Metropolitan Iona (Dumin): scribe and politician
Table of contents
Share
Metrics
Metropolitan Iona (Dumin): scribe and politician
Annotation
PII
S086956870016594-4-1
DOI
10.31857/S086956870016594-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikita Bashnin 
Affiliation:
Saint Petersburg Institute of History, RAS
I.E. Repin Saint Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Pages
48-60
Abstract

         

Received
11.05.2021
Date of publication
19.10.2021
Number of purchasers
1
Views
541
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 В статье в центре внимания находится не только личность митрополита Ионы (Думина), но и отношения между светской и духовной властью на излёте XVI в. После смерти Ивана Грозного и воцарения Фёдора Иоанновича увеличился политический вес Бориса Годунова, который в феврале 1598 г. был избран царём, затем «наречён», а в сентябре 1598 г. венчан на царство. В историографии отмечена роль в этих событиях патриарха Иова, поддержавшего Бориса Годунова1, но неизвестны политические симпатии некоторых других церковных иерархов.
1.  Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992. С. 42, 50–63, 221, 225.
2 Чернец Иона (Думин), принявший постриг во владимирском Рождественском монастыре (1574–1578), вскоре стал архимандритом этой обители (1581), затем был хиротонисан во архиепископа Вологодского и Великопермского (1589), а в 1603 г. возглавил Ростовскую и Ярославскую митрополию. Под конец жизни иерарх ушёл на покой во владимирский Рождественский монастырь (1605)2. Биографию этого человека изучали в контексте его писательской деятельности и истории библиотек3. Д.М. Буланин, оценивая Иону (Думина) как выдающегося деятеля русской культуры XVI – начала XVII в., отмечал, что сведения о жизни и деятельности Ионы «отличаются поразительной скудостью»4. В последние десятилетия введены в научный оборот новые источники и проведены исследования, позволяющие изучить детали биографии иерарха подробнее.
2. Об этой обители см.: Тихонравов К.Н. Владимирский Рождественский монастырь XII века. Владимир, 1869; Тимофеева Т.П. Владимирские монастыри: Рождественский, Константино-Еленинский и Фёдоровский: историко-архитектурный очерк. СПб., 2020.

3.  Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. Т. 1. СПб., 1827. С. 304; Муравьёв A.H. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. I. СПб., 1858. С. 207, 246, 294; Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии (опубликовал и дополнил Н.И. Суворов) // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления. № 20. С. 789–790; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 119–120; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 239–240; Титов А.А. Ростовская иерархия. М., 1890. С. 63–64; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 145, 168, 469; Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 218–222; Сперанский М.Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. С. 192–197; Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII вв.: Сборник статей. М., 1968. С. 332; Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 57–59; Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977; Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 174–180; Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далее – ТОДРЛ). Т. 36. Л., 1981. С. 73–78; Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 232–233; Буланин Д.М. Иона Думин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 430–432; Покровский Н.Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека // ТОДРЛ. Т. 36. С. 80–102; Сиренов А.В. Степенная книга редакции Ионы Думина // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. Вып. 3. СПб., 2000. С. 256–304; Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. М., 2007; Сиренов А.В. Краеведческая тематика в творчестве русского книжника XVI века Ионы Думина // Проблемы исторического регионоведения. СПб., 2012. С. 175–179; Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–350.

4.  Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин… С. 174.
3 Сведений о месте и времени рождения будущего инока Ионы нет. Судя по тому, что вся его последующая жизнь была связана с центральной и северной Россией, он мог родиться и вырасти в одном из этих регионов. Предположу, что родиной иерарха являлся Владимир или его окрестности, так как именно сюда Иона вернулся в конце жизни, а также, по образному выражению А.В. Сиренова, занимался «краеведением»5. Мирское имя Ионы неизвестно. Фамильное прозвание – Думин – зафиксировано в тайнописи и раскрыто археографами в XIX – начале XX в.6
5.  Сиренов А.В. Краеведческая тематика… С. 175–179.

6.  Иванов П.И. Сведения о неизвестном сочинителе Жития св. Александра Невского, скрытые в анаграмме // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1850 г. Т. 3. СПб., 1850. С. 146–149; Артемьев А.И. Разгадка старинной анаграммы, помещённой в послесловии к Житию св. Александра Невского // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1851 г. СПб., 1851. С. 140, 142, 143; Мансикка В.П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 124, 199, примеч. 1, 2.
4 В историографии XX – начала XXI в. фамильное прозвище было принято, а с именем этого человека связали ряд литературных и книжных памятников. Однако других аргументов, подтверждающих наличие у иерарха фамильного прозвища Думин, нет. В публикациях источников XV–XVII вв. обладатели фамилии Думин не обнаружены; такая фамилия упомянута у С.Б. Веселовского в «Ономастиконе»: «Думин Митрофан, крестьянин, 1495 г., Новгород»7. Возможно, при расширении круга источников и литературы будут найдены другие случаи бытования этой фамилии.
7.  Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 20.
5 На основании записей на книгах, которые Иона вложил во владимирский Рождественский монастырь, становится ясно, что постриг его в монашество архимандрит Захарий8. По данным П.М. Строева, Захарий был архимандритом владимирского Рождественского монастыря с 1576 г. до осени 1578 г.9 Соответственно, эти даты указывают на время пострижения Ионы. Нижняя граница может быть опущена до 1574/75 г., поскольку в 1573–1574 гг. архимандритом Рождественского монастыря назван Евфимий, затем следует хронологический разрыв до 1576 г., когда упоминается Захарий10. Каков был дальнейший путь инока? После принятия Ионой пострига прошло 5–6 лет, и он стал архимандритом второго по значимости в Московской Руси владимирского Рождественского монастыря11. Такое стремительное возвышение, вероятно, объясняется авторитетом Ионы среди духовенства и политической элиты, возможно, заслуженным до принятия пострига.
8.  Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века… Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 354.

9.  Вскоре Захарий был хиротонисан во епископа Тверского и пробыл на этой кафедре с 20 декабря 1578 до 1602 г. (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 662, 443).

10.  Строев П.М. Указ. соч. Стб. 662.

11. Владимирский Рождественский монастырь во второй половине XVI – первой половине XVII в. в «лествицах», соборных актах и Соборном уложении 1649 г. занимал второе место после Троице-Сергиева монастыря (см. об этом: Назаров В.Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 187–207; Вовина В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI в. // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46. № 1/2. P. 387–396; Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308; Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen. 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. C. 74–77; Башнин Н.В. Вологодские степенные и нестепенные монастыри в XVI–XVII вв. // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв.: материалы научной конференции. М.; Вологда, 2016. С. 460–476; Усачёв А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVII в. М., 2017. С. 101–117).
6 Уточню дату, когда Иона стал архимандритом. А.В. Сиренов считает, что это произошло, когда он был «уже не юным человеком», в 1584–1585 гг.12, но привёл ссылку на вкладную грамоту владимирскому Рождественскому монастырю 1580/81 г. в которой Иона упомянут как архимандрит. Согласно этой грамоте, Мокей Харитонов сын Шамшов по прозвищу Злобин вместе с детьми «при архимандрите Ионе, да при строителе Серапионе Маркове, да при келаре Перфирье, да при казначее Иове, да при уставщике Феодосье» вложили в монастырь вотчинные земли в Опольском стане на помин родственников13. Другую дату приводит Е.В. Брюханова. Она полагает, что «в 1586 г., ранее 22 сентября, Иона стал настоятелем Рождество-Богородицкого монастыря»14, однако не указывает источников, но основании которых приходит к этому утверждению. Очевидно, что разногласия связаны с тем, что у Строева после архимандрита Захарии до настоятельства Ионы названы: Иоаким – 1579 и 1580 гг.; Варлаам – «в 1584 переведён в Белоезерский Кириллов»; Герман – 1584 и 1585 гг.; Иона – 1585 г.15 Нетрудно заметить хронологический разрыв в четыре года после настоятельства Иоакима до архимандрита Варлаама с 1580 до 1584 г. Кто же был в эти годы архимандритом владимирского Рождественского монастыря?
12.  Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 173.

13.  Кистерёв С.Н. Владимирский Рождественский монастырь в документах XVI – начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 6. М., 2000. С. 122–123.

14.  Брюханова Е.В., Э.П.Р. Иона (Думин) // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 456.

15.  Строев П.М. Указ. соч. Стб. 662. У П.М. Строева находим вопрос про Иону: «Он ли в 1588 хиротонисан в епископа Вологодскаго?», на который сегодня можно ответить утвердительно.
7 В соборном приговоре от 15 января 1580 г. о запрещении выкупать и отнимать по суду вотчины у монастырей и духовных властей среди иерархов назван «архимандрит Рожественной из Володимеря Иоаким», однако на обороте подписался другой иерарх: «Рожественого монастыря архимарит Иона руку приложил»16. Очевидно, что это был Иона (Думин). В следующий раз Иона упоминается как архимандрит владимирского Рождественского монастыря 31 мая 1581 г. Об этом известно из Александро-Невской летописи, когда летописец описывает венчание на царство Фёдора Ивановича. В этом действе участвовали митрополит Дионисий, который после произнесения речи «велел» архимандриту Троице-Сергиева монастыря Ионе и архимандриту из «Володимеря Рожественъному» Ионе принести «крест животворящего древа»17. На основании соборного приговора, летописного сообщения и вкладной грамоты становится очевидным, что архимандритом Рождественского монастыря после Иоакима с 15 января 1580 г. до 1583/84 г. был Иона (Думин). Вслед за этим произошли какие-то события, приведшие к быстрому чередованию архимандритов. Иону сменил Варлаам, которого вскоре в феврале 1584 г. перевели в Кирилло-Белозерский монастырь18. Предположу, что кадровые перестановки во владимирском Рождественском монастыре были связаны с последними годами жизни Ивана IV.
16. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. № 40. С. 57, 59.

17. ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965. С. 222, 223.

18.  В январе 1587 г. Валаам стал архиепископом Ростовским (Строев П.М. Указ. соч. Стб. 55).
8 Где и в каком статусе находился Иона между 1584 г. и 22 сентября 1586 г.? Согласно одной из грамот, 18 марта 1585 г. архимандрит Герман за вклад в 100 руб. выдал данную на монастырское село Юрово Ф.И. Опанчину. Это решение было принято по совету, в том числе, с соборным старцем Ионой19 – видимо, Ионой (Думиным). Если это предположение верно, то после первого настоятельства он оставался во владимирском Рождественском монастыре. Обратимся к актам из архива владимирского Рождественского монастыря. 22 сентября 1586 г. архимандрит Иона Думин получил рыбные ловли по р. Клязьме. Подчеркну, что это пожалование было сделано после получения в приказе Большого дворца боярином и дворецким Григорием Васильевичем Годуновым памяти из приказа Казанского дворца за приписью дьяка Андрея Яковлевича Щелкалова, согласно которой архимандрит Иона просил передать в монастырь р. Клязьму для ловли рыбы, поскольку «в монастыре питатца нечем»20.
19.  Кистерёв С.Н. Владимирский Рождественский монастырь… № 31.

20.  Там же. № 33.
9 В 1587/88 г. «при архимарите при Иене да строителе старце Серепиене Маркове» монастырь получил деревню Романово в Колпском стане Владимирского уезда. В 1590/91 г. в закладной кабале Н.И. Симонова вновь упоминаются архимандрит Иона и строитель Серапион (Марков). Не сохранилось или не выявлено двух актов 1586/87 г. Они известны, благодаря упоминаниям в поздних грамотах. В жалованной подтвердительной грамоте от 3 января 1606 г. от Лжедмитрия I упоминается жалованная грамота царя Фёдора Ивановича архимандриту Ионе и строителю Серапиону о передаче монастырю в вотчину с. Шахова в Московском уезде. 26 декабря 1611 г. от бояр и воевод кн. Д.Т. Трубецкого и И.М. Заруцкого владимирский Рождественский монастырь получил грамоту о возвращении сельца Палашкина и деревни Середниково в Боголюбском стане Юрьевского уезда. Получение грамоты было инициировано старцем Серапионом, который защищал интересы монастыря от кн. Ивана Борятинского. Монастырь предоставил документы, обосновывающие его право на эти земельные угодья: «По Уложенью царя Бориса и сына ево царевича Федора, и по челобитью архиепискупа Ионы Вологоцкого и Великопермского велено то селцо Палашкино да деревню Середникову дати в Рожественной монастырь»21.
21.  Там же. № 35, 34, 43, 45.
10 Приведённые данные показывают, что Иона (Думин), будучи архимандритом или старцем Рождественского монастыря, увеличивал монастырскую вотчину, несмотря на законодательные запреты 1551, 1572 и 1580 гг. Акты свидетельствуют о личном участим архимандрита, а потом архиепископа Вологодского и Великопермского, в получении земельных владений монастырём. Укрепление хозяйственного положения обители стало возможным благодаря знакомству Ионы с Борисом Годуновым.
11 Иона упоминается и в источниках, связанных с установлением патриаршества в России22. По сложившейся церковной традиции на патриаршее место предлагались три кандидатуры: митрополит Московский Иов, архиепископ Новгородский и Псковский Александр, архиепископ Ростовский и Ярославский Варлаам. Одновременно с этим появлялись митрополичьи кафедры, и нужно было выбрать митрополитов. Иона (Думин) стал кандидатом на Новгородскую митрополию: «Тогда же избрали соборно трёх на митрополию Великаго Новгорода: архиепископа Александра с двумя старшими архимандритами, Троицкой лавры Киприаном и Рождественского монастыря, что во Владимере, Ионою»23. Царский выбор остановился на Иове, который стал патриархом, а Новгородскую кафедру продолжил занимать Александр, но уже в статусе митрополита. Иона (Думин) остался архимандритом. Возведение Иова в сан патриарха состоялось 26 января 1589 г. в Успенском соборе Московского Кремля24. А.В. Сиренов полагает, что в связи с учреждением патриаршества в России Иона (Думин) составил особую редакцию Степенной книги25.
22.  Николаевский П. Учреждение патриаршества в России // Христианское чтение. 1879. № 9–10. С. 369–382; Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский патриарх (к 400-летию учреждения патриаршества) 1589–1989 // Богословские труды. № 30. 1990. С. 200–240.

23.  Муравьёв А.Н. Указ. соч. С. 207.

24.  Макарий (Веретенников), архим., Э.П.Р. Иов // Православная энциклопедия. Т. 25. С. 253–264; Шпаков А.Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912.

25.  Сиренов А.В. Степенная книга редакции Ионы Думина. С. 256–304; Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. С. 267–314, 488–495.
12 Согласно сведениям П.М. Строева, Иона был хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского после мая 1588 г.26 Это утверждение противоречит приведённым выше данным. С 26 октября 1587 г. (кончина епископа Антония) по 26 января 1589 г. (возведение Иова в сан патриарха) Вологодская кафедра оставалась вакантной27. Подчеркну, что на соборе 1589 г. после учреждения патриаршества за Великопермской и Вологодской епархией был утвержден статус архиепископии, кафедру перенесли из Усть-Выми в Вологду, и архиепископом стал Иона. А.С. Усачёв отметил, что, согласно списку лиц, подписавших соборный приговор 1584 г. и «Лествицу» 1598/99 г., Вологодский архиерейский дом стал первым среди епископских кафедр и занял шестое место в общем перечне28. Такое изменение в церковной иерархии, вероятно, обусловлено стремлением Бориса Годунова повысить статус кафедры, на которую предполагалось возвести его сторонника – Иону (Думина).
26. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 731.

27.  Этот период совпал со временем интенсивной политической борьбы в Москве (Зимин А.А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 104–140; Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985. С. 11–39; Павлов А.П. Государев двор в конце XVI – начале XVII в. // Правящая элита Русского государства… С. 230–239; Солодкин Я.Г. Куда сослали бывшего митрополита Московского Дионисия и его «собеседника» Варлаама // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). С. 109–110.

28.  Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. I. М., 1813. № 202. С. 592–598; Лествица о соборных властех, кои в 107-м году на соборе у Иева патриарха на Москве // Чтения Общества истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1912. Кн. 2. С. 41; Усачёв А.С. Вологодский епископ Антоний и Русская церковь в период борьбы за власть при дворе в середине 1580-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 137.
13 Выбор Ионы на Вологодскую кафедру не был случайным. Его предшественник на этой должности – епископ Антоний – поддерживал Годуновых, которые стремились найти опору среди церковных иерархов (членов Освященного собора)29. Иона ещё в 1580-х гг. бывал в Москве при дворе, когда и могло состояться его знакомство с Борисом Годуновым. Решение земельных вопросов в пользу владимирского Рождественского монастыря (до и после хиротонии Ионы в архиепископы) указывает на прогодуновскую позицию этого иерарха. Период архиерейства Ионы в Вологде связан с возникновением изобразительных и книжных памятников. Около 1589 г. по заказу иерарха была изготовлена трёхъярусная «походная церковь», по другому определению искусствоведов – складень30. Во время пребывания на Вологодской кафедре Иона создавал новые религиозно-литературные произведения и переписывал старые (очевидно, что иерарх не сам осуществлял переписку, а выступал заказчиком), используя рукописи из монастырей Вологодской и Великопермской епархии.
29.  Усачёв А.В. Вологодский епископ Антоний… С. 143–145.

30.  Виноградова Е.А. История собирания, реставрации и изучения коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника // Иконы Вологды XIV–XVI вв. М., 2007. С. 75, 78–79; Антонова В.А., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи X–XVIII веков. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. М., 1963. № 630; Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995. № 75–78.
14 Б.Н. Флоря писал о важности изучения собраний рукописей отдельных лиц и выявил книги, принадлежавшие Ионе (Думину). Учёный обнаружил 16 кодексов, которые датируются 1590, 1591, 1591/92, 1592, 1593 и 1600 гг. Они были заказаны для владимирского Рождественского монастыря архиепископом Вологодским и Великопермским Ионой. О переписке книг в Вологде говорит тот факт, что во вкладных записях упоминаются рукописи из Спасо-Каменного, Спасо-Прилуцкого, Павлова Обнорского и Корнилиево-Комельского монастырей, которые были «в свидетелстве», т.е. тексты вновь созданных книг переписаны с рукописей, которые по указу архиепископа Вологодского и Великопермского взяты для переписки из северных обителей. Некоторые рукописи «писаны на Москве»31.
31.  Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 57–59.
15 Д.М. Буланин отметил, что с именем Ионы связана 21 рукопись, а также известно о нескольких книгах, которые до нас не дошли или не найдены32. Вскоре Буланин дополнил свои наблюдения и выявил три книги, на которых есть вкладные записи архиерея: рукописная «Огласительные поучения Феодора Студита» и две печатные Триоди. Учёный выявил так же косвенные данные о принадлежности иерарху ещё двух рукописей33. Иона (Думин) распространял в Вологодской и Великопермской епархии печатные книги. И.А. Гузнер опубликовал запись на Триоди: «Сия постная Дриодь государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Руси жалована, а платил за ту Дреодь аз, воскресенской поп Евсевий, архиепископу Ионе на Вологде в казну»34. М.Н. Тихомиров выявил запись в печатной Триоди о посылке в Вологду архиепископом Ионой двухсот книг: «Лета 7101-го июля 28 день повелением благочестиваго и христолюбиваго Богом венчанного государя царя и великого князя Федора Ивановичя всеа Русии великий господин Преосвященный Иона, архиепископ Вологодцкий и Великопермьский, из Богом спасаемаго пресловущаго царствующаго града Москвы прислал к Вологде государева жалованья 200 книг, печатных Триодей, постные и цветные, и велел своим приказным людем, князю Федору Андреевичю Дябринскому с товарыщи, в городе на Вологде и на посаде и в Вологодской уезд в монастыри и в села и в волости те книги роздати по церквам»35. Тихомиров полагал, что «слова о «государевом жалованье» не должны считаться доказательством того, что печатные книги были подарком. За них собирали деньги, правда, по сниженной цене. Стоит сравнить стоимость печатной Триоди 1591 г. с рукописной книгой, написанной по приказу того же архиепископа Ионы в 1592 г., чтобы увидеть разницу в стоимости печатных и рукописных книг. «Триодь цветная» печатная продавалась по 2 руб. за экземпляр, а рукописные «Беседы Иоанна Златоуста» обошлись архиепископу Ионе в 100 руб.». Учёный также отметил, что Печатный двор в Москве вёл торговлю книгами в «неожиданно больших размерах»36.
32.  Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин… С. 175.

33.  Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь… С. 73–74.

34.  Гузнер И.А. Записи XV–XVIII вв. на книгах и рукописях собрания ГПНТБ СО АН СССР (Материалы по истории книги) // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 86.

35.  Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII веков. М., 1968. С. 332; Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968; Юдин А.А. Неизвестные источники Тихомировского собрания ГПНТБ СО РАН // Библиосфера. 2016. № 4. С. 80–87.

36.  Тихомиров М. Н. Русская культура… С. 332.
16 Иона (Думин) изучал сочинения Максима Грека и, по наблюдению Н.Н. Покровского, владел сводом судебных материалов по делу святого. Н.В. Синицына предположила, что Иона – создатель собрания сочинений Максима Грека. Д.М. Буланин посвятил этому вопросу свою работу и не только поддержал гипотезу Синицыной, но и привёл дополнительные аргументы в её пользу37.
37.  Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 17–18; Покровский Н.Н. Замечания… С. 80–102; Синицына Н.В. Максим Грек в России. С. 223–229; Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин… С. 174–180; Буланин Д.М. Переводы и послания… С. 232–233.
17 В 1591 г. Иона составил пространную редакцию жития Александра Невского38. Сохранилась Кормчая 1591/92 г. с записями о её создании, которую Иона «по обещанию» вложил во владимирский Рождественский монастырь. М.В. Корогодина отметила, что в русских Кормчих XV–XVII вв. существовали формулярные наставления священнику от архиерея. Она обнаружила в одной из рукописей лист с поучением от имени архиепископа Ионы. Внешнее описание кодекса показало, что «лист до вплетения в рукопись хранился в сложенном вчетверо виде, то есть, вероятно, был дан священнику при хиротонии и лишь позже добавлен к кодексу»39.
38.  Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 218–222; Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. С. 267–314, 488–495.

39.  Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. В 2 т. Т. 1: Исследование. СПб., 2017. С. 414, 440, 441, 480, 521, 525; Т. 2: Описание редакций. СПб., 2017. С. 115–116, 525.
18 Д.М. Буланин отметил, что все книги, созданные по заказу Ионы (Думина), написаны с 1589 по 1600 г. Это время пребывания иерарха на Вологодской кафедре (1589–1603). По предположению учёного, Иона «чувствовал себя в Вологде неуютно»40. Не соглашусь и предположу, что в Вологде существовали иные причины для переписки книг. Если в монастырях расходы настоятелей тщательно контролировали, вели общий учёт доходов и расходов, то в архиерейских домах по указу иерарха деньги и ценности относили «вверх», к архиепископу, который мог ими распоряжаться по своему усмотрению41. Оказавшись во главе крупной епархии (более 300 церквей и несколько десятков монастырей и пустыней42), Иона получил возможность тратить часть средств на написание и покупку книг, а также мог ознакомиться с библиотеками древних северных монастырей.
40. Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин… С. 175.

41.  Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии XVII – начала XVIII в. М.; СПб., 2018. С. 63, 518, 568.

42. Кузьмин А.В., Шамина И.Н., Смирнова С.С., Шаршаков И., Берташ А. Вологодская и Великоустюжская епархия // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 245.
19 В источниках зафиксированы сведения об участии Вологодского владыки в международных и общероссийских событиях. 12 января 1592 г. митрополит Тырновский Дионисий находился на «отпуске» у патриарха Иова. Его вместе со свитой встретили в столовой белой палате: патриарх Иов сидел на своём месте, слева от него был митрополит Сарский и Подонский Геласий и архиепископ Рязанский Митрофан; справа – архиепископ Вологодский и Великопермский Иона и архиепископ Элассонский Арсений43.
43.  Муравьёв А.Н. Указ. соч. С. 245–246.
20 После смерти царя Фёдора Ивановича в 1598 г. московский престол оказался вакантным. Вдовая царица Ирина приняла постриг и ушла в Новодевичий монастырь44. Патриарх Иов поддержал кандидатуру Бориса Годунова на царский престол, рассылал окружные грамоты в его поддержку45. Утверждённой грамоте 1598 г. посвящена обширная историография46. Обратимся к сведениям, связанным с Вологодским владыкой. К этому документу архиепископ Вологодский и Великопермский Иона приложил руку шестым, после патриарха Иова, митрополита Новгородского Варлама, митрополита Казанского Гермогена, митрополита Ростовского Варлама и митрополита Сарского Геласия. После него следовало 8 подписей архиепископов и епископов. К грамоте, которая хранилась в «царской казне», приложено 14 печатей, при этом 4 митрополичьих печати и печать Вологодского и Великопермского епископа «серебряны позолочены», тогда как 8 печатей «архиепископли и епископли» просто серебряные. На «меньшей» грамоте, хранившейся у «патриарха в ризнице» статусные различия в печатях менее заметны, печати патриарха и митрополитов из красного воска, а архиепископов и епископов «чорныя»47.
44.  Зимин А.А. Указ. соч. С. 212–233; Павлов А.П. Государев двор… С. 50–63.

45.  Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук (далее – ААЭ). Т. II. СПб., 1836. № 1. С. 3–4.

46.  Мордовина С.П. К истории Утверждённой грамоты 1598 г. С. 127–141; Мордовина С.П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г. // Вопросы истории. 1971. № 2. С. 55–63; Скрынников Р.Г. Земский собор 1598 года и избрание Бориса Годунова на трон // История СССР. 1977. № 3. С. 141–157; Павлов А.П. Соборная утвержденная грамота об избрании Бориса Годунова на престол // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 10. Л., 1978. С. 206–225.

47.  ААЭ. Т. II. № 7. С. 46.
21 Вскоре после восшествия на престол Бориса Годунова Вологодский архиерейский дом получил земельные пожалования под Москвой. О возникновении у Софийского дома вотчины в Московском уезде становится известно из копий XVIII в. с жалованных грамот царя Михаила Фёдоровича архиепископу Вологодскому и Великопермскому Макарию от 17 мая 1619 г. на пустошь Тихонову и от 2 июля 1619 г. на деревню Каликино с деревнями и пустошами48. Согласно списку XVIII в., иерарх бил челом царю и «сказал», что «в прошлом во 107-м году при царе Борисе дана в дом Софеи Премудрости Божии Вологодскому и Великопермскому архиепископу Ионе» в Московском уезде в Сосенском стану деревня Калинино (Каликино) на реке Вздери Ноге; пустошь, что была деревня Ямантово; пустошь Городище Розладино, «что были за благовещенским протопопом Елеуферьем», в Молоцком стане; «пустошь, что было селцо Неверовское, что было в поместье за князем Иваном Волконским, да за князем Михайлом, да за князем Леонтьем, да за князем Юрьем Шеховским»; пустошь, что была деревня Деминская Пищулино (Гречушниково), «что была в поместье за Поспелом за Изволским да за подьячим за Семенкою Самсоновым»; в Сосенском стане сельца Неверовского пустошь Красулинское Селище, «что была Ивановского поместья Дубенского з братьею, а после в порозжих землях». Из этого следует, что архиепископ Иона получил пожалование от царя Бориса Годунова в 1598/99 г. О других обстоятельствах сделки не сообщается. По словам челобитчика, документ был утрачен в пожаре, когда в 1612 г. «приходили на Вологду полские и литовские люди и черкасы и город Вологду выжгли». Сыск в Поместном приказе подтвердил слова архиепископа Макария, и царь Михаил Фёдорович в июле 1619 г. пожаловал иерарха, «велел на тое вотчину… по старой даче дать нашу жалованную грамоту»49.
48.  РГАДА, ф. 1209, д. 70/9934, л. 352–354. М.С. Черкасова выявила и опубликовала жалованные грамоты от 17 мая и 2 июля 1619 г. по копиям XVIII в., которые сохранились среди документов Вологодского архиерейского дома в Вологде (Источники по истории Русской Православной Церкви XVI–XVII вв. Сборник документов / Сост. А.Н. Красиков, М.С. Черкасова. Вологда, 2020. № 2, 3. С. 5–11.

49.  РГАДА, ф. 1209, д. 70/9934, л. 352–353 об.; Шепинг Д. Древний Сосенский стан Московского уезда // ЧОИДР. 1895. Кн. 3. М., 1895. С. 59; Черкасова М.С. Архивы вологодских церквей и монастырей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. № 69. С. 346.
22 Ещё одно пожалование от Бориса Годунова архиепископ Иона получил в 1601/02 г. В дополнение к земельному комплексу в Сосенском и Молоцком станах «во 110-м году при царе Борисе дана в дом Софеи Премудрости Божии… в Московском уезде пустошь Тиханово, что была села Лвова Остафьева». Грамота на эту пустошь также сгорела в 1612 г., а в 1619 г. архиерейский дом получил новую50.
50. Источники по истории Русской Православной Церкви… № 2. С. 6.
23 Итак, вотчина Вологодского архиерейского дома в Сосенском и Молоцком станах Московского уезда зафиксирована писцовой книгой 1627–1629 гг., выпиской из писцовых книг, переписной книгой Московского уезда 1677 г. и переписной книгой 1702 г.51 Известны два спорных дела об этих землях 1651 и 1667, а также 1726 г.52 Очевидно, что появление у Вологодской кафедры подмосковной вотчины связано с повышением статуса Софийского дома и вологодских владык – епископа Антония и архиепископа Ионы, которые, как и некоторые другие иерархи, поддерживали Годунова53.
51. РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, д. 53, л. 1–8 об.; ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 265–266; д. 9811, л. 198–199; Государственный архив Вологодской области, ф. 1260, оп. 1, д. 416, л. 1–3. Благодарю А.Л. Грязнова за указание на этот источник.

52.  РГАДА, ф. 281, д. 7299, л. 1–34; д. 7295, л. 2; Описание грамот Коллегии экономии. Т. 2: К–Р / Сост. А.В. Антонов. М., 2018. № 7295, 7299. С. 413, 414; Черкасова М.С. Архивы вологодских церквей и монастырей… № 258. С. 366.

53.  Усачёв А.С. Вологодский епископ Антоний… С. 136–146; Усачёв А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. С. 101–117; Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века… Т. 1. С. 345–350; Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль… С. 172–174; Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба… С. 57; Назаров В.Д. Годуновы // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007. С. 298–299; Флоря Б.Н. Борис Феодорович Годунов // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 70–74.
24 И.М. Покровский полагал, что «все архиерейские дома имели вотчины под Москвой, доходы с которых шли на архиереев во время пребывания их в Москве»54. Исключением, по мнению историка, была Казанская кафедра, которой был пожалован загородный двор и огород. Вологодский архиерейский дом получил подмосковную вотчину в самом конце XVI в. Очевидно, что, например, Псковская или Корельская и Орешская кафедры, вновь возникшие, как и Казанская, также не имели подмосковных вотчин.
54.  Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Казань, 1906. С. 116.
25 Приведу сведения ещё об одном случае социально-экономического взаимодействия Бориса Годунова и архиепископа Ионы. 25 февраля 1602 г. владимирский Рождественский монастырь пожалован в «Юрьевском уезде в Боголюбовском стану селцом Полашкиным, деревнею Середниковою, что было то селцо и деревня в вотчине за Замятнею за Безстужим». Жалованная грамота выдана дана после челобитья архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы. Иерарх сообщал о том, что Замятня Бестужий сделал вклад в монастырь «по своих родетелех» и просил, несмотря на то что по «Уложенью» «в монастыри вотчин никому давати не велено», разрешить Рождественскому монастырю владеть этими землями. Обитель «для челобитья» Ионы получила «пашни и перелогу сто четыре четверти в поле, а в дву по тому же»55.
55.  10 декабря 1605 г. эта грамота была подтверждена на имя архимандрита Исайи. 12 октября 1620 г. кн. И.М. Барятинский «искал» на архимандрите Владимирского монастыря Исайе вотчины своего тестя Замятни Бестужева. Патриарх Филарет со ссылкой на жалованную грамоту от Бориса Годунова, которую «положили» монастырские власти, решил дело в пользу обители (Акты феодального землевладения и хозяйства / Отв. ред. Л.В. Черепнин. Ч. 3. М., 1961. С. 106; Кистерёв С.Н. Владимирский Рождественский монастырь… № 41, 42).
26 Как видим, архиепископ Иона, находясь на Вологодской кафедре, заботился о материальном благополучии монастыря из другой епархии. Этот поземельный акт также указывает на благосклонное отношение к архиепископу царя Бориса Годунова. В Средневековье и раннее Новое время поземельные отношения являлись основой для взаимодействия между различными социальными группами и институтами. Получение земельных пожалований архиерейскими кафедрами и монастырями часто свидетельствует об особом отношении к церковным иерархам царей и великих князей.
27 М.С. Черкасова подчёркивает, что благоволение Бориса Годунова к Ионе (Думину) заключалось не только в земельных пожалованиях под Москвой, но и в поддержке процедуры канонизации вологодского святого Корнилия Комельского в январе 1600 г. на церковном соборе с участием царя56. Этот факт находится в одном ряду с другими церковными событиями: введение настоятелей Тихвинского Успенского и Антониево-Сийского монастырей в число членов Освященного собора (1598/99); активное каменное строительство в этих обителях; рост почитания иконы Тихвинской Божией Матери и прп. Антония Сийского57. Широкое взаимодействие Бориса Годунова с духовенством отражало его желание заручиться поддержкой в церковной среде в различных регионах страны.
56.  Черкасова М.С. Архивы вологодских церквей и монастырей… С. 90–91.

57.  Усачёв А.С. Вологодский епископ Антоний… С. 146.
28 Митрополитом Ростовским и Ярославским Иона (Думин) стал в 1603 г.58 Д.М. Буланин предположил, что произошло это между 12 февраля (когда его предшественник Варлаам был немощен, но ещё жив), а возможно 24 марта (когда имя Варлаама записали в поминальной документации Кирилло-Белозерского монастыря), и 25 июля59. Какое-то время в 1603 г. Иона ещё находился в Вологде, когда по его заказу в путивльский монастырь была сделана панагия. Сведения об этом приведены в «Истории российской иерархии»: «Когда начало этот монастырь возымел, по чьему дозволению и каким иждивением, сведений также не имеется. Древность же его до 200 лет, доказывает находящаяся в оном панагия с таковой надписью: “В лето 7111 / 1603 году при благоверном христолюбивом царе и государе и великом князе Борисе Феодоровиче, повелением Ионы, архиепископа Вологодского и Великопермского, сделана в монастырь путивльский Молченский Печерский панагия сия”»60.
58.  Строев П.М. Указ. соч. Стб. 333; Иерархи ростовско-ярославской паствы… С. 119–120.

59.  Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря: (Из архива Саратовской архивной комиссии) // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Вып. 31. Саратов, 1914. С. 11; Сахаров И.П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русского и славянского археологического императорского Археологического общества. Т. 1. Отд. 3. СПб., 1851. С. 74; Буланин Д.М. Иона Думин. С. 430; Образцы славяно-русского древлеписания, издаваемые профессором Погодиным. Тетр. II. № 12. М., 1841; Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 181.

60.  Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии. Ч. 5. М., 1813. С. 97.
29 Митрополит Евгений (Болховитинов) и вслед за ним Н.И. Суворов предположили, что Иона принял постриг в Молченском монастыре или был его настоятелем, поэтому и отправил туда панагию61. Однако эти сведения противоречат приведённым выше фактам. Вклад панагии связан со следующими событиями. В 1592–1593 гг. Молченскую Рождество-Богородицкую Софрониеву пустынь в 20 верстах от Путивля разорили татары62. Обитель возобновили внутри крепостных стен города. Патриарх Иов выдал в 1597 г. жалованную грамоту игумену Илье с освобождением от дани и пошлин, «что тот монастырь стал вновь». Согласно В.В. Вечерскому, в 1603 г. царь Борис Годунов дал обители новые владения и подарил панагию»63. Речь идёт о панагии Ионы (Думина). Факты указывают на совместные действия царя и иерарха по укреплению южных окраин Российского государства.
61. Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения… № 20. С. 789–790.

62.  Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Кн. 2. СПб., 2015. №№ 933, 934.

63.  Вечерський В.В. Монастирі та храми Путивльщини. Киев, 2007. С. 46.
30 4 февраля 1605 г. по указу царя Бориса Годунова греческие иерархи «представлялись» патриарху Иову. При этом рядом с ним сидели русские церковные власти, и первым назван «митрополит Ростовский Иона»64. «Новый летописец» сообщает, что Григорий Отрепьев, живя в Чудове монастыре, был поставлен в дьяконы, и патриарх Иов «слышав про нево, что изучен бысть грамоте, и взят его к себе х книжному писму». Ростовский митрополит Иона, «виде его у патрияха и возвести патриярху, яко сий чернец дияволу сосуд будет», поскольку говорит, «яко царь буду на Москве». Это предостережение некоторое время оставалось без внимания. Однако Иона обратился к Борису Годунову, предостерегая: «Сий чернец самому сатане сосуд есть». Царь велел сослать Гришку «на Соловки под крепкое начало», однако дьяки повеление не выполнили, и Отрепьев сбежал65. На это летописное сообщение обратил внимание Н.М. Карамзин. Историк писал, что Григорий Отрепьев был взят патриархом Иовом «для книжного дела»66. Очевидно, что это и стало причиной знакомства Ионы с будущим самозванцем.
64.  Муравьёв А.Н. Указ. соч. С. 294.

65. ПСРЛ. Т. XIV. СПб., 1910. С. 59; Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 11; Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004.

66.  Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 11. СПб., 1824. С. 74.
31 Д.М. Буланин выявил список «Андриатиса» с записью 1612 г., в которой упоминается о том, что при написании этой книги использовали список митрополита Ростовского Ионы, который, в свою очередь, пользовался рукописью из ризницы патриарха Иова. Учёный отметил, что рукописи Ионы пользовались авторитетом среди книжников67. Эта запись также указывает ещё на один существенный момент – доступ Ионы в патриаршую ризницу, а также вероятность того, что на некоторое время он брал рукописи оттуда в своё пользование. Очевидно, что это оказалось возможно только с разрешения патриарха Иова, которого Иона знал много лет. Вероятно, что и другие книги Ионы, с которых книжники потом делали копии, были списаны с экземпляров из патриаршей или царской библиотек.
67.  Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь… С. 74.
32 Иона (Думин) удалился на покой во владимирский Рождественский монастырь, откуда начал свой монашеский путь. Это произошло не ранее 4 февраля 1605 г., когда Иона присутствовал на приёме греческих иерархов у патриарха, и не позднее 18 марта 1605 г., когда на Ростовский престол был хиротонисан Кирилл (Завидов)68. В родную обитель – владимирский Рождественский монастырь – Иона пожертвовал книги на сумму в 200 руб., а также сделал вклады деньгами и церковной утварью69. Е.В. Брюханова привлекла для исследования вкладную книгу владимирского Рождественского монастыря и выявила там его вклад за 1606/07 г. в размере 1 750 руб.70 В 1607 г. во владимирском Рождественском монастыре на деньги Ионы (Думина) построили надвратную церковь во имя Александра Невского71.
68.  Строев П.М. Указ. соч. Стб. 333.

69.  Тихонравов К. Вкладная книга Владимирского Рождественского монастыря // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. III. Владимир, 1864. С. 10.

70.  Брюханова Е.В., Э.П.Р. Иона (Думин). С. 456–457.

71.  Тихонравов К. Указ. соч. С. 49.
33 Вычегодско-Вымская летопись датирует смерть Ионы 7112 г. (1603/04): «Лета 7112 преставися владыко Иона Вологоцкий и Пермский, а по нем поставлен владыко Иоасаф»72. В этом сообщении смешаны два события: смерть Ионы и поставление Иоасафа, которое датировано верно – 1603 г. Д.М. Буланин заметил, что запись на Евангелии 1616 г., которое начали переписывать по повелению иерарха в 1607 г., «отличается от стандартных записей на его книгах» и свидетельствует о том, что «к этому времени его уже не было в живых». По мнению учёного, эта же «запись показывает ошибочность данных Вычегодско-Вымской летописи, датирующей смерть Ионы Думина 1604 г.»73. А.А. Титов, однако, указывал на то, что в 1607/08 г. Иона жил на покое во владимирском Рождественском монастыре. В другой книге, подготовленной к изданию Титовым, находим точную дату смерти архиерея – 7 марта 1608 г. Её учёный дал со ссылкой на Ростовский летописец, который находился в личном собрании рукописей Титова74. Эту дату принял автор статьи об Ионе Думине в Русском биографическом словаре75. Буланин писал, что дата смерти Ионы в «Русском биографическом словаре» приведена без ссылки на источник76. На самом деле выявленная Титовым дата не противоречит известным фактам и, очевидно, является верной.
72. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Документы по истории коми. Вып. 4. Сыктывкар, 1958. С. 268.

73. Буланин Д.М. Иона Думин. С. 430–431.

74.  Титов А.А. Ростовская иерархия. Материалы для истории русской церкви. М., 1890. С. 63–64; Летописец о ростовских архиереях. С. 20.

75.  Иона Думин // Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897. С. 316.

76.  Буланин Д.М. Иона Думин. С. 430–431.
34 Сведений о том, где умер иерарх, нет. Вероятно, это был владимирский Рождественский монастырь. Похоронили же его в Успенском соборе Ростова Великого у южной стены77. Память митрополита Ростовского и Ярославского Ионы празднуется 16 марта и 22 сентября78.
77.  Вахрина В.И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2001. С. 52.

78. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. № 22. Часть неофиц. Стб. 360.
35 Биография Ионы (Думина) по-прежнему содержит неясные моменты, однако собранные сведения показали, что этот человек был не только церковным иерархом, но и участником политических событий конца XVI – начала XVII в. Будучи старцем, архимандритом, епископом, митрополитом, он занимался изучением, написанием и заказом книг, вёл хозяйственные дела монастыря и епархий. История жизни этого человека высвечивает новые грани событий накануне и в первые годы Смуты.

