1 Бочарова З.С. Современная историография российского зарубежья 1920-1930-х годов // Отечественная история. 1999. № 1. С. 91-102; Сабенникова И.В. Российская эмиграция 1917— 1939 годов: структура, география, сравнительный анализ // Российская история. 2010. № 3. С. 58-60, 75-77; Пронин А.А. Российская эмиграция в отечественных диссертационных исследованиях 1980-2005 годов // Там же. С. 101-109.
2Галас М. Еду я на родину... Советская репатриация и её государственно-правовое регулирование // Родина. 2008. № 6. С. 96-98; Симонова Т. Возвращенцы. Репатриация в Советскую Россию до 1925 года // Родина. 2009. № 4. С. 26-29.
3 См., например: Бочарова З.С. Феномен зарубежной России 1920-х годов // Русский мир в XX веке. В 6 т. / Под ред. Г.А. Бордюгова и А.Ч. Касаева. Т. 2. М., 2014.4 Пронин А.А. Указ. соч. С. 107. Исключение составляет статья Я.А. Перехова, содержащая идеологические клише начала 1980-х гг., помешавшие автору всесторонне проанализировать заявленную проблему (Перехов Я.А. О реэмиграции казачества (1921-1925 гг.) // Известия СК НЦ ВШ. Общественные науки. Ростов н/Д, 1983. № 2. С. 67-72).
5 Симонова Т. Указ. соч. С. 26.
6 Лунченков И. За чужие грехи (казаки в эмиграции). М.; Л., 1925. С. 25-26.7 ГА РФ, ф. 5881, оп. 2, д. 185, л. 4-5.
8 Там же.
9 Там же, л. 3-4.
10 Авдеев В. Загадка «Решид-Паши». Заметки историка // Диалог. 2001. № 1. С. 69-78.11 Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х гг. (гражданские беженцы, армия, учебные заведения). М., 1994. С. 45-46.
12 ГА РФ, ф. 5881, оп. 2, д. 808, л. 88-89 об.
13 См.: Казаки в Чаталдже и на Лемносе в 1920-1922 гг. Белград, 1924. С. 160; Падалкин А. Сколько донских казаков в эмиграции? // Станица. Париж, 1939. С. 7.14 ГА РФ, ф. 5881, оп. 2, д. 185, л. 9-14.
15 Падалкин А. Указ. соч. С. 7.
16 ГА РФ, ф. 5881, оп. 2, д. 185, л. 14-15.
17 Такое имя оно получило по названию сборника «Смена вех», изданного в июне 1921 г. в Праге и явившегося обобщением идей и настроений, характерных для части российской эмиграции. Отправным пунктом сменовеховской мысли было признание установления в России советской власти, как писал один из идеологов данного направления Н.В. Устрялов, силы, «единственной, способной в данный момент править страной, взять её в руки». То, что не получалось «свалить» власть большевиков, заставляло верить в возможность сотрудничества с ней на благо родины. Правда, собираясь восстанавливать могущество России совместно с советской властью, некоторые идеологи сменовеховства надеялись на её внутреннее перерождение (Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987. С. 64).18 Перехов Я.А. Сменовеховство и казачья эмиграция // Возрождение казачества. Ростов н/Д, 1995. С. 75.
19 Чернявский Г.И., Даскалов Д. Судьба русской белоэмиграции в Болгарии // История СССР. 1961. № 1. С. 112, 119.
20 ГА РФ, ф. 5881, оп. 2, д. 185, л. 16.21 Лунченков И. Указ. соч. С. 92.
22 Шкаренков Л.К. Указ. соч. С. 76-77.
23 Уведённое казачество возвращается в Россию // Огонёк. 1923. № 7. 13 мая. С. 14.
24 См.: Лунченков И. Указ. соч. С. 87-98; Падалкин А. Указ. соч. С. 8; Шкаренков Л.К. Указ. соч. С. 76-78.25 Бочарова З.С. Возвращение на родину в 1920-е годы солдат Русского экспедиционного корпуса // Военно-исторический журнал. 2009. № 9. С. 56-57.
26 Падалкин А. Указ. соч. С. 8-9.
Комментарии
Сообщения не найдены