1 Ф.А. Корш о спектаклях постом и накануне праздников // Новости сезона. 1917. 21-22 марта; В. П-в. Историческая справка о запрещённых для театра днях // Театр и искусство. 1917. № 15. С. 234-235.
2 ПСЗ-I. Т. 19. № 13477. С. 77.
3 Там же. Т. 24. № 17674. С. 248-249.
4В. П-в. Указ. соч. С. 235; ПСЗ-II. Т. 8. Отд. 1. СПб., 1834. № 5937. С. 51; Т. 51. Отд. 1. СПб., 1878. № 55567. С. 115; Т. 53. Отд. 2. Дополнение к Т. 50. № 55420а. С. 16 (2-я паг.).5 ПСЗ-III. Т. 20. Отд. 1. СПб., 1902. № 18725. С. 591.
6 Свод законов Российской Империи. Т. XIV. Устав благочиния и безопасности. Пг., 1916. С. 59.
7 Теляковский В.А. Императорские театры и 1905 год // Теляковский В.А. Воспоминания. Л.; М., 1965. С. 333; он же. Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М., 2006. С. 662; РГИА, ф. 472, оп. 50, д. 1662, л. 67.
8 Иногда их могло быть 32, если канун Благовещения (24 марта) совпадал с одним из «запрещённых» дней Великого поста, или 34, если Пасха выпадала на 22 (наиболее ранний возможный срок) или 23 марта, и Вознесение праздновалось соответственно 30 апреля или 1 мая, а предшествующий день становился «запрещённым».
9 РГИА, ф. 497, оп. 10, д. 1360, л. 84а об.-84б.
10 Интересно, что «запрещения» на четвёртой неделе считал тогда ненужными и один из наиболее видных представителей епископата своего времени - харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий): Слухи и факты // Театральная газета. 1917. 19 марта.
11 Собрание антрепренёров и артистов // Петроградская газета. 1917. 7 марта; Театр и музыка // Речь. 1917. 8 марта; Театр в революционные дни. Петроград // Театр и искусство. 1917. № 10-11. С. 190. 10 марта должны были состояться похороны жертв революции, и театры хотели открыть после этого торжественного и траурного события. Когда день похорон был перенесён с 10 на 23 марта, антрепренёры частных театров обратились к общественному градоначальнику с просьбой допустить всё же проведение спектаклей 11 марта (Возобновление спектаклей // Речь. 1917. 9 марта). Открытие частных театров, состоявшееся в этот день, уже являлось нарушением действовавшего законодательства, поскольку это была суббота 4-й недели поста (Открытие частных театров // Петроградская газета. 1917. 12 марта). Государственные театры открылись в Петрограде 12 марта, а в Москве - 13-го.12 Московские театры в дни революции // Новости сезона. 1917. 12-13 марта.
13 Театральное общество // Русское слово. 1917. 5 марта; В Москве // Театр и искусство. 1917. № 10-11. С. 191; Московские театры в дни революции // Новости сезона. 1917. 12-13 марта.
14 У рампы // Биржевые ведомости (вечерний выпуск). 1917. 8 марта.
15 Технический персонал получал обычно фиксированный оклад и совершенно не был заинтересован в увеличении рабочего времени. Наряду с достаточно сильной ещё народной религиозностью, это делало театральных рабочих сторонниками сохранения «запрещённых» дней в неизменном виде. Побывав 21 марта на их собрании в Малом театре, московский журналист недоумевал: «Наиболее странное постановление касается 24, 25 и 26 марта. По старым полицейским правилам в эти дни играть не разрешалось. Ныне, с падением клерикально-полицейских запретов, казалось бы, и воспользоваться двумя праздничными днями. Между тем на митинге постановлено не работать в эти дни и поддержать старые полицейские правила своими средствами» (Московские вести // Театр и искусство. 1917. № 13-14. С. 240).
16 Вчерашние инциденты в театрах // Петроградская газета. 1917. 25 марта; Прекращение спектаклей // Петроградский листок. 1917. 25 марта; Хроника (слухи и вести) // Театр и искусство. 1917. № 13-14. С. 239.
17 Москва // Театральная газета. 1917. 2 апреля.18 Прекращение увеселений с 25-го марта до Пасхи // Петроградская газета. 1917. 25 марта. Юревич также разрешил петроградским антрепренёрам давать спектакли 2 апреля, в первый день Пасхи, «в случае соглашения между антрепренёрами и служащими» (Эхо // Биржевые ведомости (вечерний выпуск). 1917. 31 марта). Впрочем, свидетельств о каких-либо спектаклях в Петрограде в этот день обнаружить не удалось.
19 Со среды, 29 марта театры закрываются // Петроградская газета. 1917. 26 марта.
20 У рампы. Эхо // Биржевые ведомости (вечерний выпуск). 1917. 29 марта. В частности, в эти дни не давали спектакли «Палас-театр», Троицкий театр, театр К.Н. Незлобина (Часть театров прекратила спектакли // Петроградская газета. 1917. 28 марта).
21 Закрытие театров // Раннее утро. 1917. 28 марта.
22 Родя. [Менделевич Р.А.] Арабески // Театр. 1917. 30 апреля - 1 мая.
23 Спектакль в Светлое Воскресение // Там же. 7-8 апреля.
24 Н.Н. [Кугель А.Р.] Обсуждение вопросов театр[альной] цензуры // Театр и искусство. 1917. № 13-14. С. 230.
25 Великая русская революция и театр // Там же. № 10-11. С. 188.26 Старк Э. Христос Воскресе! // Обозрение театров. 1917. 2-3 апреля.
27 Гогин И. Письмо в редакцию // Театр и искусство. 1917. № 16. С. 261.
28 Синицын Ф. «А ты, Марко, грай!» (По поводу письма артиста И.П. Гогина). Письмо в редакцию // Театр и искусство. 1917. № 21. С. 359.29 РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 344, л. 1. Канун Сочельника (23 декабря) А.И. Зилоти включил в список «запрещённых» дней по ошибке. В позднейших записках Зилоти о 23 декабря уже не упоминалось.
30 Там же, л. 2-4. Курсивом выделены слова, подчёркнутые в документе.31 Там же, ф. 472, оп. 50, д. 1662, л. 63-63 об.
32 Там же, л. 63.
33 Там же, л. 64-64 об.
34 Там же, л. 68.
35 Там же, ф. 796, оп. 204, отд. VI, ст. 3, д. 138, л. 2.
36 Там же, л. 11-11 об.
37 Там же, л. 4-4 об. В список не был включён канун Сочельника, который и не был «запрещённым». Кроме того, Зилоти несколько уточнил сумму убытков петроградских государственных театров за 23 дня простоя - не 268, а 265 тыс. руб., а также «около 25 тысяч рублей военного налога» (Там же, л. 4).
38 Там же, л. 3.
39 Театр и музыка // Новое время. 1917. 2 июля.40 Театр и искусство. 1917. № 28-29. С. 487.
41 Каэль [Лебедев К.Ф.] Запрещённые дни // Обозрение театров. 1917. 13-14 августа.
42 РГИА, ф. 497, оп. 18, д. 344, л. 7.
43 Там же, л. 8.
44 Там же, ф. 472, оп. 50, д. 1662, л. 72.
45 Там же, л. 73.
46 Там же, л. 74.47 Там же, л. 75.
48 Там же, ф. 796, оп. 204, отд. VI, ст. 3, д. 138, л. 1.
49 Речь. 1917. 7, 13, 14 сентября.
50 Данное определение Святейшего Синода (№ 5563) датировано октябрём 1917 г., но на документе имеется канцелярская пометка: «К исполнению пропущено 12 октября 1917 г.» (РГИА, ф. 796, оп. 204, отд. VI, ст. 3, д. 138, л. 9 об.). Следовательно, определение появилось не позднее 12 октября. Но и не ранее, поскольку тем же 12 октября датировано более раннее определение (№ 5561): О совершении поминовения почившего митрополита Московского Филарета в день его кончины 19 ноября сего года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1917. № 43-45. С. 402.
51 РГИА, ф. 796, оп. 204, отд. VI, ст. 3, д. 138, л. 9-9 об.52 Хроника // Обозрение театров. 1918. 23 апреля; Отдых для артистов на Пасху // Жизнь искусства. 1919. 15 апреля; Петроградское Театральное Отделение // Там же. 1920. 3-4 апреля.
53 Программы ленинградских театров с 9 апреля по 15 апреля 1928 года. [Приложение к журналу «Жизнь искусства». 1928. № 15]; Культпоход ЛОСПС // Жизнь искусства. 1928. № 52. С. 19; Программы с 24 декабря по 30 декабря. [Приложение к журналу «Жизнь искусства». 1928. № 52].
54 Работа театров в пасхальные дни // Жизнь искусства. 1929. № 14. С. 14; Не в 7 '/2, а в 10 час. вечера // Там же. № 18. С. 20; Программы с 1 по 12 мая. [Приложение к журналу «Жизнь искусства». 1929. № 18].
Комментарии
Сообщения не найдены