ИМАМ ЯКУБ ХАЛЕКОВ И МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА СОВЕТСКОГО ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА
ИМАМ ЯКУБ ХАЛЕКОВ И МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА СОВЕТСКОГО ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА
Аннотация
Код статьи
S0869-56870000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
 
Выпуск
Страницы
148-156
Аннотация
Российская история, ИМАМ ЯКУБ ХАЛЕКОВ И МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА СОВЕТСКОГО ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА
Классификатор
Дата публикации
09.01.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1076
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1 Сенюткина О.Н. Габдулвахид б. Сулейман б. Салюк: [Габдулвахид Сулейманов к 220-летию со дня рождения]. Н. Новгород, 2006.
2 Гафурова А.Ш. Татарская газета «Нур» в Санкт-Петербурге и её основатель Атаулла Баязитов. СПб., 2003; Мухаметшин Р. Гатаулла Баязитов (1847—1911) // Татарские интеллектуалы: исторические портреты / Сост. Р.М. Мухаметшин. Казань, 2005. С. 51—57; и др.
3 Юнусов К.О. Ислам в Санкт-Петербурге. Татары Санкт-Петербурга, мулла М.З. Юнусов и строительство соборной мечети... // Арабская вязь. Статьи, доклады, воспоминания. СПб., 2012. С. 252-262.
4 В обязанности имама-хатиба входило чтение проповеди (хутбы) во время пятничных и праздничных намазов.
5 Хайрутдинов А. Последний татарский богослов: (Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Би-гиева). Казань, 1999; Тагирджанова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань, 2010; и др.
6 Например, большинство авторов, пишущих об А. Баязитове, представляют его как единственного инициатора строительства Соборной мечети в Санкт-Петербурге (Гафурова А.Ш. Свет через столетие // Казань. 2000. № 12; URL: http://tatarica.narod.ru/archive/03_2004/81_30.03.04-5. htm. Дата обращения: 1.08.2016). Некоторые исследователи называют Баязитова, стоявшего на охранительных позициях, «едва ли не самым последовательным реформатором-модернистом» (Гафаров А.А., Набиев Р.А. Проблемы религиозной толерантности в трудах мусульманских модернистов во второй половине XIX — начале XX в. // Учёные записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 3. С. 128).

7 Исключение составляет лишь Г.Н. Исаев (1907—1983) — первый имам-хатиб мечети после её открытия для верующих в 1956 г. Подробнее о работе Исаева в Ленинграде см., например: Та-гирджанова А.Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб., 2014. С. 105—111.
8 В некоторых документах встречается фамилия Халиков. Поскольку Якуб Кемалевич подписывался в основном как Халеков, в данной статье этот вариант и используется.
9 Загидуллин И.К. История мусульманской общины Вологды // Ислам минбаре. 2011. № 188— 189 (URL: www.idmedina.ru/minbare/72418. Дата обращения: 1.08.2016).
10 Государственный архив Вологодской области (далее — ГА ВО), ф. 14, оп. 1, д.7105, л. 9.
11 Здесь и далее все даты до 1918 г. указаны по старому стилю.
12 По сведениям, представленным Халековым в 1915 г. губернскому начальству, большинство вологодских мусульман занималось разносной торговлей (ГА ВО, ф. 14, оп. 1, д.7105, л. 73—77 об.).
13 Там же, л. 9.
14 В июне 1911 г. товарищ министра внутренних дел С.Е. Крыжановский писал вологодскому губернатору, что «постановление губернского правления (от 12 января 1911 г. — Р.Б.) не находит в себе прямого основания в. статье закона. Равным образом оно не вытекает и из общего духа нашего вероисповедного законодательства» (Там же, л. 42). Чиновник рекомендовал губернатору обратиться в установленном законом порядке в Правительствующий Сенат с представлением об отмене указанного постановления. Кроме того, Крыжановский просил проинформировать его о тех мерах, которые будут приняты для «предоставления проживающим в Вологде мусульманам возможности удовлетворять их религиозные потребности» (Там же, л. 42 об.).

15 Там же, л. 86.
16 Хазрат — уважительное обращение к мусульманскому религиозному деятелю.
17 Загидуллин И.К. Указ. соч.
18 ГА ВО, ф. 14, оп. 1, д. 7105, л. 86 об.
19 Там же, л. 87.
20 Монаршей волей министру внутренних дел было предоставлено право в особых случаях (например, при отдалённости населённого пункта от зарегистрированной приходской мечети) дозволять сооружение мечети в обход действующих правил.
21 До этого он почти год учительствовал в Вологде (Архив Центра «Возвращённые имена» при РНБ. Анкета Халекова Я.К., л. 17).

22 Эфенди — вежливое обращение к мужчине.
23 Архив Центра «Возвращённые имена»... Обвинительное заключение по следственному делу № 111999 по обвинению националистической контрреволюционной группировки, возглавляемой муллами Халиковым Якубом (в оригинале опечатка: Якубой. — Р.Б) и Басыровым Кемалем, в пр.пр.ст. 58—4 УК (далее — «Дело Бигеева»), л. 170.
24 Там же. Протокол допроса Халекова Я.К. от 22 февр. 1931 г., л. 172.
25 Подробнее о государственной политике в отношении мусульман в 1920-х гг. см.: Арапов Д.Ю. Ислам и мусульмане (По материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 год). Вып. 1. М., 2010. С. 11—24.
26 Архив Центра «Возвращённые имена». Дело Бигеева, л. 369.

27 Тагирджанова А.Н. В костёле мог бы звучать азан. // История Петербурга. 2008. № 2(42). С. 56.
28 Первый строитель Дагестана // Дагестанская правда. 2009. № 46—47 (URL: http://dagpravda. ru/rubriki/obshchestvo/5152/. Дата обращения: 1.08.2016).
29 Тагирджанова А.Н. В костеле мог бы звучать азан. С. 59.
30 Данное заявление находится среди пока необработанных документов, поступивших в Государственный музей истории религии после закрытия Соборной мечети в 1940 г.
31 В 1920—1928 гг. Басыров возглавлял мусульманский приход на Большой Московской ул., д.1/3 и проводил религиозные обряды среди мусульман Детского Села (ныне г. Пушкин).
32 Архив Центра «Возвращённые имена». Дело Бигеева, л. 373.
33 Подробнее о Бёре см.: Suikkanen M. Yksityinen Susi — Zinetullah Ahsen Boren (1886—1945) eletty ja koettu elama, pro gradu —tutkielma. Tampere, 2012.

34 Русский перевод книги см.: Хайрутдинов А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. Ч. 1. Казань, 2000. С. 38—63.
35 Архив Центра «Возвращённые имена»... Дело Бигеева, л. 380.
36 Там же, л. 380-381.
37 Там же.
38 Там же, л. 372.
39 Баязитова арестовали в 1932 г. в Ленинграде и осудили на заключение в лагере на пять лет. После освобождения в 1936 г. он приехал в Казань, где вновь был арестован в 1937 г. и расстрелян.
40 Интервью с С.Я. Халиковой. 10 января 2015 г. (личный архив автора).

41 Архив Центра «Возвращённые имена». Дело Бигеева, л. 373—374.
42 Там же, л. 374.
43 Там же, л. 368—369.
44 Там же, л. 384.

45 Там же, л. 392—393.
46 Там же. Протокол допроса Халекова Я.К. от 22 февр. 1931 г., л. 142.
47 Там же. Дело Бигеева, л. 375.
48 Там же. Протокол допроса Халекова Я.К. от 22 февр. 1931 г., л. 142.
49 Тагирджанова А.Н. Памяти выдающегося татарского философа-богослова Мусы Биги (1873—1949) (URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/4/tagirjan.htm. Дата обращения: 1.08.2016).
50 Справка об освобождении Я.К. Халикова от 22 июня 1937 г. (личный архив автора).
51 Там же. Интервью с С.Я. Халиковой, 10 января 2015 г.
52 Там же.

53 Там же. Интервью с Г.А. Баутдиновым, 24 октября 2015 г.
54 Баутдинов Г. Ореховские татары (URL: http://islam-ozuevo.ru/history/. Дата обращения: 1.08.2016).
55 Интервью с Г.А. Баутдиновым, 24 октября 2015 г. (личный архив автора).
56 Там же. Интервью с Г.А. Баутдиновым, 3 ноября 2015 г.
57 Там же.
58 Там же.
59 Там же. Интервью с Г.А. Баутдиновым, 24 октября 2015 г.
60 Там же. Интервью с Г.А. Баутдиновым, 19 ноября 2015 г.
61 Архив Центра «Возвращённые имена». Заключение по материалам архивного уголовного дела № П-74704 о признании подвергшихся политической репрессии и реабилитации. 28 марта 2006 г.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести