1 См.: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721—1725 гг. М., 2000. С. 161
2 Подробнее об этом см.: Логунова М.О. Печальные ритуалы императорской России. М., 2011; Гендриков В.Б. Траурные церемонии в Петропавловском соборе // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 2. СПб., 1994. С. 306—316; ГендриковВ.Б., Пиратинская Д.Л. Праздники и церемонии Петропавловской крепости // Петропавловская крепость: Страницы истории. СПб., 2001. С. 389-396; Агеева О.Г. Петербургский траурный церемониал Дома Романовых в начале XVIII в. // Феномен Петербурга. Международная научная конференция 27-30 ноября 2000 г. Всероссийский музей им. А.С. Пушкина. СПб., 2001; Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М., 2002.
3 Формирование и особенности протестантского погребального церемониала Раннего Нового времени в целом см.: Koslofsky С. The Reformation of the Dead. Death and Ritual in early modern Germany, 1450-1700. L., 2000. В отношении знати см.: Baresel-BrandA. Grabdenkmaler norddeutscher Fhrstenhauser im Zeitalter der Renaissance 1550-1650. Kiel, 2007; Meyes O. Memoria und Bekenntnis -Grabdenkmaler evangelischer Landesherren im Heiligen Romischen Reich der deutschen Nation im Zeitalter der Konfessionalisierung. Regensburg, 2009; Brinkmann I. Grabdenkmaler, Grablegen und Begrabniswesen des lutherischen Adels. Adelige Funeralreprasentation im Spannungsfeld von Kontinuitat und Wandel im 16. und beginnenden I7. Jahrhundert. Berlin; Mhnchen, 2015. S. 47-78; Прокопьев А.Ю. «Zur letzten Ehre». Погребальная обрядность протестантских дворов Германии в Раннее Новое время // Университетский историк: Альманах. Вып. 2. СПб., 2003. С. 85-112.
4 Прокопьев А.Ю. «Zur letzten Ehre»... С. 104-105. Особенности траурной обрядности на стыке XVI-XVII в. см.: Seeliger-Zeiss A. Grabmal und Bestattung in evangelischen Fhrstenhausern um 1600 -Beispiele von Mitgliedern der Union // Union und Liga 1608/1609. Konfessionelle Bhndnisse im Reich -Weichenstellung zum Religionskrieg? / Hrsg. von A. Ernst und A. Schindling. Stuttgart, 2010. S. 263-283.
5 Важнейшим тезисом, прямо влиявшим на структуру траурных торжеств у протестантов, было отрицание М. Лютером и ещё более резко Ж. Кальвином учения о чистилище. Согласно католической догме, в окончательной форме утверждённой решениями второго Лионского собора (1274), душа человека по смерти должна оказаться в чистилище, дабы избавиться от наиболее тяжких грехов, прежде чем предстать на Страшном суде перед Христом. Этим предопределялось требование обязательного исповедания и последней абсолюции перед смертью, а также усиленные молитвенные бдения и обильные жертвования на помин души во время погребения и после, способные, по мнению Церкви, помочь покойному. Реформаторы считали догмат о чистилище извращением веры, глумлением над Христом. С их точки зрения, в минуту бренной смерти душа напрямую отправляется к Христу в ожидании Судного дня и никакие обряды живых не способны изменить её участи: воздастся лишь по вере умершего и по воле Господа. Соответственно, не только устранялся сам обряд исповедания и абсолюции, но и менялась вся идейная нагрузка последних проводов. Похоронная процессия становилась не актом помощи душе покойного во главе с клиром, а лишь напоминанием всей общине о добропорядочной жизни умершего, выражением своего рода коллективной памяти с дидактическими функциями утешения во Христе и веры в неизбежное воскресение праведника. Отсюда превращение процессии в многолюдное шествие, в центральное звено всего погребального ритуала, символически самый значимый элемент. Вместе с тем разрушалось и представление о незримом единстве живых и мёртвых: последние всецело перемещались в область памяти и надежды. См. об этом: Babendererde C. Sterben, Tod, Begrabnis und liturgisches Gedachtnis bei weltlichen Reichsffirsten des Spatmittelalters. Ostfildern, 2006. S. 35; Fischer N. Geschichte des Todes in der Neuzeit. Erfurt, 2001. S. 9; Brinkmann I. Op. cit. S. 50-57.
6 См.: Ракова А.Л. Придворный праздник как политика и искусство // Праздник—любимая игрушка государей. Торжества и празднества в европейской гравюре XVI—XVIII столетий из собрания Эрмитажа: Каталог выставки / Под ред. А.Л. Раковой. СПб., 2004. С. 14. О католическом влиянии при оформлении «печальной залы» в Зимнем дворце усилиями Н. Пино см.: Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990. С. 166. Ср.: ПрокопьевА.Ю. Погребение Петра Великого: протестантский стандарт в православной России // Северная война, Санкт-Петербург и Европа в первой четверти XVIII в. Материалы международной научной конференции, декабрь 2006. СПб., 2007. С. 99—100.
7 Общую картину венского траурного церемониала в начале XVIII в. см.: Hawlik van de Water M. Der schone Tod. Zeremonialstruktur des Wiener Hofes bei Tod und Begrabnis zwischen 1640 und 1740. Wien; Freiburg; Basel, 1989. О доминировании траурной архитектуры над процессией см.: Brix M. Trauergernste ffir die Habsburger in Wien // Wiener Jahrbuch ffir Kunstgeschichte. 1973. Bd. 26. S. 209. Схема погребального шествия и особая роль клира хорошо представлены в описаниях современников, например, при изображении погребения Иосифа I у И.Х. Люнига (см.: Lunig J.Chr. Theatrum Ceremoniale historico-politicum. T. II. Leipzig, 1720. S. 69). Мёртвый Пётр возлежал в деревянном гробу в «печальной зале» в гвардейском мундире, в сапогах со шпорами, что полностью соответствовало германо-скандинавскому протестантскому архетипу защитника и распространителя истинной Веры (св. Евангелия), лично преданного Христу. Единственное отличие заключалось в отсутствии головного убора. Ср.: Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого... С. 91.8 Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого... С. 89, 96—97. Католическая традиция на примере баварских Виттельсбахов: Czerny H. Der Tod der bayerischen Herzoge im Spatmittelalter und in der fruhen Neuzeit 1347-1579. Vorbereitungen - Sterben - Trauerfeierlichkeiten - Grablegen - Memoria. MUnchen, 2005.
9 Структура шествия до и после гроба, локация конных «эффигий», число людей в отдельных частях процессии, и, наконец, количество залпов траурного салюта соответствовали с почти математической точностью погребальному шествию Фридриха Вильгельма Великого в Берлине (1688) и первого короля Пруссии (1713). Брюс хорошо знал траурный церемониал берлинских Гогенцоллернов. В его личной библиотеке имелись фунералии 1688 г. Сам он был по служебной надобности в Берлине в 1713 г. и, без сомнения, знакомился с порядком проводов Фридриха I. Подробнее об этом см.: Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого. С. 88-90. Детальное исследование берлинского церемониала 1688 и 1713 гг. см.: Bruggemann L. Herrschaft und Tod in der FrUhen Neuzeit: Das Sterbe- und Begrabniszeremoniell preuBischer Herrscher vom GroBer KurfUrsten bis zu Friedrich Wilhelm II (1688-1797). MUnchen, 2015. S. 53-177. Возможное объяснение рецепции берлинских погребений следует искать прежде всего в фигуре самого курфюрста: как и Пётр, Фридрих Вильгельм обучался в Голландии, воевал и побеждал шведов, заботился о флоте и открыл свои владения талантливым эмигрантам и единоверцам. Символическая гамма его достоинств была созвучна петровским.10 Отсутствие на этом этапе чёткой структуры демонстрировало своеобразную смешанную форму гомилетики и тематической проповеди. Целью, как и во всех проповедях Лютера, были похвала Всевышнему и казуальная возможность дидактики. См. об этом: Winkler E. Die Leichenpredigt im deutschen Luthertum bis Spener. Mtachen, 1967. S. 27-31.
11 История жанра надгробной проповеди сегодня основательно изучена. См., например: WinklerE. Op. cit. S. 42; LenzR. De mortuis nil nisi bene? Leichenpredigten als multidisziplinare Quelle. Sigmaringen, 1990; Lenz R. Leichenpredigt // Theologische Realenzyklopadie / Hrsg. von G. Mflller. N.Y.; Berlin, 1990. S. 697-699; Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz, E.-M. Dickhaut. Bd. 1-5. Stuttgart, 1975-1984; Studien zur deutschsprachigen Leichenpredigt der frnhen Neuzeit / Hrsg. von R. Lenz. Koln, 1981.
12 См. об этом: Eybl F.M. Leichenrede // Historisches Worterbuch der Rethorik / Hrsg. von G. Ueding. Bd. 5. Tflbingen, 2001. S. 145-151 (здесь же указана литература по данному вопросу).13 Репродукцию изображения процессии 29 декабря 1559 г. в Брюсселе см: Праздник - любимая игрушка государей. С. 52-73. Описание на русском языке было опубликовано в: Описание погребения блаженной памяти императора Николая I с присовокуплением исторического очерка погребения царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. С. 9-14. Саксонское подражание габсбургской версии в подобном изображении см.: Baumel J. Das Trauerzeremoniell fur den Kurfhrsten August I 1586 in Dresden und Freiberg // Dresdner Kunstblatter. 1987. Bd. 6. S. 166. См. также: Stanislaw-Kemenah A.-K. «Zur Dienstwartung bei der Churfhrstlich Sachsischen Begengnus zukomen». Representation fhrstlicher Macht in den Begrabnissen Herzog Albrechts (1501) und Kurfhrst Augusts (1586) von Sachsen // Kunst und Representation am Dresdner Hof. Mhnchen; Berlin, 2005. S. 72-96. «Решающим здесь было не принятие католической иконографии, а её функциональный смысл: изображение курфюрста рядом с имперским властителем. Это создавало разумный баланс между имперской верностью, с одной стороны, и утверждением новой конфессии - с другой» (Stanislaw-Kemenah A.-K. Op. cit. S. 89).
14 Описание погребения курфюрста Иоганна Георга I см.: Grnndliche Beschreibung Derer / Dem weiland Durchleuchtigsten... Herrn Johann Georgen dem Ersten / Herzogen zu Sachsen. und Churfhrsten. Zu DreBden / am 2. und 3: Zu Freyberg aber am 4. Februarii 1657. zu. immerwehrendem Andanken. gehaltener Drey unterschiedener Churfhrstlicher Leichbegangnusse / DreBden, 1657 (экземпляр РНБ). См. также надгробные проповеди: Chur-Sachsische Ehren-Trauer-Crone / Das ist Drey Christliche Klag- und Trost-Predigten: Meinen Jesum laB ich nicht: Glaubens hoher Cederbaum / und Goldner Grund / so alle schwere schwartze Noth- und Todt-Balcken ertragt / aus dem 7. Cap. Mich. [.] / Zu DreBden in der SchloB- wie auch Creutz-Kirchen / dem 16. Oct. An. 1656. und 2. Febr. An. 1657. und denn dem 4. Febr. zu Freyberg in der Dom-Kirchen gehalten von Jacob Wellern D. Chur-Fhrstl. Sachsischen Ober-Hoff-Predigern... DreBden, 1657 (экземпляр Библиотеки Российской академии наук; далее - БАН). Общий переплёт не исключал первоначальной публикации входящих в него произведений отдельными изданиями. Ср., например, вюртембергский образец с описанием погребения Барбары Сибиллы и Анны Катарины - матери и первой супруги герцога Эбергарда III в 1655 г: Christliche Leichpredigt bei der fUrstlichen Bestattung... Anna Katharina. Stuttgart, 1655 (экземпляр Главного государственного архива Штутгарта: Hauptstaatsarchiv Stuttgart. J. 67. BU. 5a). Объединение текстов, относящихся сразу к двум княгиням, в одной книге служило, в том числе и династической легитимации в условиях собственно вюртембергской конъюнктуры. Вначале следовали сами проповеди, затем - описание процессии.
15 Leich-Prozession des Durchlauchtigsten Herren... Friedrich Wilhelms. KUln an der Spree, o. J. (экземпляр БАН); Beschreibung der Magnificen Prozession bey hochst ansehnlichem Leich-BegangniB Friedrich Wilhelms des GroBen 12. Sept. 1688. Leipzig, o. J. (экземпляр БАН).
16 Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого. С. 111, прим. 41.
17 См.: Описание порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнейшей памяти всепресветлейшего державнейшего Петра Великого, императора и самодержца всероссийского, и блаженной памяти ее императорского высочества государыни цесаревны Наталии Петровны. СПб., 1725. В данной статье использовалось аналогичное издание, опубликованное в Москве в 1726 г. (экземпляр БАН); Феофан (Прокопович). Слово на погребение всепресветлейшаго державнейшаго Петра Великого, императора и самодержца всероссийска-го, отца отечества, проповеданое в царствующем Санктъпетербурге, в церкви Святых Первоверховных апостол Петра и Павла, святейшаго правительствующаго Синода вицепрезидентом, преосвященнейшим Феофаном, архиепископом псковским и нарвским, 1725, марта 8 дне. СПб., 1725 (URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5932: дата обращения: 21.01.2017); Феофан (Прокопович). Слово на похвалу блаженной вечнодостойной памяти Петра Великого, императора и самодержца всероcсийскaго... в день тезоименитства его проповеданное в царствующем Санкт-Петербурге, в церкви Живоначальной Троицы, святейшего правительствующего Синода вицепрезидентом, преосвященнейшим Феофаном, архиепископом псковским и новгородским. СПб., 1725 (экземпляр БАН); Феофан (Прокопович). Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора российского. СПб., 1819.
18 См. об этом: Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого. С. 103, 106.19 Намёки на беспокойство императрицы о сроках см.: Дипломатическая переписка французского полномочного при русском дворе Кампредона с французским двором и французским посланником при оттоманской Порте маркизом де Бонаком с 1723 по март 1725 г. // Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 58. СПб., 1887. С. 36—54.
20 Прежде всего подразумевается роскошная гравюра, изданная по случаю погребения. О процессии 1707 г. см.: Николаев С.И. Рыцарская идея в похоронном обряде Петровской эпохи // Из истории русской культуры (XVII — начало XVIII). Т. III. М., 1996. С. 584.
21 См.: Феофан (Прокопович). Краткая повесть... С. 39.22 Ср.: Rabiner J. Leben Petri des Erstens und GroBen, Zhars von RuBland. Leipzig, 1725. S. 780—787; [WeberFr.] Das veranderte RuBland. Th. 2. Hannover, 1739. S. 203—213.
23 Со времён Ю.Ф. Самарина и Ф.А. Тихомирова протестантские эманации в творчестве Прокоповича стали предметом научной дискуссии, восходящей ещё к «партийным» предпочтениям XVIII в. Однако немецкие коллеги, оставляя за скобками «взгляд из России», стремились «дешифровать» творчество Прокоповича, исходя из особенностей духовного климата протестантской Германии периода кризиса ортодоксии и начала пиетизма. Блестящее исследование Г. Коха стало первым крупным опытом в этом направлении (см.: Koch H. Die russische Orthodoxie im Petrinischen Zeitalter. Ein Beitrag zur Geschichte westlicher EinflBsse auf das ostslavische Denken. Breslau, 1929). Представители послевоенной отечественной традиции, пронизанной духом национальной идентичности, стремились отыскать в творчестве Прокоповича исключительную оригинальность, затушёвывая протестантские импульсы. В результате косвенно стимулировалась концепция «петровского барокко» и специфического российского «раннего Просвещения» подчас в нарочитом противопоставлении европейско-протестантскому вектору. Восточно-немецкие коллеги очень хорошо почувствовали дух перемен, завуалировав протестантские ориентиры архиепископа Новгородского, и весьма расплывчато указывали на мотивы «раннего Просвещения» (см., например: Tetzner J. Theophan Prokopovic und die russische FrBhaufklarung // Zeitschrift ffir Slawistik. 1958. Bd. 3. S. 351—368; Winter Е. Frnhaufklarung: Der Kampf gegen den Konfessionalismus in Mittel- und Osteuropa und die deutsch-slawische Begegnung: Zum 200. Todestag von G.W. Leibniz im November 1966. Berlin, 1966; Lehmann U. Theophan ProkopоwiC // Geschichte der russischen Literatur: von den Anfangen bis 1917 / Hrsg. von H. Grasshof. Bd. 1. Berlin; Weimar, 1986). Быть может, более последовательным оказался подход историков из ФРГ, когда, например, Р. Штупперих анализировал отдельные этапы творчества Прокоповича с точки зрения влияния как Рима, так и протестантских центров. См.: Stupperich R. Peter der GroBe und die russische Kirche. Ausgewahlte Aufsatze II / Hrsg. von H. Klueting et al. MBnchen, 2004. Общий обзор историографии с акцентом на историко-филологическую перспективу см.: Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII в. М., 2014.
24 Описание порядка. С. 31.25 См.: Rabiner J. Op. cit. S. 786; [WeberFr.] Op. cit. S. 211.
26 Подробнее о жанровых особенностях погребальных проповедей см.: Furstenwald M. Zur Theorie und Funktion der Barockabdankung // Leichenpredigten als Quelle historischer Wissenschaften / Hrsg. von R. Lenz. Bd.1. Koln; Wien, 1975. S. 372-389.
27 Феофан (Прокопович). Краткая повесть... С. 38.28 Pecher M. Imago Caesaris. Kayserliche Tugend-BildnuB in Leopoldo I. Weyland. Rom. Kayser. Innsbruck, 1705 (экземпляр Австрийской национальной библиотеки, Вена; далее - ONB; URL: http://data.onb.ac.at/ABO/%2BZ183461905; дата обращения: 20.01.2017).
29 Ibid. A2.
30 Описание порядка. С. 31.
31 Произведение Пехера насчитывает 35 страниц.32 См., например: Reiffenstuel I. Wunder-voller Adlers-Flug Zur Gottlichen Sonne in Himmel, Das ist Glor-whrdigste Lob-Ehren- und GroB-Thaten Weylands Leopoldi DiB Nahmens des Ersten. Romischen Kaysers. Wienn, 1705 (экземпляр ONB; URL: http://data.onb.ac.at/ABO/%2BZ183461802; дата обращения: 20.01.2017); FizingR. Justus dolor et justa querela Oder der Billiche Schmertz Und die Billiche Klag. Ob dem fruhe-zeitigen Hintritt Leopoldi DeB Grossen Romischen Kaysers. Seeligsten Angedenckens In einer kurtzen Traur-Red. vorgestellet. Wien, 1705 (экземпляр ONB; URL: http://data. onb.ac.at/ABO/%2BZ181867906; дата обращения: 20.01.2017).
33 Pecher M. Op. cit. Bii.34 См.: Weller J. Chur-Sachsische Ehren-Trauer-Crone / Das ist Drey Christliche Klag- und Trost-Predigten: Meinen Jesum laB ich gicht: Glaubens hoher Cederbaum / und Goldner Grund / so alle schwere schwartze Noth- und Tod-Balcken ertragt / aus dem 7. Cap. Mich. v. 7. Gen. 32. v. 26. Rom. 14. 8. Uber den. HochbetrUbten Abschied / des. Herrn Johann Georgen des Ersten / Hertzogen zu Sachsen / Jfflich Cleve und Berg / des Heil. Rom. Reichs Ertz-Marschalln / und Chur-FUrsten. / Zu DreBden in der SchloB- wie auch Creutz-Kirchen / dem 16. Oct. An. 1656. und 2. Febr. An. 1657. und den dem 4. Febr. zu Freyberg in der Dom-Kirchen gehalten. Dresden, 1657. S. 3-12 (URL: http://digitale.bibliothek.uni-halle.de/vd17/content/pageview/8814994; дата обращения: 20.01.2017). Подробнее об эволюции апокалиптических мотивов у лютеранских авторов XVII в. см.: Прокопьев А.Ю. Иоганн Георг I, курфюрст Саксонии (1585-1656). Власть и элита в конфессиональной Германии. СПб., 2011. С. 58-97.
35 Например, в проповеди на смерть Иоганна Георга III Саксонского в 1691 г.: Praetorius P. Jehova Vexillum Meum. Oder Das Chur-Sachsische Gottes-Panier: unter welchem Der. Johann George der Dritte / Hertzog zu Sachsen / Jfflich / Cleve und Berg. Hochstseligster GedachtnUB / alB der Tapffere / Freudige und GroBmUthige / Ritterlich gekrieget und Seliglich gesieget / wurde Bey Dero ChurfUrstl. Leich-BegangnUB / So auf. Johann George des Vierdten. Anordnung In der ChurfUrstl. Sachsischen Haupt-Stad des Marggraffthumbs Ober-Lausitz / BudiBin / am 21. Decembris. 1691. Bautzen, 1691. S. 23 (URL: http://digitaIe.bibliothek.uni-halle.de/vd17/content/titleinfo/171950; дата обращения: 20.01.2017).36 Традиция «эффигий» не имела ничего общего с барочным vanitas vanitatum. И символика траурной архитектуры, и само «Слово...» Прокоповича содержали ясно выраженный мотив триумфа над бренностью, т.е. над смертью, и никак не наоборот. Подробнее об этом см.: Прокопьев А.Ю. Погребение Петра Великого. С. 65.
37 Pecher M. Op. cit. Bi.
38 Cochius Chr. Davids Des Konigs in Israel Heilige FUrbereitung zum Tode / und krafftige Ansprach an seinen Sohn und Nachfolger Salomo: Betrachtet Bey dem hochstbetrUbten Todes-Fall / Des weyland Durchlauchtigsten... Herrn Friderich Wilhelmen Marggraffen zu Brandenburg / ...Churfurste. Coln an der Spree, 1688 (экземпляр Берлинской государственной библиотеки прусского культурного наследия; URL: http://digital.staatsbibliothek-.berlin.de/werkansicht/? PPN=PPN770301029&PHYSID =PHYS_0021; дата обращения: 21.01.2017). Подробный анализ его проповеди, главным образом с точки зрения барочного придворного церемониала, дан у Л. Брюггеманн (см.: Bruggemann L. Op. cit. S. 56). Христиан Кохий (1632—1699) родился в Рейнской обл., возглавлял духовную администрацию герцогства Юлих-Берг, входившего в состав бранденбургских владений, и с 1687 г. был последним старшим проповедником, призванным ко двору Фридриха Вильгельма. Кохий имел многочисленное потомство, служившее ещё при королях Пруссии в XVIII в. Как литератор и публицист, впрочем, он остался малоизвестен. Ср.: Bahl P. Der Hof des Grossen KurfUrsten. Studien zur hoheren Amtstragerschaft Brandenburg-Preussens. Berlin, 2001. S. 72.
39 Предпринятая Б. Зингером и Г.-О. Мюльайзеном классификация произведений этого жанра включает духовные трактаты фунерального характера. См.: Singer B. Die FUrstenspiegel in Deutschland im Zeitalter des Humanismus und der Reformation: bibliographische Grundlagen und ausgewahlte Interpretationen: Jakob Wimpfeling, Wolfgang Seidel, Johann Sturm, Urban Rieger. MUnchen, 1981; FUrstenspiegel der FrUhen Neuzeit / Hrsg. von H.O. MUhleisen et al. Frankfurt a/M; Leipzig, 1997.
40 Muller R.A. Der deutsche FUrstenspiegel des 17. Jahrhunderts // Historische Zeitschrift. Bd. 240. 1985. S. 571—598.41 Ср.: «Его дело - правительство синодальное, его попечение - пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произносило сердце сие воздыхания о невежестве пути спасенного! Ко-ликие ревности на суеверия, и лестнические притворы, и раскол, гнездящийся в нас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в нем и желание было и искание вящего в чине пастырском искусства, прямейшего в народе богомудрия и изряднейшего во всем исправления!» (Феофан (Прокопович). «Слово...»).
42 «Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления» (Там же).43 Pecher J. Op. cit. Di.
44 Ibid. D-Di.
45 Cochius Chr. Op. cit. S. 106.
46 Ibid. S. 108-109.
47 Ibid. S. 143. Краткое указание на государево благочестие выступает у Кохия прологом к описанию кончины и сдвинуто в самый конец очерка о его жизненном пути.48 Relation von weyland Ihrer rom. kayserl. Majestat Leopold, dieses Nahmens des Ersten... Ableiben und hierauff angestellter prachtigster Leich-BegangnuB. Wienn, 1705 (экземпляр ONB, без пагинации; URL: http://data.onb.ac.at/ABO/%2BZ184878502; дата обращения: 21.01.2017).
49 Ibid. Aa.
50 Ibid. A3i.
51 Ibid. A3.
52 Ibid. A3ii.53 Феофан (Прокопович). Краткая повесть... С. 2-5.
54 Там же. С. 18.
55 Там же. С. 19.
56 Там же. С. 5.57 Там же. С. 12-13.
58 Ср.: «О исповеди и причащении Крови Господней уже выше от нас воспомянуто» (Там же. С. 9).
59 Cochius Chr. Op. cit. S. 143-152.60 Ibid. S. 143.
61 Ibid.
62 Ibid. S. 147.
63 Ibid. S. 149.
64 Ibid. S.150.
65 Ibid. S. 152.
66 Феофан (Прокопович). Слово на похвалу...
Комментарии
Сообщения не найдены