"ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИВАИДА": К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
"ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИВАИДА": К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Аннотация
Код статьи
S0869-56870000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
23-35
Аннотация
Российская история, "ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИВАИДА": К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Классификатор
Дата публикации
13.03.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1469
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1 Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 198.

2 Зимин А.А. Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. 1963. № 37. С. 70.
3 Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984. С. 93.
4 ПСРЛ. Т. I. М., 2001. Стб. 151.
5 О датировке агиографических произведений Нестора см.: Артамонов Ю.А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г.: Проблемы источниковедения. М., 2003. С. 253-257; Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря [Ruthenica. Supplementum 3]. Кшв, 2011. С. 68-84; Артамонов Ю.А. «Гипотезы, выстроенные на гипотезах...»: по поводу исследования А. Поппэ «Студиты на Руси. Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря (Киев, 2011) // Вестник церковной истории. М., 2013. Вып. 1-2(29-30). С. 377-382.
6 Бугославський С.А. Пам’ятки XI-XVIII вв. про княз1в Бориса та Пнба: Розвщка та тексти // Текстология Древней Руси. Т. 2: Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе. М., 2007. С. 589, 591.

7 ПСРЛ. Т. I. Стб. 162.
8 Артамонов Ю.А. Монастырское строительство на Руси в эпоху Ярослава Владимировича // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 187-201.
9 Бугославсъкий С.А. Указ. соч. С. 553.
10 ПСРЛ. Т. I. Стб. 182.
11 Бугославсъкий С.А. Указ. соч. С. 589, 591, 594.
12 ПСРЛ. Т. I. Стб. 202.

13 Ср.: «И ины церкви ставляше по градомъ и по м'ёстомъ, поставляя попы и дая имъ от именья своего урокъ, веля имъ оучити люди, понеже тЬмь есть поручено Богомь, и приходити часто къ церквамъ» (Там же. Т. I. Стб. 153).
14 Ср.: «И оттол'Ь почаша Печерскыи манастырь, имьже бЪша жили черньци преже в печеръ» (Там же. Т. I. Стб. 159).
15 Там же. Т. I. Стб. 206, 217, 221.
16 Там же. Стб. 212,281.
17 Там же. Т. II. М., 2001. Стб. 260.
18 Там же. Стб. 273.
19 Там же. Т. I. Стб. 229-230.
20 Правда, на это предложение Олег Святославич ответил отказом: «Олег же въсприимъ смыслъ буи и словеса величава, рече сице: “Н’ёсть мене лЪпо судити епископу, ли игуменом, ли смердом”. И не въсхотЪ ити к братома своима, послушавъ злых свЪтникъ» (Там же. Стб. 230).
21 Там же. Стб. 274-275.

22 Успенский сборник XII-XIII вв. / Подготовили к печати О.А. Князевская и др. М., 1971. С. 85.
23 Там же. С. 89. Этот вывод противоречит мнению о том, что Киево-Печерский монастырь являлся «аристократическим общежитием» (Поппэ А. Указ. соч. С. 92).
24 «Феодосу же приемшю манастырь, поча имЪти въздержанье, и велико пощенье, и молитвы съ слезами, и совокупляти нача многы черноризьци, и совокупи братьЪ числомь 100» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 159-160.). Известно, что в среднестатистическом монастыре Византии в этот же период число насельников, как правило, не превышало 8-10 человек (Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204): Опыт церковноисторического исследования. СПб., 2003. 118-119).

25 ПСРЛ. Т. I. Стб. 160.
26 Бугославсъкий С.А. Указ. соч. С. 553.
27 Под 1070 г. читаем: «В се же лЪто заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи»; под 1088 г. - «Священа бысть церкы святаго Михаила манастыря Всеволожа мит-рополитомь Иваномь, а игуменьство тогда держащю того манастыря Лазареви» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 174, 207).
28 Макарий (Булгаков). История Русской церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 171; Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003. С. 72; РорреА. Panstwo i kosciol па Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. C. 165; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X-XIII вв. М., 1989. С. 134; Синицына Н.В. Русское монашество и монастыри X-XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 306.

29 «Сопоставляя результаты последних исследований с материалами раскопок М.К. Картера, можно прийти к выводу, что в XI в. на территории Выдубицкого монастыря на юг и восток от Михайловской церкви существовала целая группа пещерных сооружений. Все они были отделены и не составляли единого лабиринта. Вероятно, эти сооружения составляли комплекс пещерного монастыря - подземное иноческое поселение, что предшествовало развитию монастыря на поверхности. Итак, время основания этих пещер стоит отнести к середине XI в., что вполне согласуется с вновь открывшимися материалами» (Бобровсъкий Т.А. Шдземш споруди Киева ввд найдавшших nacie до середини XI ст. (спелео-археолопчний нарис). Киш, 2007. С. 59. См. также: он же. Печери Видубицького монастиря у Киев! (за матер1алами дослщжень вщдшу «Кшв-шдземний») // Кшв i кияни (матер1али щор1чно1 науково-практично! конференцп). Кшв, 2005. С. 6-9.
30 ПСРЛ. Т. I. Стб. 174.
31 Там же. Т. II. Стб. 197.
32 Успенский сборник XII-XIII вв. С. 93.
33 Там же. С. 93, 96.
34 «Тъгда же христолюбивый князь от манастыря великааго отца нашего Феодосия избьравъ единого отъ братия, иже въ чьрньчьскЪмь житии просиявъша, Исаию наричемааго. Того же из-ведъ игоумена постави въ манастыри своемъ оу святааго мученика Димитрия» (Там же. С. 95). Хотя, конечно, это наблюдение не обладает силой решающего аргумента.

35 Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 139.
36 Абрамович Д.И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1991. С. 8.
37 Артамонов Ю.А. Формирование родовых некрополей на Руси в XI-XII вв. // Восточная Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма исторической памяти: XIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто: Москва, 11-13 апреля 2001. Материалы конференции. М., 2001. С. 11-20.
38 Артамонов Ю.А. Кем был основан Михайловский Выдубицкий монастырь в Киеве? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. Выпуск 1(34). [Электронный ресурс].

39 ПСРЛ. Т. I. Стб. 286; Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2001. С. 140-154, 156-157.
40 ПСРЛ. Т. I. Стб. 174, 207.
41 Там же. Т. III. М., 2000. С. 17, 18.
42 Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2009. С. 480.
43 Синицына Н.В. Указ. соч. С. 307.
44 ПСРЛ. Т. I. Стб. 305, 348, 363, 390-391.
45 Артамонов Ю.А. Формирование родовых некрополей... С. 11-20.

46 Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 22-23.
47 Макарий (Булгаков). Указ соч. С. 171. То же см.: Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. 4.II. М.,1904. С. 585-586.
48 ПСРЛ. Т. II. Стб. 222.
49 Эртелъ А.Д. Древние пещеры в Киеве на Зверинце. Киев, 1913; Каманин И.М. Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость). Киев, 1914; Воронцова Е.А. Киевские пещеры. Киев, 2005. С. 67-127.
50 В литературе высказывалось мнение, что Зверинецкие пещеры являлись некрополем Киево-Печерского или Выдубицкого монастырей {Эртелъ А.Д. Указ. соч. С. 34-36).
51 Бобровсъкш ТА. Шдземш споруди Киева... С. 62-63, 175.

52 ПСРЛ. Т. I. Стб. 232.
53 Бугославський С.А. Указ. соч. С. 561.

54 ПСРЛ. Т. I. Стб. 456—457. Заслуживает внимания тот факт, что это известие, по всей видимости, принадлежит либо непосредственно очевидцу события, прибывшему в Киев из Залесского края, либо записано с его слов.

55 Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII - первой трети XV веков. М., 2009. С. 377.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести