1 Шелохаев В.В. Институт общественной мысли как новая форма организации научных исследований // Шелохаев В.В. На разные темы. М., 2016. С. 437—444.
2 Эрибон Д. Мишель Фуко. М., 2008. С. 243—244.3 Абрагам А. Время вспять. М., 1991. С. 125.
4 Яркий пример тому — работа В.В. Леонтовича «История либерализма в России», чьей популярности не мешает тот факт, что многие её положения давно опровергнуты в историографии. Интерпретируя понятие «либерализм», Леонтович исходил из идеологических и мировоззренческих установок европейских мыслителей XVIII — начала XIX в. и связывал его исключительно с высшими представителями власти и их ближайшими сотрудниками — Екатериной II, Александром I, Александром II, М.М. Сперанским, Н.С. Мордвиновым и др. По оценке Леонтовича, их политические идеалы так или иначе соотносились с принципами Просвещения и, естественно, исключали возможность революционных потрясений. Общественная мысль оказалась практически вне сферы его научных интересов. Общественное движение начала XX в. характеризуется автором как радикальное, лишь препятствовавшее реализации либерального проекта. Это утверждение прежде всего относится к «Союзу Освобождения» и Конституционно-демократической партии, ориентировавшимся на альянс с социалистическим движением. Отсутствие интереса к либерализму как явлению в интеллектуальной жизни России, в первую очередь, объясняется пониманием Леонтовичем этой идеологии как политического учения, остающегося принципиально неизменным на протяжении последних двух столетий. См.: Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762—1914. М., 1995. С. 21—22, 47, 225, 301.5 Шелохаев В.В. Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции. М., 2015. С. 88-107, 849-853.
6 Там же. С. 26-41.
7 Там же. С. 131-150.
8 Шелохаев В.В. Многопартийность, висевшая в воздухе // Шелохаев В.В. На разные темы. С. 149-159.9Дюверже М. Политические партии. М., 2000. С. 22—25.
10 К настоящему моменту издано 50 томов серии «Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX в. Документальное наследие».
11 Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996; Модели общественного переустройства России. XX век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2004; Российский либерализм середины XVIII — начала XX в.: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010; Русский консерватизм середины XVIII — начала XX в.: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. Помимо этого, В.В. Шелохаев был инициатором и ответственным редактором 119-томной «Библиотеки отечественной общественной мысли» (М., 2010).12 Шелохаев В.В. Общественная мысль России: теоретико-методологические проблемы её изучения // Шелохаев В.В. На разные темы. С. 58-80.
13 Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета. М., 2010. С. 21-33; Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи: В 2 т. Т. 1. М., 2014. С. 23-44.
14 «Понятия о России»: к исторической семантике имперского периода: В 2 т. М., 2012; Вымятнина Ю.В. Деньги, или Золотая антилопа. СПб., 2016; Магун А.В. Демократия, или Демон и гегемон. СПб., 2016; Миллер А.И. Нация, или Могущество мифа. СПб., 2016.
15 Изгоев А.С. П.А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности. М., 1912. С. 116, 128-131; П.А. Столыпин: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2011. С. 237, 336.16 Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Пётр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля. М., 2005; Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации России // На разные темы. С. 378—406.
17 См.: Кабытов П.С. П.А. Столыпин и программа реформирования России // Власть и общество в России. Жизнь и государственная деятельность П.А. Столыпина. Самара, 2011. С. 8—16.
Комментарии
Сообщения не найдены