический рубикон. Тема открытия Антарктиды в советских источниках начала 50-х годов. Саарбрюкен, 2014; Bulkeley R. Bellingshausen and the Russian Antarctic expedition, 1819–21. L., 2014; Tammiksaar E. The Russian Antarctic Expedition under the command of Fabian Gottlieb von Bellingshausen and its reception in Russia and the world // Polar Record. 2016. Vol. 52. № 5. P. 578–600.
4 Приоритеты в исследованиях Мирового океана в начале XIX в. чётко постулировал капитан-командор И.Ф. Крузенштерн. В ноябре 1818 г., готовя «Введение» к книге О.Е. фон Коцебу «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах», он писал: «В продолжении нескольких уже столетий две важные задачи занимали географов, особенно мореплавателей. Задачи сии суть: открытие матерой Земли в странах Южнаго полюса, и открытие в севере морскаго прохода из Атлантического моря в Южный (Тихий. – Д.К.) океан, или же обратно из Южнаго океана в Атлантическое море»10.
10. Крузенштерн И.Ф. Введение // Коцебу О.Е. Путешествие в Южный океан. Ч. I. СПб., 1821. С. III.
5 Поиск таинственного Южного материка в южных широтах Тихого океана, так называемой Terra Australis, относился к числу наиболее фантасмагорических задач в мировой науке. В XVIII в. её решение получило новый импульс благодаря трудам французского математика и астронома П.Л. Моро де Мопертюи, сформулировавшего теорию равновесия материков, согласно которой лежащие к югу от экватора части Африки и Южной Америки гораздо меньше тех, что расположены в Северном полушарии. Следовательно, рассуждал де Мопертюи, должен существовать равновеликий «Южный материк». Эту идею поддержали гр. де Бюффон, географы Ш. де Бросс и А. Дальримпл. На поиски новой земли отправились французские экспедиции Ж.-Б.Ш. Буве де Лозье (1738–1739) и И.-Ж. де Кергелена (1771–1772), а также британский исследователь Дж. Кук, который во время своего второго кругосветного плавания трижды пересёк южный полярный круг и констатировал, что вблизи полюса расположен большой массив суши, однако исследовать его вряд ли удастся11.
11. Подробнее см.: Jones A.G.E. Antarctica Observed: Who Discovered the Antarctic Continent? Whitby, 1982.
6 Ещё настойчивее искали Северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан. Загадочный пролив привлекал внимание Ж. Картье, Х. Гилберта, Ф. Дрейка, М. Фробишера, Д. Дэвиса, С. де Шамплейна, У. Баффина и Г. Гудзона. Под названием «пролива Аниан» он появился на картах Дж. Гастальди (1562), П. Форлани (1565) и Залтиери (1566). В конце XVI – первой половине XVII вв. о нём знали благодаря легендарным «сообщениям» греческого навигатора Апостолоса Валерианоса с Кефалонии, служившего испанской короне под именем Хуана де Фуки, а также испанского навигатора Лоренсо Феррера Мальдонадо и «адмирала Новой Испании и Перу, а ныне принца Чили» Бартоломео де Фонте12. На пути из Атлантики в Тихий океан якобы находилось скрывавшееся в недрах Северо-Американского континента протяжённое «Mer de l’Ouest» («Западное море»). Окружённое со всех сторон горными хребтами, оно располагалось примерно на широте пустыни Невада и, по мнению европейских учёных, повторяло очертаниях Средиземного моря. В Великобритании защитником идеи «Mer de l’Ouest» выступал ирландец А. Доббс, будущий губернатор Северной Каролины. Споры вокруг его местоположения отразились на картах Т. Джеффриса, Ж.-Н. Делиля и Ш. Боаша.
12. The Strange Tale of Apostolos Valerianos (a.k.a. Juan de Fuca) // Purchas S. Hakluyt Posthums, or Purchas His Pilgrimes. Vol. 14. N.Y., 1906. P. 415–418; Nunn G.M. Origin of the Strait of Anian Concept. Philadelphia, 1929; Wagner H.R. Apocryphal voyages to the northwest coast of America // Proceedings of the American Antiquarian Society. 1931. Vol. XLI. P. 179–234; Williams G. An Eighteenth-Century Spanish Investigation into the Apocryphal Voyage of Admiral Fonte // Pacific Historical Review. 1961. Vol. 30. № 4. P. 319–327; Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1982.
7 В 1815–1818 гг. по инициативе и на средства канцлера и мецената гр. Н.П. Румянцева, проявлявшего немалый интерес к географическим открытиям, лейтенант О.Е. фон Коцебу совершил кругосветное плавание на бриге «Рюрик», рассчитывая открыть Северо-западный проход13. Крузенштерн, будучи идейным вдохновителем этого плавания и контролируя его финансирование и организацию14, являлся «ангелом-хранителем» молодого остзейского офицера, участвовавшего вместе с ним в кругосветном плавании 1803–1806 гг.15
13. Корабль водоизмещением в 180 т был построен в 1815 г. по заказу Крузенштерна на средства гр. Румянцева на частной верфи Э. Мальма в Або. (Судя по публикациям, появлявшимся в «Русском инвалиде» в феврале–апреле 1818 г. (№ 61, 62, 64, 65, 68, 71), плавание «Рюрика» вызвало немалый резонанс в Великобритании, увидевшей в планах Петербурга прямую угрозу своим владениям в Северной Америке.

14. Его переписку с Румянцевым см.: Eesti Ajalooarhiiv (далее – EAA), f. 1414, № 3. Так, 19 августа 1818 г. канцлер просил Крузенштерна подготовить к своему приезду в Петербург всю отчётность по плаванию (S. 42). Подробнее о его роли см.: Крузенштерн Э. Иван Крузенштерн. Мореплаватель, обогнувший Землю. М., 2010. С. 200–211.