References

1. Amvrosij (Ornatskij), ep. Istoriya rossijskoj ierarkhii. Ch. 5. M., 1813. S. 97.

2. Antonova V.A., Mneva N.E. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya. Katalog drevnerusskoj zhivopisi X–XVIII vekov. Opyt istoriko-khudozhestvennoj klassifikatsii. T. 2. M., 1963. № 630.

3. Artem'ev A.I. Razgadka starinnoj anagrammy, pomeschyonnoj v posleslovii k Zhitiyu sv. Aleksandra Nevskogo // Perechen' zasedanij imperatorskogo Arkheologicheskogo obschestva za 1851 g. SPb., 1851. S. 140, 142, 143.

4. Bashnin N.V. Vologodskie stepennye i nestepennye monastyri v XVI–XVII vv. // Ot Smuty k Imperii. Novye otkrytiya v oblasti arkheologii i istorii Rossii XVI–XVIII vv.: materialy nauchnoj konferentsii. M.; Vologda, 2016. S. 460–476.

5. Bryukhanova E.V., Eh.P.R. Iona (Dumin) // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. M., 2010. S. 456.

6. Bulanin D.M. Vladimirskij Rozhdestvenskij monastyr' kak kul'turnyj tsentr Drevnej Rusi // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury Instituta russkoj literatury RAN (Pushkinskij Dom) (dalee – TODRL). T. 36. L., 1981. S. 73–78.

7. Bulanin D.M. Iona Dumin // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi. Vyp. 2. Ch. 1. L., 1988. S. 430–432.

8. Bulanin D.M. Iona Dumin. S. 430; Obraztsy slavyano-russkogo drevlepisaniya, izdavaemye professorom Pogodinym. Tetr. II. № 12. M., 1841.

9. Bulanin D.M. Perevody i poslaniya Maksima Greka: Neizdannye teksty. L., 1984. S. 232–233.

10. Vakhrina V.I. Uspenskij sobor Rostova Velikogo. M., 2001. S. 52.

11. Veselovskij S.B. Onomastikon. Drevnerusskie imena, prozvischa i familii. M., 1974. S. 20.

12. Vinogradova E.A. Istoriya sobiraniya, restavratsii i izucheniya kollektsii drevnerusskoj zhivopisi Vologodskogo muzeya-zapovednika // Ikony Vologdy XIV–XVI vv. M., 2007. S. 75, 78–79.

13. Vovina V.G. «Osvyaschennyj sobor» v istochnikakh XIV – nachala XVI v. // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46. № 1/2. P. 387–396.

14. Vovina V.G. Tserkovnye ierarkhi v XVI v. // Pravyaschaya ehlita Russkogo gosudarstva IX – nachala XVIII v. (Ocherki istorii). SPb., 2006. S. 272–308.

15. Vovina-Lebedeva V.G. Novyj letopisets: istoriya teksta. SPb., 2004.

16. Vostokov A.Kh. Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisej Rumyantsevskogo muzeuma. SPb., 1842. S. 181.

17. Vychegodsko-Vymskaya (Misailo-Evtikhievskaya) letopis' // Istoriko-filologicheskij sbornik. Dokumenty po istorii komi. Vyp. 4. Syktyvkar, 1958. S. 268.

18. Guzner I.A. Zapisi XV–XVIII vv. na knigakh i rukopisyakh sobraniya GPNTB SO AN SSSR (Materialy po istorii knigi) // Nauchnye biblioteki Sibiri i Dal'nego Vostoka. Novosibirsk, 1973. S. 86.

19. Evgenij (Bolkhovitinov), mitr. Istoricheskie svedeniya ob ierarkhakh Drevne-Permskoj i Vologodskoj eparkhii (opublikoval i dopolnil N.I. Suvorov) // Vologodskie eparkhial'nye vedomosti. 1865. Pribavleniya. № 20. S. 789–790.

20. Evgenij (Bolkhovitinov), mitr. Slovar' istoricheskij o byvshikh v Rossii pisatelyakh dukhovnogo china Greko-rossijskoj tserkvi. T. 1. SPb., 1827. S. 304.

21. Zverinskij V.V. Material dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravoslavnykh monastyryakh v Rossijskoj imperii (s bibliograficheskim ukazatelem). Kn. 2. SPb., 2015. №№ 933, 934.

22. Zimin A.A. V kanun groznykh potryasenij. Predposylki pervoj krest'yanskoj vojny v Rossii. M., 1986. S. 104–140.

23. Ivanov P.I. Svedeniya o neizvestnom sochinitele Zhitiya sv. Aleksandra Nevskogo, skrytye v anagramme // Perechen' zasedanij imperatorskogo Arkheologicheskogo obschestva za 1850 g. T. 3. SPb., 1850. S. 146–149.

24. Ierarkhi rostovsko-yaroslavskoj pastvy v preemstvennom poryadke s 992 g. do nastoyaschego vremeni. Yaroslavl', 1864. S. 119–120.

25. Iona Dumin // Russkij biograficheskij slovar'. T. 8. SPb., 1897. S. 316.

26. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. T. 11. SPb., 1824. S. 74.

27. Kisteryov S.N. Vladimirskij Rozhdestvenskij monastyr' v dokumentakh XVI – nachala XVII veka // Russkij diplomatarij. Vyp. 6. M., 2000. S. 122–123.

28. Klyuchevskij V.O. Drevnerusskie zhitiya svyatykh kak istoricheskij istochnik. M., 1871. S. 239–240.

29. Kuz'min A.V., Shamina I.N., Smirnova S.S., Sharshakov I., Bertash A. Vologodskaya i Velikoustyuzhskaya eparkhiya // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 9. M., 2005. S. 245.

30. Lestvitsa o sobornykh vlastekh, koi v 107-m godu na sobore u Ieva patriarkha na Moskve // Chteniya Obschestva istorii i drevnostej rossijskikh (dalee – ChOIDR). 1912. Kn. 2. S. 41.

31. Makarij (Veretennikov), arkhim., Eh.P.R. Iov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 25. S. 253–264.

32. Mansikka V.P. Zhitie Aleksandra Nevskogo. SPb., 1913. S. 124, 199, primech. 1, 2.

33. Mordovina S.P. Kharakter dvoryanskogo predstavitel'stva na zemskom sobore 1598 g. // Voprosy istorii. 1971. № 2. S. 55–63.

34. Murav'yov A.H. Snosheniya Rossii s Vostokom po delam tserkovnym. T. I. SPb., 1858. S. 207, 246, 294.

35. Nazarov V.D. Godunovy // Bol'shaya rossijskaya ehntsiklopediya. T. 7. M., 2007. S. 298–299.

36. Nazarov V.D. K istorii tserkovnykh soborov i idejno-politicheskoj bor'by v Rossii pervoj poloviny XVI v. // Tserkov', obschestvo i gosudarstvo v feodal'noj Rossii. M., 1990. S. 187–207.