15. Так его называл отец путешественника – драматург А.Ф. фон Коцебу, женившийся вторым (в 1794 г.), а затем и третьим (в 1804 г.) браком на двоюродных сёстрах Ивана Фёдоровича. Именно по его просьбе подросток Отто фон Коцебу вместе с братом Морицем (дети от первой жены – урождённой фон Эссен) попали на «Надежду». О родственных связях Коцебу и Крузенштернов см.: EAA, f. 1414, № 2, s. 144, l. 28–35; Kotzebue P., von. History and genealogy of the Kotzebue family: Completed from General Paul von Kotzebue’s memories followed by historical data about note-worthy persons. P., 1984. Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Bd. 3. Görlitz, 1930. S. 147–154; Копелев Д.Н. Битва портуланов: забытые и малоизвестные страницы военно-морской истории XVI–XIX столетий. СПб., 2019. С. 560–563.
8 Между тем в переписке Александра I с Ф.-С. Лагарпом не единожды высказывалось беспокойство по поводу «англичан, ныне полновластно царящих в Тихом океане». Так, 8 марта 1818 г. Лагарп предупреждал своего бывшего воспитанника, что, укрепляя позиции в южных морях, британцы «вскоре заложат… первую береговую факторию в Нотка-Зунде, дабы за русскими и соединёнными американцами наблюдать, а вторую напротив Перу на острове Хуан-Фернандес, и обе они связаны будут с факториями уже существующими на Сандвичевых островах, а равно и с теми, что уже устроены в Новой Голландии, Бассовом проливе, на Земле Ван-Димена и в Новой Зеландии»16.
16. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы / Сост. А.Ю. Андреев и Д. Тозато-Риго. Т. 3. М., 2017. С. 208. Гр. Румянцев также получал данные о британских плаваниях от русского посла в Лондоне кн. Х.А. Ливена (EAA, f. 1414, № 3, s. 23, l. 68 об.).
9 В 1818 г. британское правительство направило комплексную экспедицию для открытия Северо-западного прохода и покорения американской Арктики. Одним из её организаторов являлся сэр Дж. Барроу – колониальный чиновник, начинавший карьеру под началом посланника в Китае лорда Маккартни, а затем перебравшийся со своим патроном в захваченную у голландцев Капскую колонию в Южной Африке. Пользуясь поддержкой влиятельного клана Дандасов, Барроу в 1804 г. занял пост второго секретаря Британского адмиралтейства, на котором практически без перерыва пробыл до 1845 г. Автор многочисленных сочинений (в том числе «Хронологической истории путешествий в Арктику» 1818 г.), он был убеждённым сторонником теории открытого полярного моря17.
17. Наиболее известным приверженцем этой идеи выступал бернский географ С. Энгель, заявлявший о судоходности арктических вод и упрекавший русских учёных за то, что на своих картах они изображают слишком большую протяжённость азиатского берега, пытаясь скрыть подлинные размеры своего государства. Плавучие льды, по его мнению, встречались только у берегов, куда поступали пресные воды из рек, на большом же удалении от них находится свободное пространство, так как солёная морская вода препятствует замерзанию. Дополнительный довод давала и теория равновесия, согласно которой при наличии больших массивов суши на севере земное равновесие могло сохраняться только при обилии открытой воды вокруг Северного полюса. Кроме того, Энгель считал, что в летний период солнце постоянно освещает полярную область, и это приводит к подтоплению льда. Схожие выводы делали член Лондонского королевского общества юрист Д. Баррингтон и М.В. Ломоносов, в 1763 г. представивший Екатерине II проект экспедиции для изыскания Северного морского пути через приполярные области, в которых простирается огромная полынья. О деятельности Барроу см.: Fleming F. Barrow’s Boys: A Stirring Story of Daring, Fortitude, and Outright Lunacy. L., 2001. Интересуясь сведениями о плавании Коцебу, Барроу 3 ноября 1817 г. сообщал Крузенштерну «факт чрезвычайной важности – огромные ледяные поля, которые последние четыре века закрывали подходы к восточным берегам “старушки” Гренландии, были отнесены ветром в Атлантику и растаяли, берега очистились до 80 градуса с[еверной] ш[ироты], море же на запад совершенно чисто от льда, и материкового, и морского» (РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 85).
10 Замысел арктической экспедиции поражал своими масштабами. Первый отряд под командованием Д. Бьюкена и Дж. Франклина на кораблях «Доротея» и «Трент» должен был пройти вдоль восточного побережья Гренландии к Шпицбергену и пересечь полюс, после чего направиться на юг – навстречу второй группе во главе с Дж. Россом и У.Э Парри, которой на кораблях «Александере» и «Изабелле» предстояло обогнуть западное побережье Гренландии и, выяснив, какой из проливов, открытых У.Баффином – Смит, Джонс или Ланкастер – представляет собой устье Северо-западного прохода, пройти им к Камчатке18. Впрочем, обе экспедиции натолкнулись на непроходимые льды и повернули назад. В 1819–1820 гг. два других британских корабля, «Хекла» и «Грайпер», под командованием Парри сумели продвинуться далеко на запад, обследовать полуостров Мелвилл и подойти к острову Банкс, после чего им также пришлось вернуться19.
18. Не зная о том, как проходило плавание Коцебу, которому в апреле 1817 г. пришлось прервать поиски Северо-западного пролива из-за последствий страшного шторма, Барроу допускал, что, двигаясь на запад вдоль побережья Северной Америки, британские корабли могут столкнуться с «Рюриком», пробивающимся через льды на восток (РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 85).

19. О поисках Северо-западного прохода см.: The Quest for the Northwest passage: knowledge, nation, and empire, 1576–1806. Pickering and Chattr, 2012; Arctic exploration in the Nineteenth century: discovering the northwest passage / Ed. by F. Regard. L.; N.Y., 2013.
11 Крузенштерн весьма скептически относился к гипотезе о существовании свободного от льда пролива в Северном Ледовитом океане, делая ставку на отыскание прохода вдоль побережья Северной Америки со стороны Берингова пролива. И напрасно Барроу пытался посеять у него сомнения. «Я не уверен, – писал он Ивану Фёдоровичу 3 ноября 1817 г., – знакомы ли Вы с капитаном Берни, плававшим с Куком, который вбил себе в голову, что Берингова пролива не существует, а на его месте находится некий залив, на севере которого расположена суша, соединяющая два континента, Азию и Америку. По его утверждению [Г.Ф.] Миллер неправильно понял Дежнёва, и офицер этот через пролив не проходил. Не знаю, откуда Берни всё это взял»20.
20. РГА ВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 199, л. 86. О Барни и его теории см.: Burney J. A memoire on the geography of the north-eastern part of Asia, and on the question whether Asia and America are contiguous, or are separated by the sea // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. № 108. L., 1817. Part I. P. 9–23.
12 Барроу ошибался – Крузенштерн ещё в 1814–1815 гг., находясь в командировке в Великобритании, встречался в Лондоне с Дж. Берни, участвовавшим во втором и третьем плаваниях Кука и ставшим свидетелем смерти своего командира в феврале 1774 г. на Гавайских островах21. После выхода в отставку он занялся литературным творчеством, изучал историю пиратства, географических открытий в Тихом океане и русских плаваний в северных морях, а также стал автором трактата об игре в вист22. При этом Крузенштерн был неприятно поражён тем, «что спутник Кука, следовательно, человек, известный своими путешествиями, а позже и своими научными трудами, не смог добиться чина адмирала»23.
21. С февраля 1816 г. между ними шла дружеской переписка. О роли участников экспедиций Кука в русских географических открытиях см.: Копелев Д.Н. «Ветераны» Джемса Кука и российская геополитика на Тихом океане // Петербургский исторический журнал. 2020. № 2(26).

22. Burney J.A Chronological History of the Voyages and Discoveries in the South Sea or Pacific Ocean. Vol. I–VI. L., 1803–1817; Burney J.A Chronological History of North-eastern Voyages of Discovery and of the Early Eastern Navigations of the Russians. L., 1819; Burney J. An Essay, by way of Lecture, on the Game of Whist. L., 1821. Некоторые из книг Берни находились в личной библиотеке Крузенштерна и хранятся теперь в Центральной военно-морской библиотеке в Петербурге.

23. Цит. по: Крузенштерн Э. Иван Крузенштерн… С. 206. Лишь в июле 1821 г., после вмешательства лорда-адмирала герцога Кларенса (будущего Вильгельма IV), Берни получил чин контр-адмирала.
13 Тем не менее предположения Берни о «средиземном море» к северу от Берингова пролива представлялись Крузенштерну весьма спорными. Гораздо надёжнее были «отписки» Дежнёва, извлечённые из «портфелей» Миллера и, по-видимому, полученные мореплавателем от управляющего Московским архивом Коллегии иностранных дел А.Ф. Малиновского. Зная о содержании переписки Крузенштерна с Барроу, гр. Румянцев 31 декабря 1817 г. посоветовал Ивану Фёдоровичу передать второму секретарю Британского адмиралтейства бумаги о плавании Дежнёва, и сам написал об этом Малиновскому24.
24. EAA, f. 1414, № 3, s. 23, l. 28.
14 Осенью 1818 г., после возвращения Коцебу25, в распоряжении Крузенштерна оказались все материалы завершившейся экспедиции, позволившие сделать вывод, что суши севернее Берингова пролива не существует. В сентябре–октябре работа над этими документами отнимала у Крузенштерна всё время. Результатами плавания «Рюрика» интересовался император. А 20 сентября гр. Румянцев сообщил Ивану Фёдоровичу о визите министра морских сил маркиза И.И. де Траверсе, который «вчерась у меня обедал». Речь зашла о «путеводителе Рюриковом и его подчинённых», и выяснилось, что «маркиз де Траверсе собирается воздать у монаршего престола всю справедливость г-ну лейтенанту Коцебу»26. 10 октября канцлер уведомил Крузенштерна, что Александр I повелел «обратить особое внимание на Коцебу и его спутников», уволив их в отпуск на год с сохранением жалованья.
25. «Рюрик» вернулся в Петербург 3 августа 1818 г.

26. EAA, f. 1414, № 3, s. 46.
15 Вместе с тем гр. Румянцева беспокоила подготовка развёрнутого доклада о плавании на «Рюрике». 16 октября во время обеда с де Траверсе он получил отчёт, составленный Коцебу. «Я признаюсь Вам, – писал граф Крузенштерну, – что сам сужу, что записка г-на Коцебу краткостью и особливо сухостью своей не может произвесть в пользу сей экспедиции того впечатления и внимания, которого она открытиями и важными замечаниями заслуживает». По просьбе канцлера Крузенштерну пришлось незамедлительно переработать текст Коцебу для главы морского ведомства. 11 ноября гр. Румянцев с удовлетворением констатировал, что «министр, кажется, расположен хорошо»27.
27. Ibid., s. 58 об.
16 В этой сложной и насыщенной событиями атмосфере и зародилась идея комплексной русской экспедиции для изучения арктических и антарктических вод Тихого океана. Решение о её подготовке было принято в конце 1818 г., а финансирование осуществилось за счёт средств, вырученных от продажи Испании в 1817–1818 гг. пяти кораблей и трёх фрегатов28.
28. Сычёв В.И. ««Маркизова лужа». Легенды и правда о российском морском министре маркизе де Траверсе. СПб., 2014. С. 93. Судя по материалам финансовой отчётности, на экспедицию в общей сложности было израсходовано 591 570 руб. 42¼ коп. серебром (РГА ВМФ, ф. 410, оп. 1, д. 1416, л. 13).
17 План экспедиции разрабатывался крупнейшими отечественными знатоками гидрографии. Автором первого проекта, сохранившегося в двух редакциях, являлся выдающийся полярный исследователь, участник экспедиции под командованием Д. Биллингса, изучавшей Тихоокеанское побережье Российской империи, член Адмиралтейств-коллегии вице-адмирал Г.А. Сарычев29. Одна из редакций его проекта хранится среди бумаг маркиза де Траверсе «О морских плаваниях в Южном, Восточном и Северном океанах и кругом света». Она состоит из двух частей: «Начертание плаванию шлюпу, отправляющемуся в Южный и Восточный океаны» (далее – С1) и «Расположение плавания втораго шлюпа по Западному, Южному и Восточному океанам» (далее – С2)30. Документ не датирован и не подписан, однако представляет собой единый текст, идентичный по формальным и структурным признакам другой редакции, также не датированной, того же проекта, в заголовке которой Сарычев назван автором. Во второй редакции также две части: «Проэкт Гав[риила] Анд[реевича] Сарычева о экспедиции к Южному полюсу и к Востоку» (далее – С3) и «Расположение плавания экспедиции по Западному, Южному и Восточному океанам вице-адмирала Сарычева» (далее – С4)31. Данный текст написан практически без исправлений и помарок на плотной по фактуре бумаге серого цвета без водяных знаков и размещён на листе в левом столбце. Почерк представляет собой чёткую скоропись и явно принадлежит одному человеку, скорее всего, писарю.
29. О Сарычеве подробнее см.: Алексеев А.И. Гавриил Андреевич Сарычев (1763–1831). М., 1966; Пасецкий В.М. Арктические путешествия россиян. М., 1974.

30. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 27–32 (С1), 33–35 (С2).

31. Эта редакция находится в Коллекции «Материалы по истории Русского флота» в подборке «Проекты экспедиции к Южному полюсу» (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 11–14). Вариант С3 (Там же, л. 11, 11 об., 14) с сокращениями опубликован под названием «Проект экспедиции к Южному полюсу вице-адмирала Г.А. Сарычева»: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1 / Под ред. А.А. Самарова. М., 1952. С. 81, 82 (№ 19).
18 Рядом с ним, в правом столбце, приводится также недатированный текст проект Крузенштерна, структурно разделённый на «Мнение кап[итан-] команд[ора] Крузенштерна о экспедиции к Южному полюсу» (далее – К1) и «Мнение кап[итан-]команд[ора] Крузенштерна о экспедиции в Берингов пролив» (далее – К2)32. Очевидно, составители обоих проектов исходили из того, что в готовящейся экспедиции будут участвовать два отряда.
32. Записка К.1 (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 11, 11 об., 14) опубликована под названием «Из замечаний капитан-командора И.Ф. Крузенштерна об организации экспедиции к Южному полюсу» с сокращениями: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 81, 82. Готовя тексты С3 и К1, писарь нарушил порядок их размещения, ошибочно поместив их конечные листы после записок С4 и К2, которые также были расположены в двух параллельных столбцах (РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 12–13).
19 Крузенштерну принадлежат и более развёрнутые собственноручно написанные им «Примечания относительно имеющаго последовать путешествия для открытий» (далее – К3)33. Они датированы 31 марта 1819 г. и были созданы в родовом поместье Крузенштерна Асс в Эстляндии для маркиза де Траверсе, пожелавшего узнать мнение Ивана Фёдоровича34.
33. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 6–21 об. «Примечания» дважды публиковались в советское время (М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 94–103; Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1815–1841 / Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М., 1989. С. 57–59), однако купюры, сделанные в них из политических соображений или в силу концептуальных особенностей документального сборника, существенно исказили взгляды автора на цели экспедиции.

34. Пасецкий В.М. Арктические путешествия… С. 225. О переписке Крузенштерна с де Траверсе см.: Сычёв В.И. Малоизвестные страницы переписки И.Ф. Крузенштерна с морским министром маркизом И.И. де Траверсе // I Крузенштернские чтения. Сборник материалов научной конференции, 22–23 октября 2014 года. СПб., 2015. С. 57–64.
20 К комплексу документов, появившихся в ходе подготовки к плаванию 1819 г., относится также копия с анонимного «Краткого обозрения плана предполагаемой экспедиции» (А1)35. По мнению Е.Е. Шведе, его написал Коцебу36. Действительно, автор «Краткого обозрения» опирался прежде всего на личные впечатления и знания. Так, он рекомендовал в качестве «удобного места для запасения всех нужных жизненных запасов» остров Святой Екатерины, а не Рио-де-Жанейро, «где климат вредным образом действует на чужестранцев и всякого рода провизия дороже покупается». Размышляя о том, как лучше организовать питание на кораблях, он часто ссылался на опыт, полученный им во время плавания на «Рюрике»: подчеркивал достоинства белых сухарей, советовал для сохранения здоровья матросов почаще поить их чаем и английским пивом шпрус-бир, а при варке супа добавлять в него специальные бульонные кубики37. Однако эстонские исследователи Э. Таммиксаар и Т. Киик, оспорив гипотезу Шведе, предположили, что «Краткое обозрение» принадлежит старшему офицеру «Рюрика» Г.С. Шишмарёву, принявшему вскоре командование над шлюпом «Благонамеренный» в составе «дивизии» Васильева38. При этом текст А1. представляет собой стандартную писарскую копию, и лишь оставленная кем-то в верхней части первой страницы помета «Коцебу» может служить косвенным и крайне шатким подтверждением его авторства.
35. РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 6–10. Опубликована: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 82–87.

36. См.: Шведе Е.Е. Первая русская Антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. // Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» / Под ред. Е.Е. Шведе. М., 1949. С. 9. С атрибуцией, предложенной Шведе, согласились составители сборника документов о деятельности Лазарева, в котором данный документ представлен как «План предполагаемых экспедиций к Южному полюсу и в Северный Ледовитый океан, составленный капитан-лейтенантом О.Е. Коцебу» (М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 82), а также В.М. Пасецкий (Пасецкий В.М. Иван Фёдорович Крузенштерн. М., 1974. С. 131).

37. М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 83, 85.

38. Tammiksaar E., Kiik T. Origins of the Russian Antarctic Expedition... P. 185.
21 Что же предлагалось Сарычевым, Крузенштерном и Коцебу? За исключением отдельных стилистических поправок редакции С1/С2 отличаются от С3/С4 количеством кораблей, отправляемых в экспедицию. В первом случае речь идёт о самостоятельном плавании отдельных шлюпов по назначенному маршруту; во втором – о двух кораблях в каждом из отрядов. По-видимому, редакции С1/С2 возникли раньше. Намеченный же в них путь принципиально не отличался, причём во всём, что касалось поисков Южного континента, программа Сарычева была предельно лаконична. И основная цель её лежала вовсе не в водах Антарктиды. Достигнув Бразилии, каждый из отрядов выходил на свой «маршрут».
22 Первый отряд (С1 и С3) направлялся к открытому Куком острову Георгия (ныне Южная Георгия) и к «Сандвичевой земле» (Южным Сандвичевым островам), южное и восточное побережье которой надлежало обследовать. Затем предписывалось двигаться к Южному полюсу, «сколько позволяют к тому плавающие льды, особливо в тех местах, которые капитан Кук оставил неосмотренными», после чего идти на восток. К середине февраля корабли должны были «удалиться от холодных сих стран», держа курс к «Ван-Дименской земле» (острову Тасмания). Сделав остановку в Порт-Джексоне, они через Каледонию, Соломоновы острова и остров Румянцева (ныне – атолл Вотье, Маршалловы острова) достигали Камчатки. Основная цель Сарычева – Берингов пролив, хотя по пути к нему предусматривалось «курсы располагать так, чтоб осмотрена была та часть моря, которая другими мореплавателями не была ещё обозрена». Взяв «чукоткого толмача», отряд «сколько можно далее» устремлялся бы на северо-восток вдоль побережья Аляски, по ходу описывая на байдарах открытый на «Рюрике» залив Коцебу, скорее всего, в надежде обнаружить проход из Тихого океана в Атлантический. В сентябре, с наступлением морозов, исследование переносилось на юг, в район Алеутских, Гавайских и Марианских островов, «располагая плавание по тем местам, где прежде мореплаватели ещё не проходили»39. Выполнив поставленную перед ними задачу, корабли, минуя мыс Горн, возвращались бы в Россию
39. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 25, 27 об., 32 об.
23 Перед вторым отрядом (два шлюпа) Сарычев ставил совершенно иные задачи. Держась восточнее Фолклендских островов, им также следовало «плыть к югу, столь далеко, как позволят льды, потом поворотить на запад и обозревать те части Южнаго Ледовитаго океана, которые не осмотрены были капитаном Куком, приближаясь сколько возможно к Южному полюсу». Затем на 195˚ долготы от Гринвича корабли меняли бы курс и, повернув на север, заходили в Порт-Джексон, откуда, пополнив запасы, через Гавайские острова направлялись прямо к побережью Русской Америки, в Новоархангельск. «По прибытии туда, – писал Сарычев, – узнать от правления того селения, были ли им учинены поиски по предписанию Главнаго правления Российско-Американской компании около пролива Фука российских людей, оставленных, как полагать должно, капитаном Чириковым и открытых гишпанцами и ежели по сему не учинено, то постараться отыскать сих людей чрез разведывание в проливе Де Фука у живущих там американцов»40. В районе острова Ванкувера (между 47° и 48°), двигаясь на юг к истокам реки Колумбия, предполагалось искать удобную якорную стоянку, откуда можно было бы начать «штурм» легендарного пролива Аниан. Дальнейшие действия отряда связывались с исследованием Соломоновых островов и Тасмании. Обогнув её, путешественники возвратились бы в Россию, минуя мыс Доброй Надежды41.
40. Там же, л. 33–34.

41. Помимо собственно гидрографических исследований программа Сарычева предусматривала широкий комплекс культурно-этнографических описаний и содержала целый перечень вопросов, которые, как полагал её составитель, представляют чрезвычайную важность: «узнать число сего народа, богослужение, обряды, обычаи, нравы, образ жизни, одежду и собрать словарь их наречия» (Там же, л. 30 об.).
24 При этом во всём, что касалось Южного материка, Сарычев был предельно лаконичен и большого значения навигации в районе Антарктиды не придавал, как, впрочем, и Крузенштерн, которому поиск «матёрой земли» в южных широтах представлялся занятием совершенно излишним и бесполезным. Не случайно в К1 он наметил в качестве главной цели «тропические страны» Океании: «архипелаг Опасных островов» (Туамоту), Маркизские острова, архипелаг Новые Гебриды и острова Фиджи. В отношении же антарктических вод Крузенштерн ограничился указанием, чтобы в первый год плавания командир двух судов продвигался «к югу далее, нежели что было возможно для Кука, достигшего 71°10′, в западной долготе от Гринвича 106°54′»42, а на второй год (декабрь–февраль) совершил ещё одну попытку идти на юг «сколько возможно в дальнейшей широте к западу»43. Тем не менее, заканчивая записку, прославленный мореплаватель всё же размышлял о том, «лучше ли, чтобы корабли… отправились опять к югу, дабы пройти неизследованные ещё пространства полярных стран, осмотреть острова Ауроры (ныне Маэво, архипелаг Новые Гибриды, Вануату. – Д.К.), Новую Георгию (Нью-Джорджия – западная провинция Соломоновых островов. – Д.К.) и Сандвичеву землю, а оттуда по новой параллели достигнуть мыса Доброй Надежды», или продолжать плавания севернее и описывать Соломоновы острова, острова Луизиада, Новую Британию, Новую Гвинею и Моллукские острова. «Последний план» казался Крузенштерну «обещающим более приобретения для географии». Однако он понимал, что «решение сего вопроса зависит от вышней власти»44.
42. Там же, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 11.

43. Там же, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 11 об.

44. Там же, д. 476, л. 11 об., 14.
25 Антарктида в редакции К2 не упоминалась вовсе. Цель, которую капитан-командор ставил перед экспедицией – поиск прохода из Тихого океана в Атлантику. По мнению Крузенштерна, два судна экспедиции должны «идти прямо в открытый Котцебу залив» и продолжить начатое на «Рюрике» исследование побережья Аляски, чтобы «узнать, как далеко простирается Америка к северу и под каким градусом широты начинается направление ея к востоку», «преследовать ход до устья реки Макензи, которое находится почти под равною широтою с Куковым Льдяным мысом и с устьем Медной реки, открытой Горном, которыя реки, как известно, вливаются обе в Гиперборейское море»45. Он допускал, что где-то там удастся, наконец, обнаружить залив, соединяющийся с Баффиновым, или истоки «больших рек, из коих удобнее было бы дойти до залива Баффина или Репулса, нежели Беринговым проливом около Льдянаго мыса»46. В зимние же месяцы экспедиция перемещалась к югу для изучения Маршалловых, Гилбертовых и Каролингских островов.
45. Гиперборейское море – старинное, идущее от античности, определение морей, стран и народов, расположенных в полярных морях. В данном случае – море Бофорта.

46. РГА ВМФ, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 12, 12 об., 13.
26 Готовя проект, Крузенштерн параллельно работал над «Введением» к труду Коцебу о плавании на «Рюрике», и в нём ещё категоричнее заявил, что задача открыть Южный материк «решена бессмертным Куком», поскольку «во время втораго путешествия своего уничтожил он мысль о существовании матёрой земли в странах Южнаго полюса… пред Куком исчезла она в бездне Океана и, подобно сплетению какой-либо мечты, не оставила по себе и следов: “and like the baseless fabric of a vision left not a wreck behind”»47.
47. Крузенштерн И.Ф. Введение. … С. III. Крузенштерн цитирует реплику Просперо из «Бури» У. Шекспира.
27 В проекте К.3, более обстоятельном и подробном, Крузенштерн разъяснил свою позицию. К моменту его составления (31 марта 1819 г.) подготовка плавания шла уже полным ходом. 26 ноября 1818 г. де Траверсе намекнул в письме Крузенштерну о предстоящей посылке русских кораблей к Южному и Северному полюсам48. Отвечая министру 7 декабря, Крузенштерн просил дозволения представить свои соображения49. Решение о снаряжении секретной экспедиции было, по-видимому, окончательно принято в конце 1818 г., а 3 февраля 1819 г. в Адмиралтейств-коллегии получили предписание, извещавшее, что Александр I «повелеть изволил в будущую коммуникацию отправить в дальний вояж находящиеся в Кронштадте и на Охте на стапеле 2 шлюпа и построить в Лодейном Поле два транспорта и чтоб с настоящаго июня месяца суда сии могли вступить под паруса»50. 31 марта на нужды двух «дивизий» была отпущена первая тысяча рублей, один за другим поступали приказы о назначении офицеров, собирались сведения об алеутах, которых хотели взять на борт, подыскивались натуралисты и художники, в срочном порядке готовились суда. Инструкции между тем ещё отсутствовали.
48. Сычёв В.И. Малоизвестные страницы переписки И.Ф. Крузенштерна… С. 58.

49. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 3, 3 об.

50. Там же, ф. 166, оп. 1, д. 660, ч. А, л. 2.
28 Скорее всего, прежде чем взяться за их подготовку, Крузенштерн побывал в Петербурге и встретился с гр. Румянцевым51, дабы прозондировать позицию своего покровителя, продолжавшего искать Северо-западный проход. В итоге же предстояло найти решение, которое, удовлетворив императора, министра и канцлера, могло бы «возвеличить славное правление великаго нашего монарха». При этом автор примечаний не упустил случая заявить, что «в истории мало таких монархов, которые бы при военных своих знаниях, вознесших их на высочайшую степень славы, оказали истинное чувствование и любовь к наукам»52. Оговорив в начале, что «обе экспедиции равномерно важны, но я постараюсь приготовить инструкцию для первой (к Южному полюсу. – Д.К.) с большею подробностью», Крузенштерн сразу же сосредотачивался на задачах плавания к Берингову проливу и необходимости поиска Северо-западного прохода, «который по многим физическим признакам верно существует»53. Из залива Коцебу и на байдарах, и «по берегу» следовало двигаться вдоль северного побережья Америки к Баффинову заливу, проведя съёмку побережья в районе мыса Ледяного и устья реки Маккензи. Одновременно предполагалось проникнуть внутрь материка, а также из Берингова пролива выйти к мысу Шелагскому, пройденному Дежнёвым, «положение коего слишком для нас мрачно». «Неужели, – иронизировал Крузенштерн, – мореходцы нынешнего времени устрашатся обойти мыс, мимо коего проплыл за 170 лет казак на малой ладье»54.
51. «Я жду г. Крузенштерна в начале будущаго месяца», – писал канцлер В.Н. Берху 17 декабря 1818 г. (Румянцев Н.П. Письма к В.Н. Берху. СПб., 1876. С. 16).

52. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 8 об. В этот момент вопрос о руководителях плавания ещё не был решён окончательно, и Крузенштерн, жалуясь на болезнь глаз и домашнюю рутину, подчёркивал в письме к де Траверсе, что не в состоянии возглавить подготавливаемую экспедицию, но готов составить «план вояжа» (Там же, л. 6 об., 7).

53. Там же, л. 11.

54. Там же, л. 11, 12 об. Крузенштерн помнил, что «проход козака Дежнёва чрез Берингов пролив 1648 г. подведён под сумнение; почему желательно отыскать обойдённый Дежнёвым мыс Шалатской» (Там же, ф. 315, оп. 1, д. 476, л. 13 об., 14).
29 О том, что касалось «стран Южнаго полюса», Крузенштерн писал предельно осторожно. Он полагал, что ему «не следует объявлять моего мнения о вероятности в рассуждении удачи даже и тогда, когда таковая вероятность была бы весьма слаба; могут часто происполняться наши ожидания приятным образом и отважнейшия покушения сопровождаться славным и счастливым успехом»55. Нельзя было исключить возможность того, что «благоприятный случай допустит корабли наши проникнуть к югу далее, нежели было возможно то для Кука, достигшаго 71˚10´ 30-го генваря 1774 года». Более того, оставался шанс «открыть новые острова в местах, не испытанных Куком». Однако «холод, снег, бури и вечный туман предполагают почти непреодолимые препоны к плаванию в тех местах; даже и самому Куку, неустрашимейшему и искуснейшему мореходцу всех времён, представилась непреоборимая преграда к открытию земли сей». Свой вывод Крузенштерн сформулировал достаточно категорично: «Хотя и Кук полагает существование земли у Южнаго полюса, однако он притом думает, что она никогда открыта не будет». Новая же «экспедиция к сим странам может иметь ту цель, чтобы подтвердить мнение Кука и сделать последней конец исканию земли у Южнаго полюса»56.
55. Там же, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 13 об.

56. Там же, л. 13 об., 14. Выделенные курсивом слова были вычеркнуты при первой публикации письма: М.П. Лазарев. Документы. Т. 1. С. 98.
30 Трудно сказать, с какими чувствами маркиз де Траверсе прочёл представленные ему проекты, однако идеи Сарычева, Крузенштерна и Коцебу отразились затем в черновых записках министра57, положенных в основу правительственных инструкций. В них предусматривалось комплексное плавание четырёх кораблей, названия которых, в соответствии с традициями эпохи Просвещения, указывали на научный характер экспедиции58. Северному отряду (военные шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М.Н. Васильева и Г.С. Шишмарёва) предписывалось кратчайшим путём идти к Южному полюсу в поисках нового континента, а затем «обследовать берега и море к северу от Берингова пролива в целях обнаружения неизвестных земель», в том числе и легендарной земли Санникова. Войдя в акваторию современного Чукотского моря, его корабли должны были продвигаться на восток вдоль американского побережья по направлению к Атлантическому океану и установить, соединяются ли между собой Америка и Азия. В результате отряд Васильева–Шишмарёва вместе с «Южной дивизией» дошёл до Рио-де-Жанейро, откуда сразу направился к Австралии и далее – на исследование акватории Берингова пролива, сумев пройти на десять миль севернее побывавшего в тех широтах Кука.
57. РГА ВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 50–51, 53–64 об.

58. Подробнее см.: Копелев Д.Н. Названия кораблей британских, французских и российских исследовательских экспедиций: символика и трансферы // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 102. Геральдика: исследования и практика. СПб., 2020.
31 Второй же «дивизии» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на военных шлюпах «Восток» и «Мирный» поручалось идти к побережью Южного континента и, превосходя достижения Кука, искать новые земли и бухты для российских кораблей. Шлюпам этого отряда удалось 16(28) января 1820 г. вплотную приблизиться к Антарктиде и, встретив «сплошной лёд», а далее к югу – «льдяные горы», продолжить «покушения» в разных направлениях59. Не опознав в «матёрых» льдах «чрезвычайной высоты» нового «Льдяного материка», Беллинсгаузен всё же вернулся с лаврами первооткрывателя – после его плаваний в Антарктиде появилось 28 объектов с русскими названиями, тогда же было открыто 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.
59. РГА ВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 660, ч. II, л. 242 об. Подробнее см.: Копелев Д.Н. Размышления о купюрах в рапорте Ф.Ф. Беллинсгаузена 8 апреля 1820 г.: сравнительный анализ опубликованного текста и архивного документа // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие / Под ред. В.П. Солонина Н.О. Верещагиной, С.В. Ильинского, М.А. Бахира. СПб., 2019. С. 416–423.

References

1. RGA VMF, f. 15, op. 1, d. 8, kn. 2, 1819, l. 149–149 ob. V sostav Yuzhnoj «divizii» vkhodili odnotipnyj «Kamchatke» voennyj shlyup «Vostok» pod komandovaniem kapitana 2-go ranga F.F. Bellinsgauzena i postroennyj po proektu sudov niderlandskoj Vest-Indskoj kompanii «Mirnyj» (pervoe nazvanie – «Ladoga») lejtenanta M.P. Lazareva. Litke otmechal nesootvetstvie vybrannykh dlya odnoj ehkspeditsii raznotipnykh sudov: bystrokhodnogo, no nedostatochno vmestitel'nogo «Vostoka», postroennogo na verfi Okhtenskogo admiraltejstva pod rukovodstvom V.F.Stoke i I.P. Amosova, i tikhokhodnogo transporta «Mirnyj», sozdannogo na Olonetskoj verfi v Lodejnom Pole Ya.A. Kolodkinym i I.V. Kurepanovym. V sostav Severnoj «divizii» vklyuchili voennye shlyupy «Otkrytie» (identichnyj «Vostoku» i takzhe stroivshijsya Stoke) kapitan-lejtenanta M.N. Vasil'eva i «Blagonamerennyj» (do 22 aprelya 1819 g. – «Svir'», sudostroitel' Kurepanov) kapitan-lejtenanta G.S. Shishmaryova. Vse ehti korabli, krome «Otkrytiya», o kotorom net dannykh, byli spuscheny na vodu letom 1818 g.

2. Uchastnik pervoj russkoj krugosvetnoj ehkspeditsii 1803–1806 g., Bellinsgauzen s 1810 g. sluzhil na Chyornom more i nakanune svoego srochnogo vyzova v Peterburg v 1819 g. komandoval fregatom «Flora», vypolnyaya po porucheniyu komanduyuschego flotom gidrograficheskie raboty vdol' poberezh'ya (Sokolov A. Gidrograficheskie trudy kapitana (vposledstvii admirala) F.F. Bellinsgauzena na Chyornom more // Morskoj sbornik. 1855. № 6. S. 70–75).

3. RGA VMF, f. 15, op. 1, d. 8, kn. 2, 1819, l. 149 ob. Litke neskol'ko preuvelichil: boevoj ofitser M.N. Vasil'ev v 1798–1801 gg. prinimal uchastie v Sredizemnomorskom pokhode F.F. Ushakova, a v 1812–1813 gg. komandoval divizionom kanonerskikh lodok, otlichivshis' v boyakh za Rigu, Mitavu i Dantsig.

4. Podrobnee sm.: Mill H.R. The siege of the South Pole. The story of Antarctic exploration. L., 1905; Grigor'ev A.A., Lebedev D.M. Otkrytie Antarkticheskogo materika russkoj ehkspeditsiej Bellinsgauzena–Lazareva 1819–1821 gg. // Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya geograficheskaya i geofizicheskaya. 1949. T. 13. № 3. S. 118–193; Dva plavaniya vokrug Antarktidy. Russkaya ehkspeditsiya F.F. Bellinsgauzena, M.P. Lazareva 1819–1821 gg. i sovetskaya ehkspeditsiya 1982–1983 gg. Sbornik / Sost. V.V. Aristov. Kazan', 1990; Tammiksaar E., Kiik T. Origins of the Russian Antarctic Expedition: 1819–1821 // Polar Record. 2013. № 49(249). R. 180–192; Balkli R. Pervye nablyudeniya materikovoj chasti Antarktidy: popytka kriticheskogo analiza // Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. 2013. T. 34. № 4. S. 41–56; Ovlaschenko A. Antarkticheskij rubikon. Tema otkrytiya Antarktidy v sovetskikh istochnikakh nachala 50-kh godov. Saarbryuken, 2014; Bulkeley R. Bellingshausen and the Russian Antarctic expedition, 1819–21. L., 2014; Tammiksaar E. The Russian Antarctic Expedition under the command of Fabian Gottlieb von Bellingshausen and its reception in Russia and the world // Polar Record. 2016. Vol. 52. № 5. P. 578–600.

5. Kruzenshtern I.F. Vvedenie // Kotsebu O.E. Puteshestvie v Yuzhnyj okean. Ch. I. SPb., 1821. S. III.

6. Podrobnee sm.: Jones A.G.E. Antarctica Observed: Who Discovered the Antarctic Continent? Whitby, 1982.

7. The Strange Tale of Apostolos Valerianos (a.k.a. Juan de Fuca) // Purchas S. Hakluyt Posthums, or Purchas His Pilgrimes. Vol. 14. N.Y., 1906. P. 415–418; Nunn G.M. Origin of the Strait of Anian Concept. Philadelphia, 1929; Wagner H.R. Apocryphal voyages to the northwest coast of America // Proceedings of the American Antiquarian Society. 1931. Vol. XLI. P. 179–234; Williams G. An Eighteenth-Century Spanish Investigation into the Apocryphal Voyage of Admiral Fonte // Pacific Historical Review. 1961. Vol. 30. № 4. P. 319–327; Ramsej R. Otkrytiya, kotorykh nikogda ne bylo. M., 1982.

8. Korabl' vodoizmescheniem v 180 t byl postroen v 1815 g. po zakazu Kruzenshterna na sredstva gr. Rumyantseva na chastnoj verfi Eh. Mal'ma v Abo. (Sudya po publikatsiyam, poyavlyavshimsya v «Russkom invalide» v fevrale–aprele 1818 g. (№ 61, 62, 64, 65, 68, 71), plavanie «Ryurika» vyzvalo nemalyj rezonans v Velikobritanii, uvidevshej v planakh Peterburga pryamuyu ugrozu svoim vladeniyam v Severnoj Amerike.

9. Ego perepisku s Rumyantsevym sm.: Eesti Ajalooarhiiv (dalee – EAA), f. 1414, № 3. Tak, 19 avgusta 1818 g. kantsler prosil Kruzenshterna podgotovit' k svoemu priezdu v Peterburg vsyu otchyotnost' po plavaniyu (S. 42). Podrobnee o ego roli sm.: Kruzenshtern Eh. Ivan Kruzenshtern. Moreplavatel', obognuvshij Zemlyu. M., 2010. S. 200–211.

10. Tak ego nazyval otets puteshestvennika – dramaturg A.F. fon Kotsebu, zhenivshijsya vtorym (v 1794 g.), a zatem i tret'im (v 1804 g.) brakom na dvoyurodnykh syostrakh Ivana Fyodorovicha. Imenno po ego pros'be podrostok Otto fon Kotsebu vmeste s bratom Moritsem (deti ot pervoj zheny – urozhdyonnoj fon Ehssen) popali na «Nadezhdu». O rodstvennykh svyazyakh Kotsebu i Kruzenshternov sm.: EAA, f. 1414, № 2, s. 144, l. 28–35; Kotzebue P., von. History and genealogy of the Kotzebue family: Completed from General Paul von Kotzebue’s memories followed by historical data about note-worthy persons. P., 1984. Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Bd. 3. Görlitz, 1930. S. 147–154; Kopelev D.N. Bitva portulanov: zabytye i maloizvestnye stranitsy voenno-morskoj istorii XVI–XIX stoletij. SPb., 2019. S. 560–563.

11. Imperator Aleksandr I i Frederik-Sezar Lagarp. Pis'ma. Dokumenty / Sost. A.Yu. Andreev i D. Tozato-Rigo. T. 3. M., 2017. S. 208. Gr. Rumyantsev takzhe poluchal dannye o britanskikh plavaniyakh ot russkogo posla v Londone kn. Kh.A. Livena (EAA, f. 1414, № 3, s. 23, l. 68 ob.).

12. Naibolee izvestnym priverzhentsem ehtoj idei vystupal bernskij geograf S. Ehngel', zayavlyavshij o sudokhodnosti arkticheskikh vod i uprekavshij russkikh uchyonykh za to, chto na svoikh kartakh oni izobrazhayut slishkom bol'shuyu protyazhyonnost' aziatskogo berega, pytayas' skryt' podlinnye razmery svoego gosudarstva. Plavuchie l'dy, po ego mneniyu, vstrechalis' tol'ko u beregov, kuda postupali presnye vody iz rek, na bol'shom zhe udalenii ot nikh nakhoditsya svobodnoe prostranstvo, tak kak solyonaya morskaya voda prepyatstvuet zamerzaniyu. Dopolnitel'nyj dovod davala i teoriya ravnovesiya, soglasno kotoroj pri nalichii bol'shikh massivov sushi na severe zemnoe ravnovesie moglo sokhranyat'sya tol'ko pri obilii otkrytoj vody vokrug Severnogo polyusa. Krome togo, Ehngel' schital, chto v letnij period solntse postoyanno osveschaet polyarnuyu oblast', i ehto privodit k podtopleniyu l'da. Skhozhie vyvody delali chlen Londonskogo korolevskogo obschestva yurist D. Barrington i M.V. Lomonosov, v 1763 g. predstavivshij Ekaterine II proekt ehkspeditsii dlya izyskaniya Severnogo morskogo puti cherez pripolyarnye oblasti, v kotorykh prostiraetsya ogromnaya polyn'ya. O deyatel'nosti Barrou sm.: Fleming F. Barrow’s Boys: A Stirring Story of Daring, Fortitude, and Outright Lunacy. L., 2001. Interesuyas' svedeniyami o plavanii Kotsebu, Barrou 3 noyabrya 1817 g. soobschal Kruzenshternu «fakt chrezvychajnoj vazhnosti – ogromnye ledyanye polya, kotorye poslednie chetyre veka zakryvali podkhody k vostochnym beregam “starushki” Grenlandii, byli otneseny vetrom v Atlantiku i rastayali, berega ochistilis' do 80 gradusa s[evernoj] sh[iroty], more zhe na zapad sovershenno chisto ot l'da, i materikovogo, i morskogo» (RGA VMF, f. 14, op. 1, d. 199, l. 85).

13. Ne znaya o tom, kak prokhodilo plavanie Kotsebu, kotoromu v aprele 1817 g. prishlos' prervat' poiski Severo-zapadnogo proliva iz-za posledstvij strashnogo shtorma, Barrou dopuskal, chto, dvigayas' na zapad vdol' poberezh'ya Severnoj Ameriki, britanskie korabli mogut stolknut'sya s «Ryurikom», probivayuschimsya cherez l'dy na vostok (RGA VMF, f. 14, op. 1, d. 199, l. 85).

14. O poiskakh Severo-zapadnogo prokhoda sm.: The Quest for the Northwest passage: knowledge, nation, and empire, 1576–1806. Pickering and Chattr, 2012; Arctic exploration in the Nineteenth century: discovering the northwest passage / Ed. by F. Regard. L.; N.Y., 2013.

15. RGA VMF, f. 14, op. 1, d. 199, l. 86. O Barni i ego teorii sm.: Burney J. A memoire on the geography of the north-eastern part of Asia, and on the question whether Asia and America are contiguous, or are separated by the sea // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. № 108. L., 1817. Part I. P. 9–23.

16. S fevralya 1816 g. mezhdu nimi shla druzheskoj perepiska. O roli uchastnikov ehkspeditsij Kuka v russkikh geograficheskikh otkrytiyakh sm.: Kopelev D.N. «Veterany» Dzhemsa Kuka i rossijskaya geopolitika na Tikhom okeane // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2020. № 2(26).

17. Burney J.A Chronological History of the Voyages and Discoveries in the South Sea or Pacific Ocean. Vol. I–VI. L., 1803–1817; Burney J.A Chronological History of North-eastern Voyages of Discovery and of the Early Eastern Navigations of the Russians. L., 1819; Burney J. An Essay, by way of Lecture, on the Game of Whist. L., 1821. Nekotorye iz knig Berni nakhodilis' v lichnoj biblioteke Kruzenshterna i khranyatsya teper' v Tsentral'noj voenno-morskoj biblioteke v Peterburge.