37. Nikolaevskij P. Uchrezhdenie patriarshestva v Rossii // Khristianskoe chtenie. 1879. № 9–10. S. 369–382.

38. Pavlov A.P. Gosudarev dvor i politicheskaya bor'ba pri Borise Godunove (1584–1605 gg.). SPb., 1992. S. 42, 50–63, 221, 225.

39. Pavlov A.P. Sobornaya utverzhdennaya gramota ob izbranii Borisa Godunova na prestol // Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny. Vyp. 10. L., 1978. S. 206–225.

40. Pavlov A.P. Tserkovnaya ierarkhiya v sisteme gosudarstvennoj vlasti Rossii i uchrezhdenie patriarshestva // Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen. 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. C. 74–77.

41. Pokrovskij I.M. Kazanskij arkhierejskij dom, ego sredstva i shtaty preimuschestvenno do 1764 g. Kazan', 1906. S. 116.

42. Pokrovskij N.N. Zamechaniya o rukopisi Sudnykh spiskov Maksima Greka // TODRL. T. 36. S. 80–102.

43. Rybakov A.A. Vologodskaya ikona. Tsentry khudozhestvennoj kul'tury zemli Vologodskoj XIII–XVIII vekov. M., 1995. № 75–78.

44. Sakharov I.P. Kormovaya kniga Kirillo-Belozerskogo monastyrya // Zapiski Otdeleniya russkogo i slavyanskogo arkheologicheskogo imperatorskogo Arkheologicheskogo obschestva. T. 1. Otd. 3. SPb., 1851. S. 74.

45. Serebryanskij N.I. Drevnerusskie knyazheskie zhitiya. M., 1915. S. 218–222.

46. Sinitsyna N.V. Maksim Grek v Rossii. M., 1977; Bulanin D.M. Vologodskij arkhiepiskop Iona Dumin i rukopisnaya traditsiya sochinenij Maksima Greka // Istochnikovedenie literatury Drevnej Rusi. L., 1980. S. 174–180.

47. Sirenov A.V. Kraevedcheskaya tematika v tvorchestve russkogo knizhnika XVI veka Iony Dumina // Problemy istoricheskogo regionovedeniya. SPb., 2012. S. 175–179.

48. Sirenov A.V. Stepennaya kniga i russkaya istoricheskaya mysl' XVI–XVIII vv. M.; SPb., 2010. S. 173.

49. Sirenov A.V. Stepennaya kniga redaktsii Iony Dumina // Opyty po istochnikovedeniyu: Drevnerusskaya knizhnost'. Vyp. 3. SPb., 2000. S. 256–304.

50. Sirenov A.V. Stepennaya kniga: Istoriya teksta. M., 2007.

51. Skrynnikov R.G. Zemskij sobor 1598 goda i izbranie Borisa Godunova na tron // Istoriya SSSR. 1977. № 3. S. 141–157.

52. Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «Smutnogo vremeni». M., 1985. S. 11–39.

53. Sobranie gosudarstvennykh gramot i dogovorov, khranyaschikhsya v Gosudarstvennoj kollegii inostrannykh del. Ch. I. M., 1813. № 202. S. 592–598.

54. Solodkin Ya.G. Kuda soslali byvshego mitropolita Moskovskogo Dionisiya i ego «sobesednika» Varlaama // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2009. № 3(37). S. 109–110.

55. Spasskij F.G. Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo. M., 2008. S. 145, 168, 469.

56. Speranskij M.N. Iz istorii russko-slavyanskikh literaturnykh svyazej. M., 1960. S. 192–197.

57. Spisok ugodnikov Bozhiikh i drugikh lits, podvizavshikhsya v predelakh Yaroslavskoj eparkhii i upomyanutykh v raznykh pechatnykh i rukopisnykh svyattsakh i istoricheskikh ukazatelyakh // Yaroslavskie eparkhial'nye vedomosti. 1887. № 22. Chast' neofits. Stb. 360.

58. Stroev P.M. Spiski ierarkhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskoj tserkvi. SPb., 1877. Stb. 662, 443.

59. Timofeeva T.P. Vladimirskie monastyri: Rozhdestvenskij, Konstantino-Eleninskij i Fyodorovskij: istoriko-arkhitekturnyj ocherk. SPb., 2020.

60. Titov A.A. Rostovskaya ierarkhiya. M., 1890. S. 63–64.

61. Titov A.A. Rostovskaya ierarkhiya. Materialy dlya istorii russkoj tserkvi. M., 1890. S. 63–64.

62. Tikhomirov M.N. Opisanie Tikhomirovskogo sobraniya rukopisej. M., 1968.

63. Tikhomirov M.N. Russkaya kul'tura X–XVIII vv.: Sbornik statej. M., 1968. S. 332.

64. Tikhomirov M.N. Russkaya kul'tura X–XVIII vekov. M., 1968. S. 332.

65. Tikhonravov K. Vkladnaya kniga Vladimirskogo Rozhdestvenskogo monastyrya // Trudy Vladimirskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Vyp. III. Vladimir, 1864. S. 10.

66. Tikhonravov K.N. Vladimirskij Rozhdestvenskij monastyr' XII veka. Vladimir, 1869.

67. Usachyov A.S. Vologodskij episkop Antonij i Russkaya tserkov' v period bor'by za vlast' pri dvore v seredine 1580-kh gg. // Rossijskaya istoriya. 2018. № 6. S. 137.

68. Usachyov A.S. Knigopisanie v Rossii XVI veka: po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisej. T. 1. M.; SPb., 2018. S. 345–350.

69. Usachyov A.S. O sostave Osvyaschennogo sobora v 1566 g. // Predstavitel'nye instituty v Rossii v kontekste evropejskoj istorii XV – serediny XVII v. M., 2017. S. 101–117).

70. Feofilakt (Moiseev), igum. Svyatitel' Iov – pervyj russkij patriarkh (k 400-letiyu uchrezhdeniya patriarshestva) 1589–1989 // Bogoslovskie trudy. № 30. 1990. S. 200–240.

71. Florya B.N. Boris Feodorovich Godunov // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 6. M., 2003. S. 70–74.

72. Florya B.N. O rekonstruktsii sostava drevnerusskikh bibliotek // Drevnerusskoe iskusstvo: Rukopisnaya kniga. M., 1972. S. 57–59.

73. Florya B.N. O rekonstruktsii sostava drevnerusskikh bibliotek // Drevnerusskoe iskusstvo. Rukopisnaya kniga. M., 1972. S. 57–59.

74. Cherkasova M.S. Arkhivy vologodskikh tserkvej i monastyrej XV–XVII vv.: Issledovanie i opyt rekonstruktsii. Vologda, 2012. № 69. S. 346.

75. Sheping D. Drevnij Sosenskij stan Moskovskogo uezda // ChOIDR. 1895. Kn. 3. M., 1895. S. 59.

76. Shpakov A.Ya. Gosudarstvo i Tserkov' v ikh vzaimnykh otnosheniyakh v Moskovskom gosudarstve. Tsarstvovanie Feodora Ivanovicha. Uchrezhdenie patriarshestva v Rossii. Odessa, 1912.

77. Yudin A.A. Neizvestnye istochniki Tikhomirovskogo sobraniya GPNTB SO RAN // Bibliosfera. 2016. № 4. S. 80–87.

Comments

No posts found

Write a review
Translate