18. Tsit. po: Kruzenshtern Eh. Ivan Kruzenshtern… S. 206. Lish' v iyule 1821 g., posle vmeshatel'stva lorda-admirala gertsoga Klarensa (buduschego Vil'gel'ma IV), Berni poluchil chin kontr-admirala.

19. Sychyov V.I. ««Markizova luzha». Legendy i pravda o rossijskom morskom ministre markize de Traverse. SPb., 2014. S. 93. Sudya po materialam finansovoj otchyotnosti, na ehkspeditsiyu v obschej slozhnosti bylo izraskhodovano 591 570 rub. 42¼ kop. serebrom (RGA VMF, f. 410, op. 1, d. 1416, l. 13).

20. O Sarycheve podrobnee sm.: Alekseev A.I. Gavriil Andreevich Sarychev (1763–1831). M., 1966; Pasetskij V.M. Arkticheskie puteshestviya rossiyan. M., 1974.

21. Ehta redaktsiya nakhoditsya v Kollektsii «Materialy po istorii Russkogo flota» v podborke «Proekty ehkspeditsii k Yuzhnomu polyusu» (RGA VMF, f. 315, op. 1, d. 476, l. 11–14). Variant S3 (Tam zhe, l. 11, 11 ob., 14) s sokrascheniyami opublikovan pod nazvaniem «Proekt ehkspeditsii k Yuzhnomu polyusu vitse-admirala G.A. Sarycheva»: M.P. Lazarev. Dokumenty. T. 1 / Pod red. A.A. Samarova. M., 1952. S. 81, 82 (№ 19).

22. Zapiska K.1 (RGA VMF, f. 315, op. 1, d. 476, l. 11, 11 ob., 14) opublikovana pod nazvaniem «Iz zamechanij kapitan-komandora I.F. Kruzenshterna ob organizatsii ehkspeditsii k Yuzhnomu polyusu» s sokrascheniyami: M.P. Lazarev. Dokumenty. T. 1. S. 81, 82. Gotovya teksty S3 i K1, pisar' narushil poryadok ikh razmescheniya, oshibochno pomestiv ikh konechnye listy posle zapisok S4 i K2, kotorye takzhe byli raspolozheny v dvukh parallel'nykh stolbtsakh (RGA VMF, f. 315, op. 1, d. 476, l. 12–13).

23. RGA VMF, f. 25, op. 1, d. 114, l. 6–21 ob. «Primechaniya» dvazhdy publikovalis' v sovetskoe vremya (M.P. Lazarev. Dokumenty. T. 1. S. 94–103; Rossijsko-amerikanskaya kompaniya i izuchenie Tikhookeanskogo severa, 1815–1841 / Otv. red. N.N. Bolkhovitinov. M., 1989. S. 57–59), odnako kupyury, sdelannye v nikh iz politicheskikh soobrazhenij ili v silu kontseptual'nykh osobennostej dokumental'nogo sbornika, suschestvenno iskazili vzglyady avtora na tseli ehkspeditsii.

24. Pasetskij V.M. Arkticheskie puteshestviya… S. 225. O perepiske Kruzenshterna s de Traverse sm.: Sychyov V.I. Maloizvestnye stranitsy perepiski I.F. Kruzenshterna s morskim ministrom markizom I.I. de Traverse // I Kruzenshternskie chteniya. Sbornik materialov nauchnoj konferentsii, 22–23 oktyabrya 2014 goda. SPb., 2015. S. 57–64.

25. Sm.: Shvede E.E. Pervaya russkaya Antarkticheskaya ehkspeditsiya 1819–1821 gg. // Bellinsgauzen F.F. Dvukratnye izyskaniya v Yuzhnom Ledovitom okeane i plavanie vokrug sveta v prodolzhenie 1819, 20 i 21 godov, sovershennye na shlyupakh «Vostoke» i «Mirnom» / Pod red. E.E. Shvede. M., 1949. S. 9. S atributsiej, predlozhennoj Shvede, soglasilis' sostaviteli sbornika dokumentov o deyatel'nosti Lazareva, v kotorom dannyj dokument predstavlen kak «Plan predpolagaemykh ehkspeditsij k Yuzhnomu polyusu i v Severnyj Ledovityj okean, sostavlennyj kapitan-lejtenantom O.E. Kotsebu» (M.P. Lazarev. Dokumenty. T. 1. S. 82), a takzhe V.M. Pasetskij (Pasetskij V.M. Ivan Fyodorovich Kruzenshtern. M., 1974. S. 131).

26. M.P. Lazarev. Dokumenty. T. 1. S. 83, 85.

27. Pomimo sobstvenno gidrograficheskikh issledovanij programma Sarycheva predusmatrivala shirokij kompleks kul'turno-ehtnograficheskikh opisanij i soderzhala tselyj perechen' voprosov, kotorye, kak polagal eyo sostavitel', predstavlyayut chrezvychajnuyu vazhnost': «uznat' chislo sego naroda, bogosluzhenie, obryady, obychai, nravy, obraz zhizni, odezhdu i sobrat' slovar' ikh narechiya» (Tam zhe, l. 30 ob.).

28. «Ya zhdu g. Kruzenshterna v nachale buduschago mesyatsa», – pisal kantsler V.N. Berkhu 17 dekabrya 1818 g. (Rumyantsev N.P. Pis'ma k V.N. Berkhu. SPb., 1876. S. 16).

29. RGA VMF, f. 25, op. 1, d. 114, l. 8 ob. V ehtot moment vopros o rukovoditelyakh plavaniya eschyo ne byl reshyon okonchatel'no, i Kruzenshtern, zhaluyas' na bolezn' glaz i domashnyuyu rutinu, podchyorkival v pis'me k de Traverse, chto ne v sostoyanii vozglavit' podgotavlivaemuyu ehkspeditsiyu, no gotov sostavit' «plan voyazha» (Tam zhe, l. 6 ob., 7).

30. Tam zhe, l. 11, 12 ob. Kruzenshtern pomnil, chto «prokhod kozaka Dezhnyova chrez Beringov proliv 1648 g. podvedyon pod sumnenie; pochemu zhelatel'no otyskat' obojdyonnyj Dezhnyovym mys Shalatskoj» (Tam zhe, f. 315, op. 1, d. 476, l. 13 ob., 14).

31. Podrobnee sm.: Kopelev D.N. Nazvaniya korablej britanskikh, frantsuzskikh i rossijskikh issledovatel'skikh ehkspeditsij: simvolika i transfery // Trudy Gosudarstvennogo Ehrmitazha. T. 102. Geral'dika: issledovaniya i praktika. SPb., 2020.

32. RGA VMF, f. 166, op. 1, d. 660, ch. II, l. 242 ob. Podrobnee sm.: Kopelev D.N. Razmyshleniya o kupyurakh v raporte F.F. Bellinsgauzena 8 aprelya 1820 g.: sravnitel'nyj analiz opublikovannogo teksta i arkhivnogo dokumenta // Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdistsiplinarnye issledovaniya, sokhranenie i razvitie / Pod red. V.P. Solonina N.O. Vereschaginoj, S.V. Il'inskogo, M.A. Bakhira. SPb., 2019. S. 416–423.